Якутские Ромео и Джульетта
Наконец-то выходит в широкий прокат (премьера должна была состояться еще весной) лента «Лоокуут уонна Ньургуhун» по одноименной якутской классике. 21 сентября фильм покажут во всех кинотеатрах Якутии. Режиссер Константин Тимофеев рассказал «ЯВ», что этим произведением он «заболел» в детстве, посмотрел две театральные постановки и шел к этому фильму всю свою сознательную жизнь. А еще о том, как конкуренты украли священный шаманский реквизит.
Драма якутского писателя, поэта и фронтовика Тимофея Сметанина до сих пор будоражит воображение якутян, она популярна как красивая и трогательная история о преданной и настоящей любви. Сметанин же руководствовался повестью, написанной в 1938 году Никифором Седалищевым (Дьүөгэ Ааныстыырап) — одним из первых якутских детских писателей. Основная тема его произведений — счастливое детство советских ребят. Он писал о том, в каких трудных условиях росли дети в прошлом, какой ценой была завоевана счастливая жизнь советской детворы. Но запомнился произведением о любви, которое уже признано классикой. Лоокуут и Ньургуһун — это якутские Ромео и Джульетта, два юных сердца, с детства привязанных друг к другу. С годами их нежные чувства переросли в ту самую настоящую первую любовь, когда они уже не мыслили жизни друг без друга.
Путь к счастью влюбленных преградил сын местного князя Мардьааһай, которому приглянулась красавица Ньургуһун: он решительно намерен жениться на ней. Родители девушки безропотно подчинились судьбе, не сумев защитить преданность и светлые чувства своих детей. Но они не знали о том, что их Ньургуһун готова умереть ради любви к своему избранному, а Лоокуут ради любви к единственной готов пойти на неосознанный шаг...
Трагическая история любви сквозь века передавалась народом из уст в уста. Обратившись в легенду, она пришла к нам в 21-й век в формате полнометражного художественного фильма, основанного на реальных событиях. В ролях: Мария Михалева, Василий Белолюбский, Иннокентий Луковцев, Ирина Никофорова. Хронометраж 105 мин.
КИНО КАК ЗАТРАВКА
Константин ТИМОФЕЕВ, режиссер:
— Почему премьера не состоялась весной? Мы перенесли, потому что хотели всё довести до идеала. Съемки проходили один год, в фильме можно увидеть все времена года.
— Где снимали?
— В основном, в красивейшем Амгинском улусе, селе Мяндиги, где проживает около 400 человек. Многие местные жители снимались в массовке. Снимали и в Хандыге, где забрались на самую высокую гору, снимали долину Туймаада, cнимали в Хангаласском улусе. Локаций много.
— Каков бюджет?
— Больше пяти миллионов. Первые деньги выделил Арсен Томский и его Sinet Spark, за что я ему очень благодарен, без него не было бы «Сахавуда», мир не увидел бы несколько потрясающих якутских картин. Именно Томский дал первый импульс, а потом финансово нас поддержало Министерство культуры и духовного развития. Это — фильм-классика. То, что написали Дьүөгэ Ааныстыырап и Тимофей Сметанин, — это древняя якутская легенда, которая передавалась из уст в уста, из поколения к поколению. И эта история до сих пор шокирует якутов.
— Вы смотрели театральную постановку в Саха театре?
— Конечно! И даже две постановки — в 90-е годы и современную. Дело в том, что этой историей я заболел еще будучи школьником, сам принимал участие в спектакле. Так что это еще и лично моя история, с которой связаны личные воспоминания. И желание экранизировать эту историю у меня появилось с ранних лет. Если хотите, я сейчас осуществляю свою мечту. Кстати, в 90-е годы в спектакле играли главные роли Ира Никифорова, Айал Аммосов, Кеша Луковцев. Тогда как раз приехала на родину первая волна «щепкинцев», выпускников театрального училища. Так вот Иру Никифорову и Кешу Луковцева тогда, в конце 90-х, я запечатлел в кино. Ира тогда играла саму Ньургуһун, а сейчас играет ее маму! Уникальность нашего фильма в том, что золотой состав якутского театра 90-х годов также присутствует в нашем фильме. Также в нашем фильме снялся в роли старика Күһэңэй Степан Петров, известный̆ по главным ролям в фильмах «Надо мною солнце не садится» и «Тойон кыыл».
— С какими сложностями вы сталкивались?
— Костюмы и реквизит. Речь ведь идет о конце 18 века. В театре используют проволочный каркас, обтянутый тканью. У нас же был настоящий шаманский арангас — сооружение из цельного дерева. После очередных съемок мы оставили реквизит в Кангалассах в помещении «Сахафильма». Приехала другая съемочная группа, другие киношники, и они украли у нас этот реквизит! И использовали в своём фильме! После съемок просто бросили в лесу! Потом долго отнекивались, а когда я предъявил фотографии, сказали, что этот шаманский священный арангас они использовали в фильме... как корыто для чистки рыбы! Вы представляете, какие дураки? Нам потом сказали шаманы, чтобы мы сожгли этот арангас. Мы все были потрясены, можно сказать, над нами случилось жесткое психологическое насилие. Чистить рыбу в сакральных вещах! Это безответственность киношников — как можно воровать реквизит?
— Это кто такие?
— Я не буду называть имени. У этого человека сейчас тяжелый жизненный период, а еще я буду ему репутацию портить. Но кто знает, тот знает.
— Понятно, что кассовый успех будет в Якутии, но рассчитываете ли вы на федеральный прокат?
— Нет. Это наше обращение к молодежи Якутии. Сейчас выйди на улицу и спроси — вряд ли кто из молодых читал «Лоокуут и Ньургуһун». Пусть они посмотрят сначала кино, а потом, если понравится, прочитают еще и книгу. Мы не исковеркали сюжет и слова. Вы не представляете, какие там прекрасные якутские слова! Есть крупные субтитры, очень качественно профессиональный переводчик перевел, так что посмотреть могут и русскоязычные зрители. Это кино — как метод, как «затравка». Свои корни, в том числе и литературную классику, подрастающее поколение обязано знать. Школьники и студенты за приемлемые деньги могут сходить по Пушкинской карте.
— Эта драма известна как повествование о якутских Ромео и Джульетте...
— А это действительно так, как высокопарно это ни звучит. У всех народов есть подобные истории — «Тристан и Изольда», «Руслан и Людмила». У казахов и кыргызов есть. У нас тоже должны быть такие герои. Через текст и экран передается любовь к девушке. В нашем современном мире домашнего насилия, хейта и абьюза нужно же как-то показать, что наши предки такими не были вовсе, они относились к девушкам как хрупким сосудам.
Михаил РОМАНОВ.
Фото:ЯСИА