Главная » 2022 » Октябрь » 30 » "Анатомия" шамана и управление силой

"Анатомия" шамана и управление силой

 

Бывает, сидишь, слушаешь рассуждения очередного местного нашего неошамана (в недавнем прошлом экстрасенса) и изумляешься его достаточно ограниченному словарному запасу и обилию эзотерических, парапсихологических, околомедицинских, искаженных китайских и санскритских слов. Вот, например, «астральнай тело», «ментальнай тело», «эфирнай тело», «энергия», «дууha» («душа»), «меридиан», «цигун курдук», «чакра» и пр. А были ли у старинных якутских шаманов аналоги таких терминов и вообще эдакая эзотерическая структура тела? Оказывается, были.

ДУШИ

Человек обладает телом и сознанием. Есть ли у него душа? Давайте разберем по старинным представлениям, как она устроена у обывателя и какая она у шамана.

По представлениям тюркских народов есть кут. Это душа-«двойник» человека (как бы сказали экстрасенсы, «астральное тело», «жизненный эмбрион», даруемый свыше Богом (изначально Великим Синим Небом Тэнгри, по поздним представлениям — Аллахом), сгусток энергии, условно говоря, семя жизни, счастье, благодать.

По современным представлениям якутов душа-кут состоит из трех частей: Ийэ-кут (мать-душа) — то, что передается от родителей: традиции, культура. В древнетюркских языках ийэ означает «главный; повелитель». Кут связана, видимо, с еще со времен древнего народа хунну, с древнекитайской мифологией. Там духовная душа называется хунь. Хут, кут — это форма множественного числа от того же хунь. Буор-кут (земляная душа) — материальная душа, душа физического тела. В древнекитайской мифологии есть материальная душа — по (схожая с пор/пуор/буор — в китайском нет звука «р»). Салгын-кут (воздушная душа) — интеллект, разум, коммуникативно-социальная составляющая.

После смерти человека его тело превращается в прах — значит, по представлениям старинных якутов, тело состоит из земли, а с последним выдохом нечто улетает в воздух, то есть дыхание тоже одушевлено. Ийэ-кут сохраняется и после смерти человека. Совершает последнее путешествие с демонами Кэриим, которые в полете водят ийэкут по тем местам, которые человек в этой жизни посетил. Затем души обыкновенных людей отправляются в царство мертвых. Души шаманов-ойуун проваливаются в страну Дьабын, откуда после нескольких поколений возвращаются и рождаются в своем же роду, либо душа поселяется в дерево орук («ведьмино помело») и ждет своего жребия, когда бездетная мать попросит у дерева ребенка. Айыысыт во время зачатия ребенка вкладывает в чрево будущей матери буор-кут, а через темя отца — ийэ-кут, и лишь во время рождения ребенка доброе божество вкладывает в уста его воздушную душу салгын-кут, или по-другому тыын — дыхание. Далее ребёнок живёт какое-то время на жизненной силе сүр матери. Потом божества вкладывают ему собственный сүр.

У ойуунов насчет души и силы вот как обстоят дела. Оказывается, кут-сүр шамана изначально держатся вместе, и это сплетение бывает с тридцатью разветвлениями. По велению Повелителя Судеб Дьылҕа-хаан, по указу Великого Господина Улуу Тойона, дарующего всем жизненную силу-сюр, Не-называемый-по-настоящему-имени-род-демонов забирает душу избранного в шаманы человека к себе в альковы Нижнего мира и там долгие годы воспитывает его. Сам ребёнок поначалу может и не подозревать о своей избранности и что его души и сила воспитываются в одном из гнёзд шаманского дерева в Нижнем мире. На то, как это происходит, взглянем глазами шамана. Демоны крадут тридцативетвистый кут-сюр будущего шамана и кладут в кое-как скованную железную колыбель с выгнутыми в обратную сторону горбылями, на шкуру, снятую с тридцати семи дэриэтинньиков («живых мертвецов»), сшитую в обратную сторону нитками из волос со спины древнего дракона-луо из самых глубин Нижнего мира, к этой скособоченной колыбели привязывали ийэ-кут липкой верёвкой ап-чарай, наделённой девяносто девятью чарами колдовскими, сплетенную из волос семидесяти диких привидений-сибиэн и восьмидесяти чудовищ-оборотней-моохой. Далее абаасы вскармливают душу ребёнка кровью демонов и слюной быка-дракона, воспитывают в нем непрерывающееся дыхание, железное тело, стальной скелет и невиданно-неслыханно крепкую волю. Наделяют шамана колдовскими уловками, волшебными чарами и способностью к оборотничеству. После того, как избранник духов проходит обряд эттэнии (рассечения и поедание его тела всеми демонами), а также обучения и посвящения его у опытного шамана, где тот учит новичка телодвижениям, путям и тропам Трёх миров, воспитавшие демоны вкладывают в шамана его кут и сүр.

ОЙБОН И КИЭЛИ

Когда шаман проходит процессы призвания, «рассечения духами» и посвящения, то, бывает, на взгляд окружающих он кажется помешанным. Будущий шаман ведет себя странно и воспринимает все несколько искаженно — находится в измененных состояниях сознания. Например, призванный духами вдруг обнаруживает у себя в теле некие пустоты. Стоит спиной к солнцу и обращает внимание на свою тень — якобы где-то в середине туловища тело на небольшом участке в солнечных лучах просвечивает насквозь. Будто бы кроме кожи в этом месте нет плоти, внутренних органов. Место это начинает зудеть. В конце концов неофит протыкает себя в этом месте насквозь копьем или батыя. Крови выходит совсем немного. Это так называемый ойбон — прорубь. Шаман, имеющий ойбон, считается очень сильным. При каждом камлании такой шаман протыкает себя клинковым оружием. Ойбон для него — вход в тоннели, ведущие в сферы Трех миров. Протыкает себя клинком, и душа его устремляется через рану в путешествия по иным мирам. Остальные шаманы (не обладающие ойбон) довольствуются показом фокусов и других трюков, помогающих удивлять зрителей — имитировать протыкание своего тела ножом, чтобы завоевывать среди них незаслуженный авторитет. Например, у них имелись ножи с полостью и скрытой пружиной — шаман-мошенник «втыкает» нож кончиком клинка себе в живот, а клинок не втыкается в тело, а утопает внутрь рукояти. Зрителям же кажется, что шаман проткнул свой ойбон. Как же это происходит на самом деле?

