Кэриим абааhыта
Велик сонм мифологических образов якутского фольклора. Давайте обратим внимание на таких любопытных персонажей якутского демонологического пантеона, как духи, которые выступают спутниками покойного и ведут его душу по всем знакомым и значимым местам, которые человек посещал в течение своей жизни.
ПРЕДАНИЕ О НИХ
Вот какую историю издавна рассказывают мегинские нахарцы. Дальний предок одного из их родов был славным охотником. Однажды зимой он возвращался после удачной охоты — добыл достаточно пушнины в восточной тайге (Алдан, Усть-Мая). Путник был опытный. Возвращался верхом на оленях — один он и держал верховых оленей в этих краях. Уже совсем близко от дома — на расстоянии нескольких дневок. Настала ночь — необходимо остановиться на ночлег. И как по заказу наткнулся на өтөх (место зимнего обитания якутов) с большим балаганом. Удивился: вроде юрта эта давно необитаема, ан нет — дымит труба, в окнах теплый свет от камелька, мелькают тени людей, глухо слышна их разноголосица, у коновязи десяток верховых коней привязан. «Какая удача, — подумал наш человек, — здесь и переночую». Слез с оленя. Присмотрелся и изумился: в одном из привязанных коней он узнал Үрдүк Сиэр, лошадь головы их наслега, в самых лучших украшениях на сбруе. Как-то даже неудобно стало: одни знатные люди собрались, а тут обыкновенный охотник. Но делать нечего — зашел внутрь. Камелек действительно натоплен, что-то варится в котле, по бокам шестка стоймя поставили дрова. На правой почетной (на самом деле мужской) стороне богато одетая женщина сидит. Узнал охотник в ней жену князца наслега. С очень печальным лицом. Вокруг нее десяток незнакомцев. Все что-то говорят вполголоса. Но разговор бестолковый: слышны лишь бессмысленные звуки, будто на чужом языке что-то лопочут. Присмотрелся — все эти люди словно из черного дыма состоят, очертания их тел колеблются — от них как будто чёрные корольки отделяются и снова соединяются с телами, а черты их лица иногда расплываются, завихряются и снова приобретают тот же вид. Вдруг громко застучали конские копыта, и гость оказался в балагане в кромешной тьме и холоде. Будто очнулся ото сна. Как оказалось, он один стоит перед нарами с правой стороны, камелек не топлен, никого нет. Испугался, разволновался человек, что попался он на какие-то дьявольские колдовские ухищрения. Но вроде всё позади. Демоны с расплывающимися телами исчезли. Никого. Ну и черт с ними. Растопил камелек, вскипятил чаю. Спокойно переночевал. Когда прибыл домой, то узнал: аккурат в тот день преставилась Матрёна, супруга князька местного, и тот забил на поминки своего знаменитого коня. Охотник размышлял: «Значит, довелось мне увидеть, как демоны кэриим абааhыта сопровождали дух Матрёны по местам, где она раньше бывала».
СТАРИННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
В пантеоне якутской мифологии существуют так называемые «кэриим абааhыта» — демоны кэриим либо «демоны, водящие душу-кут мертвеца по Земле, прежде чем сопроводить в мир мёртвых». Известный независимый исследователь якутской истории, фольклора и мифологии С. И. Николаев — Сомоҕотто считал, что такую функцию исполняли прежде умершие люди: «Кэриим абааhылара — души умерших, сопровождавшие душу покойника в первые 40 дней, при её последнем обходе родных мест». Вероятно, получается, что встречали и провожали душу новопреставившегося души его давно умерших старших родственников?
По другим сведениям, кэриим абааhыта были не душами покойных родственников, а сверхъестественными существами, демонами, имевшими именно функцию сопровождения мертвеца по миру живых в царство мертвых. Считалось, что с наступлением сумерек к мертвецу приходили несколько таких демонов. Они, по представлениям старинных якутов в общем и их шаманов в частности, могли выглядеть, как сгустки дыма, по форме напоминающие человеческие силуэты. Десяток таких существ якобы забирали душу покойного и водили по миру. Были и другие описания: демон напоминал одновременно человека и хищную птицу или демоническую птицу Хардай (образ древнеиндийской мифической птицы Гаруда, пришедший к нам через монгольскую мифологию). С когтями на ногах, с клювом и хохолком на голове. Демон железными когтями на птичьих ногах вырывал главную душу (ийэ-кут) из мертвого тела и в течение ночи до утра носил ее по местам, которые человек прежде посещал. При дневном свете демон и душа прятались в дуплах демонских деревьев абааhы маha — уродливого вида деревьев, находящихся в укромных местах тайги или в заброшенных домах. С наступлением сумерек они снова летели над верхушками деревьев, совершая свой обход.
