Шаманский бубен - рыболовный сак?
В течение уже пары недель в республике проходит декада мероприятий, посвященных 135-летию выдающегося ученого-этнографа Гавриила Ксенофонтова. Со вчерашнего дня в Якутске начала работу Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Интеллектуалы на окраине Российского государства».
В рамках мероприятий проходят секции и круглые столы по шаманизму. Давайте и мы затронем эту интересную тему, например, такую необычную, как связь якутского шаманского бубна с рыболовным сачком.
БУБЕН ВЕРХНЕГО МИРА
("Рога" бубна разного размера. Самые выпуклые - это уши шаманского бубна)
Среди многочисленных ритуальных принадлежностей шамана-ойуун важное место занимает шаманский бубен дүҥүр, изображающий из себя лошадь, средство передвижения по Трем мирам. Помимо различных форм бубен якутского шамана делится на бубны светлых шаманов айыы ойууна и обыкновенных шаманов-ойуун. Известны следующие признаки бубна служителя культа светлого шаманства, которые являются самодостаточными или представлены в сумме: — всего четыре «рога»-резонатора — наверху, по бокам и снизу, — отчего якобы звук бубна белого шамана более приглушенный. Как вариант — восемь рогов, расположенных попарно в тех же локациях; — бубен обыкновенной овальной или яйцеобразной формы, но волоски на коже-мембране могут быть выбриты не до конца, оставляя стриженую коротко шерсть белого цвета по всей поверхности.
Если крестовина-быарык обыкновенного шаманского бубна имеет посередине ромбовидное отверстие в виде карточной бубновой масти — ойбон (прорубь), то у бубна светлого шамана нет отверстия, есть лишь небольшое углубление. Якутский шаман через это отверстие ныряет, как в прорубь, в глубины Нижнего мира, а белому шаману это ни к чему: он общается лишь с небожителями; — в отличие от быарык обыкновенных шаманских бубнов, вокруг быарык бубна белого шамана (иногда это две железные пластины, соединенные серединами шарниром) бывает намотан пучок конской гривы белого цвета — бохсуу.
(Фото 1913 года. Вилюйский округ. Сэбэкки (так называли шаманов на Вилюе) с бубном хаалым чуорээкин)
Якутское слово бохсуу (узел; спутывание быка его же поводом, для чего свободный конец последнего привязывается к передней ноге; шаманский узел, закрывающий вход в Нижний мир; намотанный на быарык пучок конских волос белого цвета) можно сравнить с древнетюркским бохсух (деревянные колодки с отверстиями для шеи и рук, надеваемые на преступников), бо5сух (железный ошейник, колодки, надеваемые на пленников и преступников). Основа слова ба5 (веревка). В общем, под «бохсуу» понимается нечто спутывающее. Из конского волоса же плели рыболовные сети и сетку рыболовного сака. Запомним.
ОБЕЧАЙКА-САК И МОРДЫ РЫБ
Рассмотрим теперь основу бубна — куойа (обечайка). Для изготовления обечайки шаманского бубна пригождалась одна из изогнутых ветвей шаман-деревьев — арык мас или туру, которую показывали неофиту, и он далее служил свои скрытые обряды у этого дерева, черпая Силу, а вот с усыханием этого своего дерева шаман якобы умирал. Толстую, культивированную веками изогнутую ветвь ломали под корень, раскалывали и доставали из неё крень-киил. Из него-то путем дальнейшего сгибания создавали куойа. Слово не понимается современным якутом никак, а вот пожилые вспомнят, что это овальный тонкий деревянный обруч, к которому прикрепляется волосяной кошель — сетка рыболовного сака.
Если разбирать корни слова, то оно из монгольских языков. В современном монгольском гуя означает «бедро, ляжка; задняя конечность; ножка, опора; основа», т. е. основа для натягивания сетки сака, ноги верхового животного шамана и опора, основа шаманского бубна. В халха-монгольском гуу (рамка, например, картины), в свою очередь, происходит от китайского gōu (крюк, конструкция; основа), kuang (рамка). В древности у южно-сибирских тюрков, судя по фольклору, имелись бронзовые и медные бубны — дьэс дүҥүр.
Вероятно, у якутов тоже могли быть бубны в виде литавров или гонга. Миниатюрным вариантом гонга может служить күhэҥэ (металлический диск), в тюркских языках — күзүҥү (металлическое зеркало). Частенько в качестве «шаманских зеркал» использовались, в том числе и в Якутии, древнекитайского или средневеково-китайского производства бронзовые зеркала. В якутских күhэҥэ, куойа, монгольских гуя, гуу, южно-сибирско-тюркских күзүҥү мы видим омертвевшую китайскую основу gǔ (барабан; бубен; гонг). Возможно, gǔ (бубен для вызова или изгнания демонов) и gui (демон) тоже связаны. Возможно, есть связь da gǔ (бить в барабан) с дүҥүр (шаманский бубен). Хотя представляется, что дүҥ — слово звукоподражательное, и к нему добавилось слово gǔ (бубен). Вдоль обечайки проделывали продольные прямоугольные или полукруглые сквозные прорези через какие-то расстояния.
С внешней части обечайки крепили деревянные (иногда из мамонтового бивня) «рога»-резонаторы, называемые муос, мыйыс, хоңсоор, бүттэх, бүлтэх, болчо, болчох. Они были роговые или деревянные пирамидальной формы, полые внутри либо в виде поперечной плашки. Их могло быть от четырех-двенадцати или даже больше. Слово муос (рог) встречается также во всех тюркских языках. Слово хоңсоор имеет два омонимичных значения: «гнусавый» и «горбатый». Сравним с бурятским хоншоор (выступ; клюв (редко); морда, рыло (животного, рыбы)), монгольским хоншоор (морда — зверя, рыбы), рыло (свиньи); носок, кончик, конец), в южно-сибирско-тюркских языках — коңжор (переносица; часть узды, находящаяся около глаз лошади; нос (используют слово женщины)). А значение «гнусавый» от монгольского гоншоо с той же семантикой.
