Зачем нам подсолнухи
Вот и лето прошло… Якутяне рассматривают фото, мысленно ставя галочку: «Всё ли успели за короткие жаркие денечки?». И обязательным таким пунктом для многих является селфи на поле подсолнухов в Хангаласском улусе. Но ведь их выращивают далеко не для этого. А для чего?
Об этом мы поговорили с Еленой Пестеревой, кандидатом сельскохозяйственных наук, заведующей лабораторией кормопроизводства и плодово-ягодных культур ЯНИИСХ, доцентом по специальности «Общее земледелие и растениеводство».
— Елена Семеновна, зачем выращиваются подсолнухи? Их адаптируют к местным условиям для выращивания в сельском хозяйстве? Если да, то на какие цели?
— Начну с того, что у нас в республике основным направлением сельского хозяйства является животноводство. В связи с развитием северного животноводства поднимается вопрос обязательного опережающего развития полевого и лугового кормопроизводства. Ведь генетический потенциал продуктивности сельскохозяйственного скота в условиях Севера на 70% определяется кормлением, а остальные 30% — технологией и селекцией. Поэтому так важно полноценно кормить сельскохозяйственных животных. В среднем в Якутии за 2019–2023 гг. заготовлено 437 тысяч тонн сена, 26 тысяч тонн силоса и 14 тысяч тонн сенажа.
В нашей лаборатории основным направлением исследований именно по кормопроизводству является разработка научных основ адаптивного ландшафта земледелия, ресурсосберегающих технологий обработки почв, возделывание новых перспективных кормовых культур, технологий производства силоса, сенажа, зеленого корма и кормовых севооборотов. А также разработка и усовершенствование агротехнических мероприятий по улучшению деградированных естественных старовозрастных фитоценозов на пастбищных и сенокосных угодьях, создание зеленого конвейера производства сенажа из многолетних трав.
— Травы? А при чем тут подсолнух?
— Подсолнечник — ценное кормовое растение, поэтому мы его выращиваем как силосную культуру. Благодаря хорошей облиственности его сорта дают много зеленой массы, которая идет для приготовления силоса. В нем содержатся легкопереваримые белки, углеводы, витамины, поэтому он обладает особой питательностью именно для лактирующих коров (тех, кто дает молоко. — И. Е.). Дает зеленую массу до 400 центнеров с 1 га, очень хорошо силосуется как в чистом виде, так и в смеси с другими растениями.
— Но многие знают подсолнух как растение, из семян которого делают масло. У нас в Якутии это возможно? Ведь после выдавливания масла из семечек остается жмых, которым тоже кормят животных.
— Для производства масла нужны сорта с другим вегетационным периодом, скороспелые. Но даже они у нас вряд ли созреют до нужной кондиции, чтобы перерабатывались на масло. Стало быть, и жмых делать не из чего.
— Елена Семеновна, у вас на станции выращивают не только подсолнечник. Что у вас еще растет из интересного?
— С 2009 года под руководством профессора Николая Терентьевича Попова старшим научным сотрудником Харитиной Ивановной Максимовой после попыток прошлых лет начали внедряться новые перспективные однолетние кормовые культуры. Это кукуруза, подсолнечник, рапс, просо, сорго, амарант, суданская трава, из семейства бобовых — вика и горох.
— Ничего себе, хороший ассортимент!
— Сейчас проводятся исследования по срокам посева и уборки, способам удобрения смешанных посевов кукурузы, подсолнечника, суданской травы и других крестоцветных.
В основном у нас, конечно, традиционной культурой является овес. Его урожайность при соблюдении всех агротехнических мероприятий без полива составляет 3–5 тонн с гектара, а при поливе — до 10 тонн зеленой массы. Урожайность кукурузы и подсолнечника в производственных условиях (то есть в крестьянских хозяйствах. — И. Е.) составляет до 15 тонн с 1 га, суданской травы, проса — до 15 тонн. Мы проводили опыты по смесям подсолнечника, кукурузы, и они показали очень хорошие результаты по урожайности (до 20 тонн зеленой массы с одного га). И в последние годы ЯНИИСХ внедряет свои разработки в хозяйствах республики. А еще работаем по срокам посева с применением микробных препаратов.
— Что за микробы и чем они полезны?
— Это штаммы бактерий сахабактисубтил «Мамонтенок», «Фитонордбак», которые разработали наши ученые Михаил Петрович Неустроев, Надежда Петровна Тарабукина, Светлана Ивановна Парникова. Эти штаммы повышают питательные качества силоса. Мы опрыскиваем растворами растения (подсолнечник, кукурузу, суданскую траву) на фазе трех-четырех настоящих листочков, также почву и семена. Сейчас проводятся опыты второго года, результаты будут видны после трех лет.
