Остров забытых кораблей
От этой фразы веет суровой романтикой, а в памяти возникают кадры из «Пиратов Карибского моря»: скрежет заржавевших цепей, скрип мачт с обрывками парусов, мрак и призраки утонувших моряков... Но не надо так далеко ехать, обезлюдевшие речные суда можно обнаружить на острове Малый Хатыстах, что возле Якутска.
Они стоят здесь, никому не нужные, забывшие, что такое резать килем ленские воды, и пугают своим мрачным видом немногочисленных путников. В апреле сего года мы писали об огромном проекте стоимостью порядка пять млрд, который должен преобразить острова Большой и Малый Хатыстах в туристическую зону. Однако проект только в начале пути, и понятно, что старые корабли могут не вписаться в него. Так чьи же это корабли-призраки?
ЛОРП сразу открестился:
— На Малом Хатыстахе заброшенных судов ПАО «ЛОРП» нет.
Как удалось выяснить, раньше на этом острове базировалась СК «Якутск». Однако и там никаких кораблей не признали и перенаправили в Управление Ленского бассейна, которое и занимается бесхозными судами.
Первый заместитель руководителя — капитан Ленского бассейна внутренних водных путей Эдуард НЕДИЛЬКО:
— Проблема утилизации заброшенных бесхозных судов является очень острой. Мы ведем такой реестр, но там указаны не именно места, где они находятся, а координаты. Подготовьте запрос, и мы ответим, что известно по данным судам.
Известный писатель Александр ПАВЛОВ, который всю жизнь пишет о реке Лене, сообщил:
— Это «кладбище заброшенных кораблей» возникло еще в 90-е годы, когда большим паводком сюда принесло несколько судов. Когда вода схлынула, оттащить их на большую воду не смогли, поэтому они так и остались «на приколе».
По самому большому теплоходу на острове информация такая: СТ6-544, с 1967 СТ-602, с 18.12.72 СТ-623, с 1974 «Гроза» (С-544). Построен в 1959. КИРП-ЛБУП. Списан 11.4.91, на о. Хатыстах. То есть поступил перегоном на Колыму (с Амура, кстати), работал у путейцев, проект 765 (таких было много на Лене). В 1990 сдан в аренду кому-то, но новый владелец не «потянул», и судно весной забросило на середину острова. Там неподалеку лежали два катера типа «ярославец», но опознать их неудалось: они уже были заилены. Ещё из интересных судов — колесный теплоход «Адмирал Сенявин». Проект его 178, 150 сил, буксирный теплоход, принадлежал «Минпромстройматериалам». Списан 13.9.94, сейчас от него только куски торчат, наверное.
***
Вообще, проблема утилизации ставших ненужными речных судов является очень актуальной. Поднять, распилить их стоит довольно дорого, и не факт, что сдача на металлолом покроет расходы. Поэтому и ржавеют бесхозные корабли на берегу или (что намного хуже!) гниют на дне. По предварительным подсчетам, в Якутии на это потребуется более восьми миллиардов рублей (данные 2018 года), а доходы от сдачи металлолома призрачны, поскольку надо будет тратиться еще и на его вывозку за тридевять земель.
Еще в 2018 году даже в федеральных СМИ писали о том, что, по данным администрации Ленского бассейна внутренних водных путей, в водоемах Якутии затоплено 294 судна. В 250 случаях хозяев установить не удалось, что и понятно: таким варварским способом теплоходы и баржи утилизировались очень давно, в прошлом веке. А они очень опасны. 13 мая 2018 года жители домов в районе речного порта обнаружили на воде и берегу слой мазута. Выяснилось, что кто-то начал пилить на металлолом старое судно-нефтесборщик, недра которого были заполнены отходами нефтепродуктов. Что успели, отпилили, но с началом ледохода вода поднялась, останки судна оказалось затопленными, и содержимое трюмов всплыло. Городу угрожала реальная беда: рядом расположен водозабор, коммунальщики предупредили якутян о возможном отключении подачи воды. Название затопленного судна написано на его бортах большими буквами: «Нефтесборщик-504». Место, где ему определили последнюю стоянку с полными трюмами, принадлежит известной судоходной компании. Но, когда по требованию общественности правоохранительные органы стали выяснять, кому принадлежит плавсредство, хозяина не оказалось. Зачищать акваторию и берег от отходов нефтепродуктов пришлось за казенный счет. Если бы мазут не всплыл и общественники не подняли шум, со временем раскуроченный «Нефтесборщик-504» вполне мог стать 251-м бесхозным затопленным судном, ожидающим федерального финансирования на утилизацию. Так что кладбища кораблей — совсем не романтика, а опасная и труднорешаемая проблема...
Ирина ЕЛИСЕЕВА
По материалам газеты «РГ»