Подайте, Христа ради!
В 2020 году был принят закон, согласно которому сбором пожертвований в России с помощью ящиков могут заниматься только некоммерческие организации, у которых в уставных целях прямо прописана благотворительная деятельность.
Законодатель внес четкое определение, что такое «ящик для сбора пожертвований», а также потребовал с НКО повысить прозрачность и открытость при сборе денежных средств.
Ящики для пожертвований нередко можно увидеть в продуктовых магазинах или в крупных торговых центрах. Для того чтобы ящик, грубо говоря, зарабатывал, на их внешней стороне обычно наклеивают фотографии детей или немощных пенсионеров с призывом о помощи. Три–четыре года назад этих «урн» для пожертвований было особенно много в Якутске, но, по данным ВЦИОМ, 57% населения не знают, как определить, где на самом деле происходит благотворительный сбор, заслуживающий доверия, а где орудуют мошенники. Мы решили проверить, жива ли эта система сбора денег и жертвуют ли люди свои сбережения.
Справка:
Емкость для сбора благотворительных пожертвований (за исключением безналичных денежных средств), право использования которой принадлежит исключительно некоммерческой организации, чьи учредительные документы предусматривают право на осуществление благотворительной деятельности. Таким образом, собирать деньги сможет только та организация, у которой такая деятельность предусмотрена в документах.
Вместе с нами на репортаж выехал лейтенант полиции, участковый уполномоченный 2-го городского отдела полиции Вячеслав ЮЖАНИНОВ. Полномочия полицейских позволяют истребовать документы у руководителей организаций, в данном случае торговых центров и магазинов, чтобы проверить, кому принадлежат урны для пожертвований, как изымаются оттуда деньги и кому они в конце концов перечисляются.
— Вячеслав Александрович, поступали к вам заявления от граждан по поводу благотворительных ящиков?
— На моей практике нет.
— Могут ли покупатели потребовать у администраторов магазина представить документы о проводимом благотворительном денежном сборе?
— Могут как потребители. Если вы жертвуете деньги, то вправе знать, какая коммерческая организация объявила денежный сбор и кому они будут перечислены.
КРЕСТЬЯНСКИЙ РЫНОК
На Крестьянском рынке установлен только один ящик для пожертвований, и то церковный. Бабушка на первом этаже продает хлеб, испеченный где-то в церкви, при ней — ящик.
— Покупайте хлеб! (Обращается к нам).
— А чей ящик?
— Это наш ящик! Вы по вопросу его кражи? (Обращается она к полицейскому). Его, кстати, недавно крали. Батюшка Евгений каждую неделю приходит, пожертвования собирает.
— Люди жертвуют деньги?
— А как же? Дают!
ТЦ «АЙСБЕРГ»
При входе в ТЦ «Айсберг» установлен большой ящик якутской республиканской общественной организации «Детское развитие», председателем которой значится некий Е. Ф. Ефимов. Короб, в котором, кстати говоря, имеется хорошая денежная сумма, был установлен здесь с 2019 года. Однако за все это время деньги изымались лишь единожды. Директор ООО УК «Айсберг» Марина ШЕПЕЛЕВА сама разводит руками, не зная, где находится эта организация и как долго ящик будет просить пожертвования.
Марина ШЕПЕЛЕВА:
— Два или три года назад к нам обратился мужчина, представился председателем благотворительного фонда. Попросил установить ящик, а после пропал. Один раз только деньги из урны вытаскивали и всё. Так и стоит.
— Люди деньги жертвуют?
— Да. Мы деньги не трогаем. Мы всё никак не можем найти этот фонд. Как долго будет стоять ящик — не знаем.
— Документы на этот ящик имеются? — спрашивает полицейский.
— Да, сейчас принесем.
— А этот короб не могут взломать? Деньги похитить?
— Нет. На нем висит замок и у нас на первом этаже имеется охрана.
— Аренду за установку ящика берете?
— Нет. Он на добровольной основе. За все 11 лет моей работы — это второй ящик для пожертвований. В прошлом году у нас устанавливали ящик для сбора денег больной женщине. Организаторы деньги собрали и ящик убрали.
***
Мы попытались найти общественную организацию «Детское развитие» в социальных сетях, но увы. Телефоны организации отключены, нет общественников и на социальных страницах. Что делать с их благотворительным ящиком для пожертвований, неизвестно.
