Массовая гибель оленей
В Алданский район поступили лекарства для зараженных пироплазмозом оленей. Десятки животных за день из внешне здоровых особей превращаются во вздутые трупы. Тревожные новости, распространяясь среди оленеводов, обрастали шокирующими неподтвержденными подробностями, из-за чего паника только усиливалась.
Джулустан СИДОРОВ, глава Беллетского эвенкийского национального наслега Алданского района:
— Сейчас жарко. И по утрам, спасаясь от гнуса, олени выходят из тайги к дымокурням. По словам оленеводов, в это время животные внешне здоровые, но уже к вечеру у них набухают животы, и они умирают. Мы в шоке, у нас никогда такого не было. На утро 28 июля при подобных симптомах пали 54 оленя в седьмом стаде ОАО КМНС «Хатыстыр» на берегах Левого Ыллымаха.
Однако, как рассказал глава наслега Джулустан Сидоров, поступила информация еще из двух стад, расположенных друг от друга на 300–500 километров. Якобы там начался падеж оленей с теми же симптомами, что и в седьмом стаде ОАО «Хатастыр».
***
В управлении ветеринарии Алданского района эту информацию не подтвердили. Взятые в седьмом стаде анализы установили: олени умирают от пироплазмоза, вызываемого укусами зараженных клещей. Попав в кровь человека или животных, возбудители пироплазмоза проникают в красные кровяные клетки, где размножаются путем бинарного деления или почкования. Увеличивая свою численность, паразиты разрушают эритроциты хозяина, затем проникают в новые эритроциты, повторяя цикл деления. Симптомы пироплазмоза проявляются при поражении 3–5% эритроцитов. Наступает токсическое отравление организма разрушенными оболочками эритроцитов и продуктами жизнедеятельности паразитов.
Симптоматика самая обширная вплоть до судорог и нарушения работы почек. Вероятность выздоровления при своевременном правильном лечении высокая, но столь же высока и возможность потери здоровья, включая утрату репродуктивной функции. Поражение 10–15% эритроцитов приводит к летальному исходу от острой почечной недостаточности. Иммунопрофилактика пироплазмоза не разработана. Неспецифические меры сводятся к борьбе с переносчиками инфекции, защите от клещей, срочному удалению присосавшихся клещей.
На территории России природные очаги пироплазмоза располагаются в северо-западных и южных областях Европейской части и в степной зоне юга Сибири. Якутии в этом перечне нет, хотя в 2007 году в Алданском районе и был зарегистрирован один случай заражения человека пироплазмозом. А в 2008-м два оленьих стада пострадали от него в Горном улусе. Вероятно, из-за большой редкости заболевания республика и не обзавелась запасами лекарств от него, что наверняка станет вопросом изучения со стороны прокуратуры.
Департамент ветеринарии Якутии сообщил следующее: «В данное время управлением ветеринарии Алданского района проводятся мероприятия по недопущению дальнейшего распространения заболевания. Необходимые препараты закуплены и ожидают транспортировки до Алдана для проведения акарицидных обработок». Акарицидная обработка — это обычная травля насекомых. Потравить клещей можно на дачном участке, в школьном дворе или городском парке, но не на территории в сотни километров. Поэтому обрабатывают самих животных, а для тех, кто уже заболел, вчера, 28 июля, в стадо повезли первую партию препарата.
Иван ИЛИСТЯРОВ, директор ООО КМНС «Хатыстыр»:
— Всё началось две недели назад. Но сначала я грешил на медведей. У нас прошел плановый пересчет оленей, все были здоровыми. Через несколько дней в стадо приехал ветеринар. Но олени на дымокур не вышли. По словам наших работников, двоих задрал медведь, еще пара пришла с ранами, остальные разбежались. Мы подлечили раненых оленей, выпустили в стадо, но это им не помогло. Решили, что они заразились от медведя. Медведи, получается, ни при чем. Но всё равно, когда они гоняют оленей, те несутся через тальник, кустарники, где много клещей. Дня через три-четыре, в позапрошлую субботу, мы смогли собрать оленей, и ветеринар снова приехал. Тогда при нём сразу четыре оленя пало. Взяли анализы. В воскресенье, 17 июля, я уже был в стаде. Во вторник ветеринары заказали в Новосибирске препарат «Пиростоп», а в четверг прибыли три девочки из районного управления ветеринарии, снова взяли анализы. Исследования подтвердили пироплазмоз. При них еще пять оленей пало.
