Главная » 2024 » Сентябрь » 15 » Как созависимому жить с алкоголиком

Как созависимому жить с алкоголиком

11 сентября страна отметила День трезвости, установленный в 1913 году по инициативе РПЦ именно в день усекновения главы Иоанна Предтечи, так как считается, что святого казнили во время шумного пира в честь дня рождения Ирода Антипы.

По данным руководителя отдела информатики и системных исследований Московского НИИ психиатрии Минздрава России Александра Немцова, от причин, связанных с употреблением алкоголя, в стране гибнет порядка 400 тысяч человек в год, а это тысяча человек в день! Теперь много пишут о зависимости от психоактивных веществ, но все еще мало упоминают созависимых, а ведь родственники порой страдают гораздо больше зависимых, поскольку сами не употребляют и переносят свою боль без наркотиков и алкоголя. Просто невозможно жить рядом с зависимым и не быть вовлеченным в его болезнь эмоционально и психологически. И если для больных есть сеть наркологических диспансеров и частные лечебные учреждения, то куда может обратиться за помощью созависимый? Вот об этом сегодня и поговорим.

ХВАТИТ БИТЬСЯ О СТЕНУ!

Не так давно приезжал в Якутск Иван Клименко, клирик Марфо-Мариинской обители, председатель Замоскворецкого общества трезвости, кандидат химических наук, счастливый отец шестерых детишек, с тем чтобы дать местным обществам трезвости несколько уроков.

На первом уроке для созависимых он вдруг произнес: «Вы часто сами виноваты, что ваши близкие пьют». И на этих его словах зал возмущенно задохнулся. А клирик продолжил:

— Вы записывайте, делайте заметки. Я советую вам самим изучать, что такое зависимость. Родственникам КАЖЕТСЯ, что они знают. Как-то приходит женщина, жалуется на запойного, а в конце вдруг заявляет, что в принципе же она не против, чтобы он пил, пусть купит себе бутылку пива, в запой-то зачем уходить? Другими словами, женщина попросту не знает, что такое алкогольная зависимость. И вот 20 лет одно и то же! И с одним и тем же результатом! Значит, надо делать что-то другое? Причем делают то же самое, надеясь на какой-то другой результат. Зачем головой о стену беспрестанно колотиться? Вот же дверь! И вот так бьются люди о свои стены, тогда как выход был. И есть. Но они об этом не знали, а думали, что, раз не получилось пробить стенку головой с первого раза, значит, надо хорошенько разогнаться — и со второго-третьего раза авось получится. То есть наращивают усилия в том же направлении. Не понимает? Не слышит? Так надо громкость прибавить! Скандалами, например. Эта женщина не знала, что зависимость преодолевается единственным способом — полным отказом от алкоголя! Надо жить трезво, говорю я этой женщине, а вы его двадцать лет учите пить. Один страждущий пришел на первый урок в Школу трезвости. Идем с ним после собрания до метро, он мне говорит: да я сам могу книгу об алкогольной зависимости написать! Верю, говорю ему, но ответь на один вопрос: как жить трезво? А вот этого я не знаю, был ответ. Ну, значит, об этом и будем говорить, сказал я. Часто слышу: не хочу я книги читать, не хочу, чтобы кто-то влиял на мое мировоззрение, сам разберусь. Говорю, но в школе же вы учились? Дважды два — четыре, но не сами же вы об этом догадывались? А если бы и догадывались, сколько времени это отняло? Зачем изобретать велосипед, когда уже есть накопленные человечеством знания? Пользуйтесь! Очень рекомендую к прочтению книги директора реабилитационного центра «Зебра» Екатерины Савиной «Возвращение Кая», «Духовной жаждою томим», «Я люблю его...», «Живые в помощи Вышнего». В них она рассказывает о главных правилах душевной гигиены родственников и близких страждущих, о том, как не потерять себя и не превратиться в жертву и соучастника страшного недуга.