Огромных полостей в теле шамана не может быть, конечно. Но тот, кто знает анатомию, тот действительно может воткнуть нож в свое тело, не повредив своих внутренних органов. Даже заключенные, не обладая шаманскими способностями, в знак протеста над произволом администрации исправительного учреждения «штырялись» — просили товарищей проткнуть их тело металлическим штырем, пригвоздив к нарам. Но медицинская помощь потребуется после такого. Также другого вида ойбон бывает у шамана не только на туловище спереди, но и за спиной, например, между лопатками. На самих лопатках, вдоль позвоночника в нескольких местах, но их не протыкают — это аналог индийских чакр, центров жизненной силы. Вот, к примеру, есть дьулай ойбон на темени. Шаманы-ойуун и удаганки выпускают из дьулай ойбон своего невидимого двойника — тридцативетвистую душу-кут при путешествиях-камланиях. Также во время шаманской болезни у посвящаемого может появиться долго незаживающая глубокая язва. После излечения на этом месте обыкновенно остается свищ — полость. Называется киэли. На обыкновенном якутском языке означает «женская утроба, матка». На шаманском языке киэли означает «полость, в которую шаман вытягивает из пациента болезни и злых духов абааhы, чтобы затем уничтожить».

ДАЛАЙ И ДОБУН

Кроме описанных «пустот» в человеческом теле (в том числе и обывателя) имеются так называемые моря-далай. Они расположены на основных суставных сгибах конечностей. Их в целом восемь. Они парные. В подмышках быар далайа — «море печени», в локтевых сгибах находится тыҥа далайа — «море легких», в тазобедренных суставах слева таал далайа — «море селезенки» и справа ноор далайа — «море поджелудки», в коленных сгибах бүөр далайа — «море почек». Эти далай являются хранилищами жизненной силы сүр. Связь «морей» с рефлексами тела несомненна. Как-то интуитивно и эмпирически древние шаманы нащупали те же участки тела и их связи с внутренними органами, что и восточные иглоукалыватели, описавшие пару тысяч лет назад близкую этой системе классификацию каналов (меридианов) течения невидимой жизненной силы — ци. С противоположной стороны «моря» (с обратной стороны сустава) находятся добун «возвышенность» (в шаманском языке хоро означает «бугор», «холм»), и они тоже привязаны к определенным органам человеческого тела. Например, локоть — это сүрэх добуна, «бугор сердца», «сердечный холм». А между ними есть баалы, «ручьи» — аналоги меридианов китайской традиционной медицины. Но увы, трасология баалы в наши времена неизвестна. Не осталась в памяти народа в связи с частичной утерей традиции шаманского искусства.

Если брать шаманскую систему морей-далай, то разъяснения сохранились до наших дней. Вот, например, если у человека часто непроизвольно сгибаются и зафиксированы под острым углом руки в локтевых суставах, то это признак того, что у него угнетено «море легких». Это означает, что у него есть заболевание легких. Если руки в локтях, напротив, чрезвычайно выпрямлены, то человек испытывает недостачу силы-сүр в сүрэх добуна («бугор сердца»). При страхе или ужасе у человека страдают почки — ведь адреналин выделяет кора надпочечников. При этом по шаманским воззрениям именно из-за связи почек и «моря почек» возникает при появлении чувства страха потребность к мочеиспусканию и подгибаются колени. Это угнетается «море почек» в коленных сгибах. Если человек страдает от почечной недостаточности, то часто его ноги полусогнуты в коленных суставах, не разгибаются до конца. Особенно в пожилом возрасте. Это происходит от, условно говоря, «закупорки» далай, добун и баалы. В таком случае жизненная сила сүр не циркулирует, как в здоровом теле, и потому проявляются недуги.

УПРАВЛЕНИЕ СИЛОЙ

То есть недуги суставов сигнализируют о более серьезных, возможно, еще скрытых, проблемах с внутренними органами. По мнению старинных шаманов, разминая суставы и вращая ими в различных плоскостях, возвращая гибкость тела, оздоровляешь и остальное тело. На этом принципе основана шаманская культура движения хамнаа. От элементарных движений к сложно координационным, шаман все время поддерживает организм в функциональном состоянии. От растягивающих мышцы упражнений к вибрационным (частому дрожанию) — это очищает сосуды и укрепляет другие системы организма. Однако же не доводя двигательные практики до превышения потенциала тела, чтобы не разрушить его. Движения хамнаа и позволяли шаманам поддерживать здоровье до преклонных лет и скакать часами в двухпудовом шаманском костюме. Одним из малоизвестных практик шаманов были связывание — ситии баайыы. Помощник-кутуруксут по указанию самого шамана связывал его кожаными ремнем по сложной схеме, оставляя надолго в неудобном положении. Это была не только и не столько духовная работа, а средство растягивания мышц и сухожилий для их гибкости и здоровья, «проводимости жизненной силы — сүр».

 

Владимир ПОПОВ.

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2024 Хостинг от uWeb