У якутов хоңсоор со значением «выпуклости по гурту обечайки шаманского бубна» было в ходу у самих шаманов — встречается в материалах, собранных у Н. Яковлева — Курууппа ойуун. Любопытно, что вскользь есть и тема рыбная в хоншоор (рыбья морда). Слово бүттэх, бүлтэх от бүлтэй (надуваться, вздуваться пузырем, выпучиваться), происходящего от монгольского бүлтийх (выпячиваться; выпячивание). Про рыбу говорят бүлтэйбит харахтаах (с выпученными глазами). У долган и северо-западных якутов Анабарского улуса автор в 2015 году зафиксировал еще одно название резонаторов — болчо, болчох. Обязательным условием было размещение этих резонаторов над упомянутыми сквозными прорезями в обечайке — ойбоннор (проруби). Только так можно добиться соответствующей акустики и вибрации бубна.
В тюркских языках известно это слово: алтайский ойбоң, уйгурский, казахский ойпаң (плоское понижение, впадина), тувинский ойбак (прорубь). Также на старых образцах бубнов можно заметить, что пара «рогов» особенно выдаются. Это кулгаах (ухо), что подтверждает версию о том, что бубен — все-таки ездовое животное шамана со всеми органами чувств. Сверху резонаторов вдоль гурта обечайки обыкновенного шаманского бубна протягивали жильную, кожаную нить или металлическую проволоку. Так называемый кирис (тетива), который удерживал форму и крепость конструкции (поскольку концы куойа не крепили друг к другу — ее удерживала тетива), а также давал лучшую акустику инструменту. Якутское слово кирис сравнивается с древнетюркским kiris с тем же значением.
МЕМБРАНА И ЦЕНТР ЛИБО ПАЛКА
На эту основу натягивалась шкура двухтравой или трехтравой коровы или бычка и затягивалась с тыльной стороны кожаным шнурком ситии через специально проделанные многочисленные отверстия. Мембрана называлась дүҥүр тириитэ (шкура бубна), дүҥүр сирэйэ (лицо бубна) — слова тюркские. Использовались в качестве мембраны бубна также и оленья шкура, шкура сохатого и лошади. С внутренней стороны обечайки насаживались металлические витые скобки и петли с железными и медными кольцами. На них системой кожаных и сухожильных вязок крепилась рукоять бубна — кованый железный крест быарык с двумя загнутыми крюками или металлическими кольцами на каждом конце.
Разновидностей быарык было множество. Даже две отдельные железные пластины, соединённые шарниром-осью посередине, — у белых шаманов. Или быарык в виде стилизованного изображения гагары куоҕас — шаманской птицы, которая глотает душу-кут шамана и ныряет в кырыылаах ойбон (граненая ромбовидная прорубь; якуты в старину пробивали квадратной формы проруби), посередине крестовины-быарык и доставляет в сферы Верхнего или Нижнего миров. Якутский быарык Н. Антонов сравнивал с монг. барих (держать, хватать), баригчи (держатель). Существует мнение, что основа — быа (веревка), то есть первоначально могли держать бубен за крестообразно протянутые веревки. Хотя у некоторых шаманов были жестко закрепленные к обечайке бубна палкидержалки маҥкы. Сравним с якутским маҥкы (шест-рукоять рыболовного сака). Г. Попов удачно сравнил с древнетюркским ja baҕri (средняя часть изгиба лука). Притом баҕри означает «центр» и скорее всего происходит от древнетюркского баҕыр (печень), якутского быар (печень). Также на веревке-ситии, протянутой ромбовидно внутри бубна, бывает, висят аарык (подвески в виде цифры 8), хобо (бубенцы), металлические кольца ыт мунна (собачий нос). Якутские бубенцы визуально напоминают двустворчатую раковину хаба. Вполне возможное развитие семантики от «двустворчатого моллюска» до «бубенца», учитывая то, что хобо может быть так называемой «окающей» формой слова хаба.
БУЛААЙАХ И ТY РЭХ
Колотушка бубна булаайах, былаайах считалась кнутом, которым шаман погоняет свое ездовое животное, т. е. бубен. Колотушка бубна — обычно слегка изогнутая дощечка из древесины, обитая мехом животного и небольшой рукоятью. Якут. былаайах связано с древнетюркских времен с семантикой «перемешивать», т. е. металлическая лопатка или деревянная ложка ближе к этому значению. Такое приспособление было у гончаров-магов. Также вспомним түөрэх (выпуклая сторона колотушки, которой бьют по бубну шаманы и шаманки), которая имеет параллель в монгольском төөрөг (предопределение, рок, судьба, удача). Можно сравнить с якутским түөрэй (деревянная палка (кружало) с проделанным посередине отверстием, в которое вставляют рукоять сачка (кружало) во время ловли рыбы) от древнетюркского тоҕру (следовать, направляться).
Сравни также с якутским туора (поперечный; түөрэй как раз лежит поперек проруби), тюркским тоҕра, туура (поперек; поперечный, сторонний). Казалось бы, при чем тут элемент рыболовного сака-куйуур? Тем не менее в якутском шаманском бубне есть названия почти всех элементов сака: куойа, маҥкы, түөрэй. Есть также прорубь, морды рыбы, волосяные сети и даже двустворчатые раковины. Все указывает на водный мир. И это не случайность. В шаманский бубен ведь еще ловили, как в сак, демонов-абааhы Нижнего мира, представлявшего собой не подземный, а подводный мир.
Владимир ПОПОВ.