Выдающийся американский психолог по работе с зависимостями, создатель института, а также специализированного издательства по проблемам алкоголизма и наркомании Вернон Джонсон в свое время так благотворно воздействовал на пьющую жену президента США Джеральда Форда, что та не просто влюбилась в трезвый образ жизни, но создала Фонд Бетти Форд и построила клинику в Калифорнии. Почитайте его «Метод убеждения» — это работающий инструмент в лечении химической зависимости. Работа Дженет Войниц стала в своем роде революционной и помогла миллионам взрослых, выросших в семьях с больными алкоголизмом. Ее книга «Взрослые дети алкоголиков: семья, работа, отношения», будучи опубликованной еще в 80-х годах прошлого столетия, до сих пор остается фундаментальной работой, наиболее полно рассматривающей проблемы ВДА. Хорошие схемы по преодолению алкогольной анозогнозии (непринятия болезни. — Я. Н.) описывает в своих книгах «Вино: твой слуга? Друг? Господин?», «Созависимость. Умение любить» Сергей Зайцев. Есть чудесная книга о зависимости «Семейная болезнь» Валентины Москаленко, где дается ответ на вопрос, как выжить тем, кто рядом. В книге члена-корреспондента МАТР профессора Николая Зиновьева, который более тридцати лет работает с методом Ивана Павлова — Геннадия Шичко, подробно изложены причины возникновения и развития алкогольно-табачной зависимости, а также описаны действия по реальному избавлению от этих зависимостей. Я могу еще много книг перечислять, но начните хотя бы с этого! По имеющейся статистике, алкоголизм преодолевают всего лишь 10–15 процентов людей, и только лишь потому, что большая часть не обращается за помощью. Если действовать грамотно, то в большинстве случаев можно помочь. По своему опыту могу сказать, что больше половины, а может, и две трети родственников, которые к нам обращаются, в итоге решают свою проблему. У кого-то это происходит быстрее, у кого-то медленнее, но в среднем за год-два страждущие преодолевают тягу к спиртному и возвращаются к трезвой жизни.

ИНТЕРВЕНЦИЯ

Валентина МОСКАЛЕНКО, нарколог-психиатр, семейный психотерапевт в области зависимостей, доктор медицинских наук, профессор:

— Что может сделать семья для своего страждущего близкого? Как во всяком деле, тут нужны некоторые знания и навыки. Члены семьи обладают большим эмоциональным опытом, но плохо знают алкоголизм и любые другие зависимости как болезнь. Все, что семья делала до начала лечения, можно определить одним словом «страдала». Теперь пришло время успокоиться и больше узнать об алкоголизме как о болезни. Длительное время вся семья пользовалась психологической защитой — отрицанием. Это один из парадоксов алкоголизма и созависимости: все в семье страдают от пьянства близкого и долгое время в упор не видят проблему, мало того, замалчивают и скрывают ее, зачастую преуменьшая размеры пьянства. Так вот самое главное, что могут сделать близкие, — это признать проблему.

Второе — уговорить страждущего лечиться, применив для этого практику интервенции, заключающуюся в следующем: близкие, а еще можно призвать сюда друзей семьи или сослуживцев, которых зависимый уважает, однажды садятся в кружок и разговаривают с ним о его здоровье и жизни, удерживаясь от обвинений, а вот предъявлять претензии можно. Больной алкоголизмом должен посмотреть в лицо тем последствиям, к которым привело его поведение. Согласитесь, что до сей поры вы сами всерьез не принимали его поведение, не думали о страшных последствиях и делали вид, что в действительности никакой катастрофы нет. Лучше, если интервенцию вместе с семьей подготовит врач, который также может присутствовать на ней, но это необязательное условие. Цель интервенции — мотивировать больного на лечение, сдвинув щит отрицания болезни. С этого момента перестаньте нянчиться с ним, признайте в нем человека, способного отвечать за свою жизнь. не поучайте и не пилите его. Спасайте себя, живите своей, а не его жизнью. Если больной все же не соглашается идти лечиться, пойдите сами на лечение от зависимости: практика показывает, что сначала на лечение приходит жена (сестра, мать и т. д.), а через какое-то время приходит и муж (брат, сын и т. д.). Семья — это система, и за какую ниточку в этой системе ни потянешь, изменится вся ее конфигурация. Куда идти лечиться? Родственник больного может обратиться к психологу или психотерапевту, занимающимся лечением созависимостей. Иногда бесплатные курсы для родственников имеются в наркологических учреждениях. Кроме того, очень рекомендую группы самопомощи «Ал-Анон» — это отлично работающий инструмент!

***

Как пишет Виктория Токарева в рассказе «Пять фигур на постаменте», «жизнь с алкоголиком — как война. Передвижение по обстреливаемой местности. Пробежишь несколько метров — упадешь. И никогда не знаешь, что будет завтра. И даже сегодня вечером». Так не лучше ли довести дело до интервенции? В конечном счете употреблять наркотики и спиртное бросают все, но некоторым удается сделать это еще при жизни.

Яна НИКУЛИНА

Фото: google.ru

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2024 Хостинг от uWeb