«ГЛОРИЯ ДЖИНС»
В магазине детской одежды «Глория Джинс» на кассе у продавцов установлены аж три ящика «Благотворительного фонда имени Анастасии Узорешительницы». Адрес: Ростов-на-Дону.
Немногословный директор магазина всем своим видом показал, что нашему приходу здесь не рады, сухо ответив, что этот благотворительный фонд относится к сети магазинов «Глория Джинс».
— Это наш собственный фонд, которому мы ежемесячно направляем деньги от пожертвований.
«АЙГУЛЬ»
В продуктовом магазине «Айгуль» у входа стоят сразу три благотворительных ящика для пожертвований. Первый ящик «Тележка добра», принадлежащий НКО «Арена 31» при поддержке Общероссийского народного фронта. В рамках этого проекта собранные продукты питания передаются малоимущим гражданам и пенсионерам.
Администрация «Айгуль»:
— Представители ОНФ приходят, забирают продукты. Кому раздают — не знаем.
Валерий ЛЮТЫЙ, глава регионального исполкома ОНФ в Якутии:
— Вместе с Николаем Мартыновым (НКО Arena31) мы участвуем в большом проекте «Мы вместе». Обычно администраторы зала в «Айгуль» сообщают нам о наполненности короба. Мы приезжаем, забираем продукты питания. Вчера, к примеру, привезли продукты ветерану боевых действий. Со своей стороны мы также помогаем транспортом, развозкой продуктов питания.
— Валерий Алексеевич, имеется отчетность?
— Отчетность должна быть у Николая Мартынова как грантополучателя. Еще добавлю. Уже пять лет мы принимаем участие в проекте «Корзина радости». Сейчас перед Новым годом вручим подарки онкобольным детям, а также окажем помощь пенсионерам. Хоть проведение новогодних торжеств нынче запрещено, но подарки передать мы можем.
Также в магазине «Айгуль» установлен короб для пожертвований благотворительного фонда «Праздник жизни».
Администрация магазина:
— Да, представители фонда приходят, деньги забирают.
— У вас документы имеются на этот ящик? — спрашивает Южанинов.
— Да... (администратор возвращается с папкой бумаг, в которой действительно имеются документы, когда вскрывали ящик, какая сумма собрана). Ящик вскрывают с участием представителей с обоих сторон. Составляется акт. Все, как положено.
Третий ящик — церковный: Храма Рождества Пресвятой Богородицы. Надпись: «Жертвы на храм».
Администрация магазина:
— Мы даже и не помним, когда появился этот ящик. Стоит себе и стоит. Никогда не видели, чтобы кто-то приходил из церкви для получения пожертвований.
— Убирать не будете?
— Вряд ли (пожимают плечами администраторы). Пусть будет.
ПРОЗРАЧНОСТЬ НКО
Благотворительным сбором денежных средств обычно занимаются некоммерческие организации, но для сбора денег законодатель установил для НКО ключевые принципы работы — это открытость и прозрачность.
У некоммерческой организации должен быть перечень различных программ и проектов. В описании проекта должна быть указана цель и порядок использования собранных пожертвований.
Когда начинается процесс сбора пожертвований посредством использования ящиков, необходимо указать, на какой проект планируется реализовать собранные пожертвования. Для этого необходимо провести собрание компетентного органа некоммерческой организации, в протоколе которого будет отображено решение о начале проведения процедуры сбора пожертвований на определённый проект.
На ящике размещается подробная информация о цели и условии сбора пожертвований. Также на ящике указывается вся контактная информация некоммерческой организации. Место вскрытия ящика обязательно должно быть опечатано и должна быть указана дата, подпись руководителя и печать НКО. В этом должно быть заинтересовано и само НКО, поскольку таким образом можно проследить, что ящик не вскрывался без его ведома.
Если пожертвования с помощью ящиков собирают организации или граждане, которые не имеют право на сбор благотворительности, штрафы для юридических лиц могут составить до 150 тыс. рублей, для сотрудников — от 20 до 50 тыс. рублей, а обычных граждан смогут оштрафовать на сумму от 3 до 5 тыс. рублей. При этом ящик для сбора денег может быть изъят.
Екатерина ЧЕМЕЗОВА. Фото: Петр БАИШЕВ.