Саха. Национальная идея
Существует топография и без цифр. Каждое место на поверхности нашей планеты — это чья-то история, впечатления и эмоции, которые запомнились на долгие времена. Образы местных жителей могут поведать многое о незнакомых территориях: мозаика портретов отражает общие черты и земли, и ее культуры.
ЭТО СТРАНА В СТРАНЕ
Так мы начали интервью с Андреем ЖИЛИНЫМ, фотографом, дизайнером, генеральным директором БФ «Виктор», который успешно осуществил проект «Саха. Топографические портреты». Выставка с одноименным названием открылась вчера в Центре культуры и современного искусства имени Гагарина. Там же он презентовал свою книгу, выпущенную совсем небольшим тиражом в 300 экземпляров, — она, кстати, принята в коллекцию научной библиотеки Эрмитажа.
Проект осуществляется при поддержке Национальной библиотеки Якутии, Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, Российского государственного музея Арктики и Антарктики (Санкт-Петербург).
— Андрей Викторович, почему саха? Чем мы вас заинтересовали?
— Я взглянул на территорию, занимаемую Якутией, осознал вдруг площадь, что туда влезает вся европейская часть, и ошалел от этого понимания! Изначально концепция была несколько другая, но в процессе работы возникла именно эта тема — работа с портретами. Получилось то, что получилось.
— Какое-то научное обоснование под концепцию подводили? Как выглядели саха, к примеру, два века назад и как выглядят сейчас?
— Нет. Идея состоит в чем? К сожалению, наши люди заграницу, скажем, Египет, Кипр, Таиланд, знают гораздо лучше, чем собственную страну.
— А вы решили познакомить их с Якутией.
— В том числе. Официально это звучит так: проект создан для популяризации культуры народов Якутии, создания благоприятного облика республики, развития отношений в области науки и этнографии между Санкт-Петербургом и Якутией. Это рассказ о людях. О простых людях, которые не маячат в светской хронике, а живут, занимаются своими делами, и на плечах этих людей, собственно, жизнь и стоит.
— Как вы находите Якутию?
— Я влюблен в нее! И очень рад возможности приехать еще раз, пусть и на пару дней — для организации этой выставки. В хорошем смысле слова это страна в стране: самодостаточная земля, где есть и север, и юг, и степи, и тайга, и вместе с тем есть то, что похоже на нашу страну в целом.
— Соглашусь, люди — главное богатство.
— И совершенно другое отношение ваших людей к остальным людям. Более внимательное, я бы сказал. Я объясню: в наше время всё как-то скользко и вскользь. А здесь не так.
— В первый приезд вы пробыли здесь с проектом…
— …полтора месяца. Много это или мало? Скорее, мало. Процесс впитывания впечатлений идет в экстремальном темпе. География места, красота природы, замечательные люди — изначально не в полной мере отслеживаешь всё, что творится вокруг. В таком режиме происходит переключение на другой способ восприятия реальности и другая концентрация на процессе фотографирования. Это приводит к иному качеству результата. Альтернатива — родиться здесь и прожить всю жизнь, в нескольких поколениях.
— Вы и в самом деле говорите как влюбленный человек.
— Я благодарен, что многому у вас научился и для себя очень большие выводы сделал.
ИДЁШЬ СВОИМ ПУТЁМ
— Скажите, а откуда вы родом?
— Я родился в Одессе.
— Что думаете о политической и экономической обстановке в стране?
— Надо делом заниматься. Каждый — своим. Мы всегда тяжело жили, за исключением пары десятилетий, когда более или менее отпускало. Моему поколению повезло: мы — шестидесятники, прошедшие в шлейфе оттепели. Не стоит влезать в политику и учить кого-то, как ему правильно выполнять свою работу.
— Идешь своим путем…
— Совершенно верно. Если ты пекарь, что тебе рассуждать о космосе? А если ты космонавт, то ешь с удовольствием вкусную булочку, ты все равно ничего не понимаешь в процессах ее приготовления.
— Чем занимаются ваши дети?
— Моему сыну тридцать лет. Он профессионально занимается спортом. Работает в волейбольной команде «Зенит» и очень свою работу любит.
— Чем заняты вы?
— Пишу книгу о Сахалине. Летом собираюсь в Хабаровский край.
— Тоже проект о людях?
— Да. По профессии я дизайнер и фотограф, но сверх этого у меня стоит задача — поиски новой формы предъявления информации. На сегодняшний день я столкнулся с такой проблемой: те, кто серьезно будет интересоваться этой темой, пойдут к ученым, в этнографический музей, словом, к узким специалистам. С другой стороны — вы знаете поколение наших людей, которых довольно тяжело заставить куда-то погрузиться, но это же не повод исключать их из правильного информационного потока, поэтому я нашел некий баланс, когда это и смотреть интересно, и читать не напряжно. У ученых ведь своеобразный язык, а здесь язык доступный, глас народа, привязанного к своему языку, к культуре, к земле. Я веду речь о своей книге, которую можно читать как с начала, так и с конца: она так оформлена. Единственное, о чем можно сожалеть, что невозможно вместить в эту книгу всё, что собрано. Я только фотографий сделал более пяти с половиной тысяч. Жаль, что и на большую выставку денег не хватило, но хоть что-то представим.
— Туризм в регионах страны — дело финансовоемкое. Вы прибегаете к помощи спонсоров или сами выживаете?
— К большим проектам, конечно, привлекаю людей, которым они интересны. В основном это частные деньги. Просто я уже давно этим делом занимаюсь: в 2004 году Союз дизайнеров Санкт-Петербурга организовал проект «Путешествие в Россию», и мы на своих автомобилях объездили весь северо-запад. Каждый такой выезд завершался выставкой. Так и продвигали дело.
— Топография — это…
— …графическая сфера деятельности, связанная с местностью. Но описывать ее можно по-разному. Это не только местоположение в градусах, минутах, секундах широты и долготы, высоты над уровнем моря, в картах, контурах и практике графического вычерчивания. Это в том числе и такое вот искусство, и, что вызывает глубочайшее уважение, это то, что якутяне не представляют себя без земли. Они настолько к ней привязаны, причем это в разных формах выражается, что не зависит ни от социального статуса человека, ни от экономического: люди привязаны к своей земле, хотя земля непростая и даже суровая. Для сравнения: наш европейский человек ищет где послаще и где полегче. И вот эта привязанность к родной земле и есть та самая национальная идея, которую все ищут до треска и всё найти не могут…
Фото Яны НИКУЛИНОЙ и героя материала.