Главная » 2025 » Январь » 31 » Единственная в мире Кыыс таҥара и не только

Единственная в мире Кыыс таҥара и не только

В закрытых фондах Якутского музея имени Ярославского хранятся уникальные экспонаты, часть которых еще никогда не показывали большой публике. Не хватает площадей. А показать хочется, поэтому иногда музей устраивает разовые экскурсии, на которых демонстрирует посетителям удивительные вещи.

«Вечерка» попросила провести такую мини-экскурсию только для себя. И она действительно получилась мини, потому что мы надолго «залипли» на первом же экспонате.

Туйаара ИВАНОВА, методист культурно-образовательного отдела:

— На последней нашей экскурсии в рамках проекта «Интересное в деталях» было представлено десять уникальных экспонатов. Одни с постоянной экспозиции, другие — из фондов музея, которые были впервые выставлены в этот день.

— Еще будут такие экскурсии?

— Возможно. Раньше такие мероприятия проводились в рамках международного проекта «Ночь в музее».

— Какие экспонаты были выставлены?

— «Кыыс таҥара», берестяные браслеты, украшения кангаласского человека, резные фигурки из бивня мамонта Петра Пестерева. О них подробнее расскажут наши сотрудники.

Октябрина МАКСИМОВА, заведующая культурно-образовательным отделом:

— Самое острое впечатление на всех произвела кукла-идол «Кыыс таҥара».

— Немудрено.

— Изначально экскурсия задумывалась в полной темноте с освещением из фонариков. Но потом передумали.

— Почему?

— Мы отбросили эту идею, так как и без этого здесь жутковато. Мы даже по одному не ходим свет выключать в залах. Сами боимся.

Итак. Чего боятся даже сотрудники?

Это один из самых уникальных экспонатов нашего музея. Он у нас находится с 1937 года. По верованиям якутов, когда человек умирал, тело предавали земле, а душа улетала в верхний мир. Если человек умирал в раннем или молодом возрасте, чтобы продлить его земную жизнь, душу вселяли в тюктюйэ. Тюктюйэ — это вместилище души умершего человека, антропоморфная фигура, специально сделанная шаманом. Для этого приглашали сильного шамана. Он своим камланием в течение девяти ночей вселял душу умершего человека в тюктюйэ.

По легенде эта куколка принадлежала богатому князю Дьёсёл Ивану из Мальжагарского наслега Западно-Кангаласского улуса. Это был очень богатый князь. У него было тринадцать сыновей и одна дочь. Ее звали Туллук Мария. Она умерла в раннем возрасте. Родители не смогли смириться с потерей единственной дочери и пригласили шамана, чтобы продлить ее земную жизнь.

Дьёсёл Иван держал эту куклу в своем доме в течение тридцати лет в отдельной комнате.

— Ничего себе.

— К нему постоянно приходили богатые князья из других улусов. Приносили гостинцы, подарки, пушнину, золотые и серебряные монетки, еду. И оставляли в этой комнате. Князь оставлял эти гостинцы себе. Поэтому есть две версии, для чего была сделана эта кукла. Первая — князь хотел продлить земную жизнь дочери. Вторая — хотел нажиться на поклонении Кыыс таҥара.

— Зачем князья приносили дары?

— Они знали, что у князя умерла единственная дочь и он сделал куклу. Они верили, что она чем-то помогает, слышит просьбы, общались как с живым человеком.

— Как она попала в музей?

— Спустя 90 лет после захоронения этой куклы, в 1937 году сотрудники нашего музея вместе с местными жителями организовали научную экспедицию по поискам этого захоронения. По легенде, после смерти князя эту куклу «похоронили» с жертвоприношением кобылицы белой масти. Шаман по указанию старшего сына Дьёсёла убрал куклу из комнаты и спрятал ее на верхушке лиственницы глубоко в лесу, примерно в тридцати километрах от дома. Старожилы знали место и показали, где она была спрятана.

Гроб-долбленка (гроб-ящик) лежал между рассохами упавшей лиственницы. Длина гроба — 1 метр, диаметр — 27 сантиметров. Внутри долбленки лежал мешочек из бересты длиной 30 сантиметров, шириной 20 сантиметров. Внутри берестяного мешочка среди пуха нашли куклу. Кукла с головой, руками, но без ног. Сшита из ровдуги. По подолу пальто пришита бахрома, внутренняя сторона пальто — из меха. Длина куклы — 24 сантиметра. Глаза из черного и белого бисера. На лбу нашита монета (солярный круг).

