Эпифании Марии Смольяниновой
Что такое Эпифания?
Первое, что приходит на ум, — это праздник Богоявления, отмечаемый у западных христиан 6 января. Аналог Крещения у православных. Но есть еще другой смысл этого слова, почерпнутый из академического словаря. «Эпифания (с греческого — явление) — литературный жанр, миниатюра, отличающийся глубокой лиричностью. В традиционном понимании зримое или слышимое проявление некой силы, прежде всего божественной или сверхъестественной, внезапное озарение». И вот в этом как раз смысле название выставки московского художника-графика Марии СМОЛЬЯНИНОВОЙ «Эпифании», которая открылась в НХМ, очень соответствует содержанию представленных на ней работах.
«Зримое и слышимое» — ее произведения глубоко поэтичны и музыкальны. Тонки как по технике исполнения, так и по художественному воплощению. Показалось, что эти работы перекликаются по своей лиричности «графической поэзии» с произведениями якутского графика Валериана Васильева — насколько бы темы и техники двух художников были разными. (И, кстати, именно в этом зале ровно год назад открылась выставка Васильева). А техника, в которой работает Мария, между прочим, крайне непростая и трудоемкая — офорт. Тут мало быть художником, нужно быть еще и очень умелым, знающим свое дело ремесленником. «Приятно, что относительно молодой художник работает в этой традиционной технике. Ни яркой, ни броской, не совсем соответствующей нашему безумному стремительному клиповому времени. Это заставляет зрителей задуматься о каких-то вечных вещах, составляющих смысл нашего существования», — сказал на открытии выставки куратор проекта Артем Силкин.
Выставка ретроспективная и охватывает 15 лет творчества художницы. Работ на выставке очень много, по поводу чего председатель Союза художников Якутии Ольга Скорикова заметила: «Удивительно, что работ так много. Как будто выставка юбилейная». А художнику Марии Смольяниновой, слава богу, пока далеко до подобных юбилейных выставок. Так вот, что приятно удивляет, в экспозиции нет (ну или почти нет) каких-то проходных работ, что встречается почти всегда на подобных персональных выставках. Но особенно хороши серии «Московский регтайм», «Вечный пейзаж» и «Чистые пруды», а также обе грузинские серии листов.
Проект «Эпифании Марии Смольяниновой» появился в прошлом году благодаря участию в арт-резиденции «Свияжск» в Республике Татарстан. Он уже был показан в нескольких городах и далее после Якутска продолжит свое движение в пространстве страны. И нам повезло: это одна из лучших выставок последних лет в Якутии. Она оставляет очень приятное впечатление своей немного меланхоличной и одухотворенной неспешностью.
Вот что Мария Смольянинова рассказывает о своем творчестве.
ОФОРТ
— В художественном лицее (ныне МЦХШ) я училась в живописной мастерской, работала маслом, акварелью, пастелью. Продолжать заниматься в институте станковой живописью шесть лет не хотелось. Хотелось попробовать новые материалы: офорт, литографию, линогравюру, шелкографию. Видела в музеях офорты Рембрандта, Гойи, интересно было понять, как они сделаны. В МГАХИ им. В. И. Сурикова на графическом факультете была такая возможность. Программа устроена так, что в ознакомительном двухгодичном курсе студент может поработать в разных техниках: семестр — офорт, семестр — литография, семестр — линогравюра, семестр — шелкография. Потом происходит выбор материала и мастерской.
Я училась в мастерской станковой графики у профессоров А. Теслика, А. Любавина, А. Якушина. С теплом и благодарностью вспоминаю институтские годы. После окончания института мне повезло стажироваться в творческих мастерских графики Российской академии художеств под руководством академика А. Шмаринова, была возможность работать в офортной мастерской. Изначально я не планировала совсем отказываться от цвета, но меня очень затянул офорт, исследования его возможностей. Здесь на выставке есть мой первый офорт, выполненный еще в институте. Очень много воспоминаний вызывает эта работа.
ЭПИФАНИИ
— В 2022 году у меня была большая персональная выставка «Вечный пейзаж» в НГХМ «Искусство ХХ в.» в Нижнем Новгороде. Александр Мельник, доктор исторических наук, заведующий архитектурным отделом ГМЗ «Ростовский кремль» и куратор моей первой персональной выставки, прошедшей в 2014 г., «Поэзия графики Марии Смольяниновой», написал тогда статью «Эпифании Марии Смольяниновой». Для нынешнего выставочного проекта было решено взять это название. На сайте галереи «Аврора 1991» https://aurora1991.ru/ можно прочесть статью и узнать об «эпифаниях». Слово в данном случае используется в трактовке, которую дает Джеймс Джойс в одном из своих рассказов.
ЦИКЛЫ
— В разные периоды жизни я очаровывалась разными местами, городами. Хотелось выразить своё ощущение, сформулировать звук, выразить ритм города пластическими средствами. Важен формат и размер работы. В «Музыке Петербурга» пришла к камерному квадрату, работала на цинке. Петербург цельный, строгий, стройный. Через какое-то время решила сделать посвящение родному городу — Москве. Как она звучит?
У Москвы свой звук, ей свойственны ритмическая импровизация, фрагментарность, разорванный свет, получилась серия «Московский регтайм». Через несколько лет сделала ещё две серии о Москве совсем с другим ощущением. В «Прогулках по Москве» сочетала все возможные офортные техники, хотелось сделать листы живописными, размер печатных форм 60 х 90 см. В серии о Грузии использовала разные офортные техники, экспериментировала, работала на меди. Там есть такая, может быть, избыточность, много деталей, что свойственно Грузии. В серии, посвященной Свияжску, работала на стали, каждый металл имеет свои специфические свойства, которые важно знать и использовать в работе. ДОРОГА — Мне нравится ощущение дороги. Мой первый офорт «Зима» посвящен как раз дороге. Долго ждала электричку, смотрела на провода, они напомнили мне нотный стан. Тема дороги стала сквозной, цикл начался в 2008-м и продолжается сейчас. Листы в нём разные, разного размера и формата, выполненные в разных офортных техниках и соответствуют моему состоянию на данный момент.
О МЕТОДЕ
— Обычно я рисую с натуры, собираю материал, веду дневник художника. Потом перерабатываю материал. Делаю отбор, чтобы прийти к знаку, формуле, наиболее выражающей замысел. Художник Петр Дик свой творческий метод называл «вычитание случайностей», мне эта формулировка очень близка.
О РАБОТЕ «НА ЗАКАЗ»
— Я преподаю в КМТИ им. Г. П. Вишневской, на заказ не работаю. Мне хочется воплощать свои замыслы. Работы продаю, участвую в маркетах и ярмарках (Blazar, WinWin, Catalog, «Контур», «Вкус бумаги» и т. д.). Занимаюсь авторской печатью, печатаю всегда сама. Печать офорта — очень творческий процесс, с одного клише можно сделать абсолютно разные неповторимые оттиски. Как ремесленник могу сделать тираж, но мне это неинтересно.
ЯКУТСК
За те дни, что нахожусь в Якутске, чувствую невероятное ощущение тепла, добра и уюта. Давно хотелось сюда приехать. Здесь есть ребята, с которыми мы учились вместе, работали в Доме творчества «Челюскинская». Что касается того, появится ли на моих офортах Якутск, пока не скажу. Люблю сначала сделать, а потом говорить.
И. БАРКОВ