— В середине прошлого века в СССР по указанию Никиты Хрущева пытались выращивать кукурузу везде. На основании ваших опытов может так случиться, что мечта Никиты Сергеевича воплотится в жизнь и у нас будут настоящие кукурузные плантации?
— Якутские ученые Всеволод Петрович Дадыкин и Дмитрий Петрович Корнилов в 1954 году первыми высадили на площади 2 га кукурузу. Урожай составил 24 тонны зеленой массы с 1 га. В те годы Якутский филиал Академии наук провел ряд опытов с засеванием кукурузы на слабозасоленных почвах, результаты — от 21 до 32 тонн зеленой массы с 1 га.
Но в 1987 году низкая холодоустойчивость кукурузы, отсюда нестабильные низкие урожаи заставили отказаться от возделывания этой ценной культуры.
Ученые полеводы с 2009 года в нашей лаборатории внедряют перспективные культуры, в том числе подсолнечник, кукурузу, доказывая возможность ее возделывания в производственных условиях. Этому способствуют потепление климата, длинный световой день, и, главное, сейчас появилось много гибридных раннеспелых сортов и кукурузы, и подсолнечника, которые прекрасно растут в наших условиях.
— Когда была создана ваша опытная станция?
— Идея создания опытной станции в Якутии на самом деле возникла еще во второй половине 19 века. Но практически она осуществилась только 8 апреля 1927 года, именно тогда пришло понимание того, что создание сети научных стационарных учреждений необходимо для развития сельского хозяйства Якутии, без науки это невозможно. Работники станции понимали, что сельскохозяйственная наука должна быть тесно связана с землей.
В 1939 году на базе опытной станции были созданы Государственная селекционная станция и республиканская животноводческая опытная станция. На их базе в 1956 году был организован научно-исследовательский институт сельского хозяйства. Первым его директором стал Михаил Григорьевич Софронов и руководил 28 лет. Сейчас наш институт носит его имя.
Раньше были две лаборатории лугового кормопроизводства и полевого кормопроизводства. В 2014 году их объединили, и заведующей стала Сахаяна Афанасьевна Павлова, которая работала в нашем коллективе с 2008 года. Она руководила опытной станцией до прошлого года, затем ее назначили заместителем министра сельского хозяйства. А заведующей лабораторией стала я.
В разные годы на нашей станции работали много ученых с большой буквы. До сих пор трудятся Харитина Ивановна Максимова, по луговодству Антонина Васильевна Кузьмина, Галина Егоровна Захарова и многие другие.
В 2021 году к нам присоединили лабораторию плодово-ягодных культур (плодово-ягодный сад имени Марьи Алексеевны Чертковой, создательницы сортов черной смородины), и сейчас у нас в штате 15 сотрудников.
— Елена Семеновна, используете ли вы в своих опытах ГМО (генно-модифицированные организмы)?
— Нет, не используем.
— Возвращаясь к подсолнухам, раньше они казались крупнее и выше, в этом году они какие-то не такие. С чем это связано? Некоторые полагают, что их вытаптывают любители селфи. Это так?
— Начнем с того, что мы возделываем разные сорта, они меняются через три-четыре года. Растения сорта «Кулундинский», к примеру, достигали высоты до 2–2,5 м, «Белоснежка» — до 2,7 м. А вот «Енисей», он низкорослый, до 150–160 см.
Отмечу, что мы выращиваем подсолнечник на опытных делянках, а на производственных участках мы разрешаем жителям посетить посевы подсолнечника, посмотреть, фотографироваться. Так что никакого урона науке любители селфи не наносят.
— Глобальное потепление климата ощущается на ваших опытах?
— Конечно, стали выращивать больше привозных культур. Если раньше в 80 годах просо, суданская трава и другие теплолюбивые растения у нас было нерентабельно возделывать в связи с климатическими условиями, то сейчас они очень хорошо растут. Растет спрос на выращивание в производстве подсолнечника, сорго суданкового гибрида, суданской травы для сочных кормов. Опыты показывают, что кукуруза, амарант и другие растения тоже хорошо растут. Так что у нас появляются новые перспективные кормовые культуры.
— Спасибо за беседу, Елена Семеновна, и новых вам успехов в научных поисках!
Ирина ЕЛИСЕЕВА