По легенде, первую такую куклу сделал Омогой Баай. Его любимая дочь тоже умерла в раннем возрасте, и он сделал такую куклу. И потом это стало традицией.

— Есть записи об экспедиции?

— Да. В 1937 г. по указанию местных жителей краеведы В. Н. Дмитриев и председатель колхоза им. Х. П. Шараборина И. Ф. Макаров нашли захоронение и сообщили сотрудникам музея. Тюктюйэ хранится в нашей коллекции. По записям этнографа Андрея Саввина подобные куклы-тюктюйэ из бересты якуты применяли до середины XIX века.

— Ее, наверное, еще не все себе позволить могли? Пригласить шамана дорого было.

— Совершенно верно. Когда приглашали шамана, его должны были чем-то отблагодарить.

Этот экспонат у нас выставлялся одно время в старом корпусе в составе постоянной экспозиции атрибутики шаманизма. Иногда у этого экспоната посетителям становилось плохо, у кого-то голова кружилась, у некоторых посетителей начиналась тошнота.

УКРАШЕНИЯ КАНГАЛАССКОГО ЧЕЛОВЕКА

Нелли КОНДАКОВА, заведующая сектором природы:

— В настоящее время на третьем этаже располагается экспозиция захоронения кангаласского человека. Мы его так называем, потому что он найден совсем недалеко от Якутска в Кангалассах. Когда на него смотрят, то обычно не обращают внимания на мелкие детали. Лежит и лежит костяк. С костяков такой давности сохраняются только кости нижних конечностей и часть черепа. Верхняя часть тела быстро разрушается. Последняя датировка его возраста, согласно исследованиям, пять с половиной тысяч лет. Во время экскурсии обычно рассказывают об истории его открытия, обстоятельствах находки, инвентаре, найденном в захоронении. И мало кто обращает внимание на то, какие у него есть украшения. Упускают из виду мелкие маленькие бисеринки, которыми он был буквально обсыпан. Сейчас их сохранилось не очень много, и они просто рассыпаны на костяке.

Это захоронение описывал в своей книге А. П. Окладников, академик, который изучал древнюю культуру и историю народов Сибири в середине 20 века. Есть описание Ивана Новгородова, который занимался непосредственно раскопками кангаласского человека. И там написано, что верхняя часть костяка была обсыпана более чем 200 мелкими бисеринками. По форме и размерам они очень похожи на современные пайетки. Плоские, круглые, как шайбочки, диаметром 4–5 мм с отверстием в центре для продевания шнура. Часть была нанизана на шнур, скорее всего, из кожи. А часть бусинок была рассыпана на груди. Такое ощущение, что у этого человека была какая-то одежда, и бусинки были пришиты на нее или прикреплены. Эти бисеринки удивительны тем, что они перламутровые, сделаны из створок раковины моллюска. Перламутр в животном мире вырабатывается только моллюсками. Внутренняя створка раковин бывает выстлана перламутровым слоем. Можно считать, что это, наверное, одно из самых древних украшений. Вероятно, сначала человек украшал себя костями, когтями, зубами животных, позвонками. Потом заметили раковины с перламутровой выстилкой и поняли, что это красиво. Ведь это и правда красиво, и до сих пор жемчуг и перламутр используются в украшениях, как и пять с половиной тысяч лет назад. Причем примечательно еще то, что это очень тонкая и кропотливая работа. У людей того времени не было металлических орудий, чтобы выточить такие мелкие детали. Уверена, что раковины моллюсков в то время также не валялись под ногами в огромном количестве. То есть это нужно было найти, обработать и потом уже сделать украшение. И раз на кангаласском человеке такое изысканное для тех времен украшение, мы можем предположить, что он был богатым и значимым человеком для общины. У нас есть подобные украшения, но там размер бисера побольше, а здесь очень маленький размер. Это удивительно. Очень тонкая работа.