Известный шаман Н. Яковлев — Курууппа ойуун рассказывал моему отцу еще в довоенные годы: «Кэриим абааhыта первые девять дней водят душу покойного по Нижнему миру. Потом до двадцатого дня после смерти водят по Среднему миру. Далее до сорокового дня водят по Верхнему миру. Затем уносят в страну, известную у нас, шаманов, как Жребий мертвеца. Сами демоны представляются душе покойного как сгустки белого света («мертвые огни») — никаких форм и образов разглядеть нельзя. Так рассказывали в старину опытные шаманы-ойууны. Однако есть и мнение, что они похожи на людей-птиц. Ведь они водят (кэритии) душу по Среднему миру, летая над верхушками деревьев». Этимология Современный якут так и понимает слово «кэриим» — от глагола «кэрий» (обходить). А если копнуть немного в другом направлении? Давно бытует мнение, что прародитель якутов Эллэй Боотур мог быть из средневекового киданьского правящего рода Элюй. Так считал, например тюрколог Ю. И. Васильев — Дьаргыстай. В исторических хрониках китайского государства Северная Сун, а также врагов, союзников и наследников этой династии есть сведения, что двух молодых людей из поверженного рода Элюй чжурчжэни (предки маньчжур) отправили в ссылку на Енисей. Один из этих Элюй подался в бега. Его преследовали, но потеряли следы в верховьях великой восточной реки (скорее всего, реки Лены). По якутским преданиям, Эллэй спустился с верховьев Лены, плывя верхом на бревне. Как бы пока сходится всё. Эллэй, как известно, стал на новой родине культурным героем. Привил местному народу много новых знаний и навыков, в том числе стал первым жрецом ысыаха. Скорее всего, и в мифологии якутов он оставил большой след не только своими деяниями, но и привнеся сведения из далеких краев. Кидани воевали как с Сунским Китаем, так и с Когурё (древним корейским государством, язык которого был схож с древнеяпонским языком с добавлением корейских, тунгусо-маньчжурских, монгольских и древнетюркских слов). Сунцы и вслед за ним кидани называли корейское государство Силла в частности, а в целом все корейские государства тех времён не иначе, как Кэрим, Керим. Слово это корейского происхождения. Название «Керим» связано с легендой о Пак «Тыква» Хёккосе («Красный Царь») — основателе государства Силла. Согласно мифологии он вылупился из красного яйца Керён (корейского драконапетуха, упряжного зверя небожителей). В честь этого события лес, в котором нашли яйцо керён, переименовали в 계림 (на ханча 鷄林) Керим («Петушиный лес»). Это калька из китайского языка, где это слово звучит как Келинь. Немного отступления: «ке» на некоторых китайских диалектах, корейском, вьетнамском означает петуха. Корень этот в омертвевшем виде встречается и в якутских названиях птиц: «кэҕэ» — кукушка, «кэкэ-бука» — поползень. Корейское чудовище Керён не имеет аналогов среди якутских мифологических драконов-луо. Однако есть отдалённо созвучные, имеющие омертвевший корень «ке» имена чудовищ: КэкэБуурай («со ртом на затылке Кэкэ-Буурай — глава племени злых духов Верхнего мира, живущих на северо-востоке»), Кэкэ-Суорун-тойон («князь лучезарного широкого Неба КэкэСуорун-Придерживающийся-Дао (тойон от даожэнь), у которого шерсть на затылке стоит торчмя и отливает блеском»), Кэкэ-Чуораан-тойон («один из трёх братьев-повелителей трёх родов демонов, живущих на трёх вершинах высоких гор»). Некоторые из этих мифологических образов имеют и птичьи черты. Основанное на различных легендах о возникновении государства Силла название леса Керим порой использовалось китайцами как для обозначения государства Силла, так и для обозначения всех корейских государств.
Самое первое упоминание слова «керим» датировано 663 годом н. э.: в китайской исторической хронике «История древнего Тан» указано, что император Гао-цзун после захвата корейского государства Пэкче для управления государством Силла создал орган, который был назван им как «управление области Кэрим». Слово «керим» также появляется в названии китайской работы XII века, написанной автором из китайской династии Сун, которая является одним из самых ранних источников о произношении корейского языка (период государства Корё). Знали сунские учёные — значит, знали и кидани, в своё время исподволь учившиеся у китайцев и перенимавшие всё подряд. В том числе мифологию, лексику, науки, конфуцианство, даосизм, буддизм. Впрочем, взаимовлияние было обоюдное. Стало быть, можно допустить, что кэриим абааhыта имеют отношение к Керим — не столь уж фантастично. Тем более что историк Б. Р. Зориктуев считает, что якутский субэтнос хоро не имеет отношения к бурятским хори, а является осколком корейских государств Корё и Когурё. Согласно преданиям, хоро прибыли на реку Лену во главе Старца-на-Быке Улуу Хоро с юго-восточного направления, то бишь со стороны расположения Керим (корейских государств древности).
Владимир ПОПОВ.
Фото:https://www.livekuban.ru