— Как получилось, что сначала заказали «Пиростоп», а лишь потом диагностировали пироплазмоз?
— В позапрошлом году у нас пало десять оленей при подобных симптомах. Потом погода ухудшилась, активность клещей снизилась, и проблема сошла на нет. Тогда тоже брали анализы. Видимо, был пироплазмоз, потому что из Якутска по нему литературу прислали. «Пиростоп» ехал к нам из Новосибирска на автомобиле транспортной компании дней восемь и прибыл в Алдан 27 июля.
— А мне сказали, что вы по своим связям отыскали в Москве «Пиростоп».
— Насколько знаю, в 2008 году регистрировался пироплазмоз северных оленей в Горном улусе. Видимо, из-за его редкости запасов лекарств от него в республике нет. Заказ в Новосибирск быстро сделали наши ветеринары. Но, поскольку препараты долго шли, я перестраховался, через друзей нашел в Москве. Эта партия придет самолетом 29 июля. Ситуацию взяли под контроль. К нам выехала бригада ветеринаров из Якутска. Сейчас будем лечить больных оленей. За эти две недели мы своими силами принимали разные меры: обрабатывали животных акарицидными препаратами, сменили место выпаса оленей. Собак держим на привязи, поскольку они тоже могут заразиться пироплазмозом.
— А что оленеводы? Они же тоже рискуют быть укушенными клещами.
— У нас у всех прививки. Правда, не знаю, помогают ли они от пироплазмоза. Кроме того, специальная энцефалитная одежда, постоянно производится осмотр от клещей. Риск, конечно, есть, но сейчас усилены меры предосторожности.
— Иван Алексеевич, насколько стремительно протекает болезнь у оленей?
— Очень стремительно: бегает, резвится, а через два часа уже мертвый. Сейчас везу в стадо «Пиростоп». Узнаю, что еще произошло за ночь.
— По слухам, еще в двух стадах у оленей подобные симптомы. Вам что-нибудь об этом известно?
— Официально ничего нет. Думаю, если бы такое произошло, там оленеводы тоже били бы тревогу. Есть допустимый падеж. Возможно, сейчас весь падеж оленей пироплазмозу начнут приписывать.
***
Ученым предстоит поломать голову над тем, почему пироплазмоз возник в Алданском районе, когда соседи, в том числе подпирающие его с юга Нерюнгринский и Олекминский районы, не заявляли о падеже или странном поведении оленей. А ведь, судя по историческому ареалу пироплазмоза, зараженные клещи должны были прийти именно через них. В разговоре с жителями Беллетского наслега прозвучала фраза «может быть, завезли». Но как это произошло практически, тоже неясно. Пироплазмоз угрожает не только северным оленям, но и собакам, мелким животным и даже человеку. При этом в мире зарегистрировано лишь несколько сотен случаев заражения человека пироплазмозом. К счастью, он не передается от больных животных, а попадает в организм лишь через кровь во время укусов клещами. Но даже такая небольшая вероятность заставила алданцев заволноваться. Вся надежда на погоду: особая клещевая активность обычно выпадает на май-июль. С понижением температуры снижается и риск укусов клещами. Но опять же это правило обычной жизни. А то, что происходит в Алданском районе, выбивается из практики. Всё чаще здесь говорят о последствиях глобального изменения климата, когда меняется поведение многих животных и насекомых.
24 июля в Алданском районе объявили чрезвычайную ситуацию муниципального масштаба. Глава администрации Александр Шестопалов предупредил, что нежелателен выход в лес. Свое послание он адресовал и жителям Якутска, которых турфирмы приглашают на сбор ягод в алданскую тайгу. Специалисты считают, что поставить барьер распространению пироплазмоза сможет понижение температуры, которого ждут со дня на день. А пока, как сказал директор ОАО КМНС «Хатыстыр» Иван Илистяров, «будем лечить зараженных оленей, я не дам нашим людям опустить руки. Пришла большая беда, но, если мы сдадимся, будет еще хуже».
Сергей СУМЧЕНКО.