Моцарт с северным колоритом
Невероятной красоты оперу давал нынче Государственный театр оперы и балета, которую ставит уже более двадцати лет. В 2006 году заслуженный артист Якутии Прокопий Неустроев внес в постановку «Волшебной флейты» Вольфганга Амадея Моцарта северный колорит, и волшебная история заиграла новыми красками.
Шикарные декорации, сногсшибательные костюмы и грим артистов сотворены с особыми национальными чертами, в которых четко угадываются и северное сияние, и Ленские столбы, и особенности национального костюма народов Севера. С роскошными голосами оперных певцов, а особенно радовали в этой постановке Екатерина Захарова в роли Памины, Кристина Гонца в роли Царицы ночи, Юрий Баишев в роли Папагено и Марина Силина в роли Папагены, юбилею которой, собственно, этот показ и был посвящен, вкупе с мощным творческим коллективом, с безукоризненной работой оркестра под руководством Павла Васьковского — эта поистине блистательная опера бессмертного Моцарта сияет как ограненный алмаз на богатой якутской земле. Влюбленные Тамин и Памина идут через все испытания друг к другу и соединяют свои сердца! Вот такой чудесной сказки и требовала душа. Браво! Накануне «ЯВ» пообщался с главными героинями этой чудесной постановки.
Солистка Мариинского театра, лауреат международных конкурсов сопрано Кристина Гонца прибыла с гастролей из Армении прямиком в Якутск, чтобы исполнить партию Царицы ночи.
— Кристина, как находите Якутск?
— Мне здесь очень нравится! Такое все компактное, комфортное, дома невысокие, расстояния небольшие, а главное — люди приятные, добрые, приветливые.
— Это потому, что вы такая миниатюрная?
— Да, я сама маленькая, и мне комфортно находиться в вашем обществе. У нас в театре есть солист двухметрового роста, мы с ним играем в спектакле, и мне приходится с разбегу запрыгивать к нему на спину, — смеемся.
— А это правда, что вас не хотели принимать в консерваторию именно из-за небольшого роста? Мол, на сцене не будете смотреться.
— Правда! Пришлось доказывать, что рост — это не главное.
— Как же?
— Трудами! Нужно трудиться, стремиться к цели.
— Живете в Санкт-Петербурге?
— Да. Это мечта, которая сбылась!
— Не обижают такую маленькую в таком солидном театре?
— Нет. Если и возникают какие-либо вопросы, сразу на месте выясняем все с коллегами. В этом плане я человек открытый и прямой. Какая есть!
— Какая она, Царица ночи?
— Она из преисподней, но не сразу Царица стала исчадием ада, а потому, что ее лишили теплоты, любви и солнца. Ее покинул муж, передав священный солнечный диск посвященным. Это ее не просто расстроило, но лишило власти, и она решила попробовать все вернуть обратно.
— Как вживаетесь в не самую позитивную роль?
— Я ведь тоже северянка: родилась и выросла в Норильске, где суровая природная реальность закаляет характер и позволяет черпать силы, даже когда идешь в пургу, сопротивляясь ветрам. Царица ночи — роль необычная, холодная и, кстати, во многом в стиле местных духов: и костюмы, и образ, и манера поведения артистов на сцене, танцы, движения — все здесь передает местный колорит.
— Как принимает наш театр?
— Замечательно! Чувствую себя как дома!
— Глаза у вас бездонны!
— Спасибо!
— Есть роль, которую мечтаете исполнить?
— Да. Это роль в Доницетти «Дочь полка» — мечтаю об этой постановке!
— Что сейчас читаете?
— В данное время получаю третье высшее, поэтому в основном сейчас философию.
— Какую музыку, кроме классической, слушаете?
— Вообще, очень разную, в том числе рок и металл.
— Расскажите немного о семье.
— Муж у меня баритон, тоже служит в Мариинском театре. У нас двое детей — музыкой пока не занимаются.
— Не хотят?
— Пока еще не готовы.
— Что любите покушать?
— Я люблю мясо. И, кстати, певцам оно показано.
— А сырое яйцо?
— Нет.
— А фониатр?
— Очень редко! Еще моя педагог говорила: если ты правильно поешь, тебе не нужен врач-фониатр. Как раз правильное пение, оно лечит.
— Вы ведь все вибрации при пении чувствуете?
— Поет все тело! И устает физически тоже все тело.
— Не кажется ли вам, что якутский зритель несколько сдержан в эмоциях, может, принимает холодно?
— Ну что вы! Приходите в театр и вы увидите реакцию!
