Об институте наставничества для несовершеннолетних заговорили в Якутии
Об институте наставничества для несовершеннолетних заговорили в Якутии. На этой неделе на сессии парламентариев выступил прокурор республики Максим Попов с инициативой внесения регионального законопроекта «Общественный наставник несовершеннолетних».
Люди в синей форме забили тревогу: сегодня в Якутии на учете комиссии по делам несовершеннолетних состоят более одной тысячи детей. Среди несовершеннолетних увеличилось число преступлений, а также настораживает тот факт, что дети стали повторно совершать преступления. Именно поэтому, по словам республиканского прокурора Попова, необходимо ввести институт общественного наставника, который мог бы работать с трудными подростками напрямую. В некоторых российских регионах подобные общественные институты имеются, к примеру, в Бурятии, Тыве, Татарстане и ряде других регионов. Имеется подобная инициатива и в некоторых муниципальных районах Якутии, но здесь загвоздка в том, что нет единообразия.
Прокурор рассказал депутатам, что общественный наставник — это работа общественная, на добровольной основе, неоплачиваемая. Никаких дополнительных средств на реализацию не потребуется. Тех наставников, которые будут особо хорошо и эффективно работать с подростками, можно поощрять.
После его выступления депутаты начали задавать вопросы. К примеру, депутат Владимир Богданов спросил, по каким критериям будет проходить отбор наставников. Попов ответил, что в проекте расписаны требования по 11 пунктам. Разумеется, общественный наставник не должен быть ранее судимым, а должен иметь кристально чистую репутацию. Также Богданов вопросил: а как человек будет работать без материальной мотивации? На этот вопрос Попов опять пояснил, что это работа исключительно на добровольной основе, а в качестве наставников могут быть участники СВО или спортсмены.
Депутат Софрон Афанасьев сообщил, что в проекте говорится, что общественный наставник должен один раз в квартал отчитываться перед комиссией по делам несовершеннолетних, и это, по его мнению, отпугнет потенциальных желающих: «Это мы будем заставлять человека работать с детьми и тут же заставлять отчитываться. Если отчеты будут постоянными, то человек работать не будет». Отвечая на этот вопрос, Попов сказал, что поэтому необходимо проработать каждый нюанс, учитывая опыт соседних регионов. Затем Афанасьев спросил, как наставник защищен от агрессии подростков, ведь они могут запросто, как минимум, послать его на три буквы. Прокурор ответил, что наставничество не будет иметь эффекта, если начинать работу сразу с конфликта. В итоге было решено внести возражения в законопроект до 17 марта.
Институт наставничества уже имеется в России. Еще шесть лет назад, в 2017 году, в стране заговорили о наставничестве для трудных подростков, а Кировская область была выбрана в качестве пилотного региона. С 2020 года наставники-волонтеры появились в Краснодарском крае. В июле 2020 года Минюстом России зарегистрировано Всероссийское общественное движение наставников детей и молодежи «Наставники России», где учредители движения — россияне.
Институт наставничества широко развит в США и западных странах. В школах США распространены программы взаимного наставничества среди сверстников. Успешных учеников старшей школы просят помогать отстающим в освоении материала.
Екатерина ЧЕМЕЗОВА.
Фото:aif.ru