БРАСЛЕТЫ ИЗ БЕРЕСТЫ

Елизавета АЛЕКСЕЕВА, специалист сектора этнографии:

— Эти экспонаты не выставлены в постоянной экспозиции. Они хранятся в коллекциях музея. Эти берестяные браслеты были найдены в Якутске в 1971 году. Первые браслеты были обнаружены в мае на улице Некрасова. Строители рыли траншею и три девочки — Оля Блейдер, Таня Матвеева и Оля Трофимчук, восьмиклассницы школы № 16, — нашли предметы. Они пришли в музей и сообщили о находке. Сотрудники выехали на место и нашли три погребения, и в том числе погребение якутской женщины XVIII века. Она была очень богато одета. Одежда была сшита из меха лисы. На запястьях — пара берестяных браслетов в хорошем состоянии. Это был первый случай, когда были найдены берестяные браслеты. Обычно в захоронениях находят металлические украшения. Самое интересное, что в том же году, но уже в другом месте, на пересечении улиц Попова и Петровского во время проведения дорожных работ рабочие нашли браслет и мутовку. Браслет тоже берестяной, но он уже не в такой хорошей сохранности, так как был найден не в захоронении, а, так сказать, в культурном слое.

Также есть упоминания о берестяных украшениях, приведенные Султановым в книге «Остатки Якутского острога» от 1907 года. Там вилюйский исправник Г. В. Шахурдин в 1887 году пишет, что у инородцев находили берестяные женские украшения. Он указал, что это были нагрудные украшения и по типу напоминали татарское монисто. Но нигде этих украшений не сохранилось, есть только упоминание. Иван Новгородов, сотрудник нашего музея, указал в своей статье, что эти украшения, наверное, были первоисточником нагрудных женских украшений из металла.

— То есть те, кто попроще, сначала носили из бересты, а кто побогаче, решили сделать из серебра…

— Говорить, что только бедняки носили берестяные браслеты, будет неправильно, так как захоронение на улице Некрасова значится как погребение знатной якутской некрещеной женщины.

Один из браслетов сложен в два листа бересты, второй — одинарный. На них изображен циркульный орнамент, который есть во многих якутских украшениях. Также есть узоры почковидный и в виде сети. Если присмотреться, то видно, что края украшения перехватывались веревкой либо шнуром. И, если хорошо приглядеться, можно увидеть следы укрепления.

Третий браслет не очень хорошей сохранности. Он найден не в погребении, а в культурном слое. На нем также использованы циркульный орнамент и узоры в виде четырехлистного узора.

ДИНОЗАВРЫ ИЗ БИВНЯ МАМОНТА

Владимир БОЧКАРЕВ, сотрудник отдела природы:

— На экскурсии я представлял фигурки, сделанные из бивня мамонта охотником-промысловиком Петром Пестеревым. Он охотился на песцов, промышлял на острове Большой Ляхов в 50-е годы. Это далеко на Севере, между морем Лаптевых и Восточно-Сибирским морем. Фигурки поступили в фонды нашего музея в 1962 году. В те времена в такую даль еще ездили на собачьих упряжках. Другого транспорта не было.

Удивляет то, как человек смог все это сделать вручную. У него не было электрических инструментов, какими пользуются сегодня косторезы: бормашинки, шлифовальные насадки, различные сверла, дрели и т. д. Поэтому, скорее всего, с помощью ножей, ручной наждачки в течение, может, нескольких лет или одной зимы при свете свечей рождались эти работы. Очень красивые фигурки, детально сделанные. В коллекции музея хранятся фигурки древнего большерогого оленя, динозавров, северного оленя, белого медведя, охотящегося на тюленя. При этом он еще и довез их до Якутска в целости и сохранности.

Мне было интересно, откуда он мог брать картинки для этих фигурок. Интернета тогда не было. Фото динозавров взять неоткуда. И у каждого поколения изображения динозавров очень сильно отличаются от предыдущих. К примеру, очень разнятся изображения из книг моего детства и то, что нам показывают сейчас. Я провел небольшой анализ в интернете. Оказывается, в 1947 году в СССР были выпущены две тоненькие книги с описанием животных древнего мира. Там как раз есть иллюстрации динозавров и древних животных. Сравнивая фигурки и изображения в этих книгах, я понял, что именно эти две книжки охотник с собой брал на промысел.

Кстати, это не последняя наша экскурсия подобного плана. Якутский музей будет регулярно устраивать подобные  мероприятия, чтобы познакомить жителей и гостей столицы с экспонатами, находящимися в фондах музея. Следите за анонсами.

Виктория БУШУЕВА

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2025 Хостинг от uWeb