* * *
Золотым голосом в опере Моцарта «Волшебная флейта» многие зрители считают Екатерину Захарову, блестяще исполнившую роль Памины, влюбленной, жизнерадостной, искренней! Завораживающая сила и чистота ее голоса — явно природный талант, усиленный трудолюбием его обладательницы.
— Екатерина, о чем эта роль?
— Дочь Царицы ночи Памина томится в замке Зарастро, но не то чтобы она его заложница. В некоторых версиях музыкальной литературы Зарастро приходится ей отцом, но в нашей постановке этого не утверждается. У нас Зарастро — Бог Солнца, представитель доброй и светлой стороны мира, забравший Памину у Царицы ночи, чтобы юная девушка выросла в любви и свете, а не в темноте ночной, чтобы выросла она хорошим, добрым человеком, какой она еще пока является.
— А той уж замуж невтерпеж.
— Волею судеб встречает она молодого человека и влюбляется в Тамина.
— А им тут все вокруг препятствия чинят. Мудрят чего-то.
— Здесь обрисовывается ситуация, когда человеку оставляют выбор.
— Добро победит зло?
— Да, в итоге влюбленные останутся в Царстве мира и добра. В конце оперы Царица ночи приходит со своей свитой в замок Зарастро, но уходит побежденной.
— Екатерина, расскажите, пожалуйста, о себе. Как вы стали оперной певицей, выбрав, скажем так, не самый легкий путь?
— В последнее время этот вопрос стал наиболее часто задаваемым, и я неизменно отвечаю: сколько себя помню, а помню я себя примерно с 3–4 лет, точно мечтала стать оперной певицей!
— В таком возрасте смотрели оперу по телевизору?
— Мама рассказывает, что, когда я была маленьким ребенком, по телевизору постоянно показывали оперу и балет, а в дни национального траура такие трансляции велись целыми днями, и я была способна их слушать, очень внимательно! Мама специально выключала телевизор, чтобы понять, действительно ли я слушаю музыку, и я громким голосом оповещала, что да, я слушаю музыку и не нужно ее выключать. По словам мамы, возмущение мое прекращалось, как только источник классической музыки включался вновь.
— Амгинские, я замечала, очень певучи. Говорит ли это о генетическом культурном коде?
— А северные люди как поют! Заслушаешься ведь! Просто удаленность Арктики и отсутствие определенных возможностей не позволяют многим талантам пробиться. Так что не только амгинские жители певучи. Здесь уместно говорить об общем культурном коде народов Якутии, обусловленном во многом жизнью на лоне природы, близостью и любовью к ней, жизнью в сложном климате, где дружба всегда была и остается одним из условий выживания, где духовность — это не термин, а та струна, на которой лучше развиваются чувствительная и эмоциональная стороны, что в принципе по-другому устроены и отличаются от всего, что предлагает нам мир. В этом наша уникальность как народа и заключается. Так мы себя выражаем — через творчество. Каждый якутянин обязательно обладает каким-либо талантом, щедро дарованным богом: в рисовании, рукоделии, косторезном ремесле, танцах, пении и в других видах искусства.
— Но, как вы правильно заметили, для этого нужны и определенные возможности. Где вы учились пению?
— Я училась в музыкальной школе в Амге по классу фортепиано. Лет с шести педагоги серьезно занялись со мной классическим вокалом. Пела я в академической манере, с чем и участвовала во многих конкурсах. Кроме того, была запевалой осуохая, исполняла тойук. После школы поступила в музыкальный колледж, со второго курса совмещала два отделения — вокал и фортепиано, а до окончания колледжа поступила в Новосибирскую консерваторию на оперное пение. В 2013 году приехала работать в родной театр, с тех пор солистка ГТОиБ.
— Заслуженная?
— Нет, еще не заслуженная, — смеется.
— Отличник?
— Да, отличник.
— Есть роль, которую хотелось бы исполнить, но которую не дают?
— Мне грех жаловаться, так как все роли в сопрано я исполняю. Конечно, есть желания и планы, правда, этих постановок еще не было, но думаю, что еще будут: у нас все впереди! Коллектив очень слаженный и сильный.
— А конкретно роль, которую хотели бы исполнить? — показываю знаком, мол, чуто-о-очек завесу тайны приоткройте.
— Это роль Виолетты в опере Джузеппе Верди «Травиата».
— О мировых площадках мечтаете?
— Нет границ для совершенства!
— Желаем вам успехов!
— Спасибо!
Яна НИКУЛИНА
Фото автора и предоставлено ГТОиБ