Отличия шуликуна от сюллюкюна
Без ажиотажа вокруг темы якутских святок Таҥха не бывает января. Кто-то искренне верит, что можно при помощи гаданий в этот период узнать перемены в своей судьбе (конечно же, в лучшую сторону), артисты и экстрасенсы всяких мастей наживаются на них, третьи грозятся обратиться в органы, чтобы прекратить эту «бесовскую вакханалию», очередные анонимы утверждают в комментариях к соответствующим темам соцсетей и пабликов, что якобы несколько лет назад собственными глазами видели водяных-сюллюкюнов. Так и каковы же они? Утверждают, что с поросячьим пятачком и рожками. Так ли это?
СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗ
Да и мы каждый год обращаемся к теме сюллюкюнов в нашей рубрике. Настолько часто, что сами хорошо разбираемся в этой теме. Потому выдаем о сюллюкюнах каждый раз свежую и малоизвестную информацию, собираемую нами у старожилов, знатоков якутской старины и городского фольклора. Как должен выглядеть святочный водяной черт в представлениях современных якутян? Благодаря описаниям в интернет-пабликах и газетным карикатурам, а также реквизиту вечеров Таҥха, проводимых в различных учреждениях культуры, бесы эти выглядят один в один, как черт из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н. Гоголя. Тот самый, которого оседлал кузнец Вакула и полетел на нем за тридевять земель. То бишь некое черное волосатое, хвостатое существо со свиным рылом и небольшими телячьими рожками.
Дошло до того, что современные неошаманы и неоудаганки тоже утверждают, что сюллюкюн с рожками и пятачком да с хвостом. Это все от незнания родных культур. Именно культур, а не культуры. Сюллюкюн известен не только якутам, но и многим другим народам нашей страны, и даже Болгарии и некоторых других славянских стран Балкании. У последних, правда, название турецкое — каракоджо, караконджо. Зато у российских народов издавна наблюдается единообразие названий.
ШУЛИКУНЫ ОГНЕДЫШАЩИЕ
У русских это шуликуны, шиликуны, шулюканы, шулюкуны, шликуны — сезонные демоны, связанные со стихией воды и огня, появляющиеся в сочельник Рождества из проруби (иногда на Игнатьев день — 20 декабря) и уходящие назад под воду на Крещение. Живут в указанный период шуликуны нередко в пустующих сараях, банях и заброшенных домах, всегда артелями, но могут забраться и в жилую избу. При этом, по старинным представлениям, они имели заостренную кверху голову, изо рта у них пылает огонь, они носят белые самотканые кафтаны с кушаками и остроконечные шапки, чтобы скрыть форму своей головы.
Согласно поверьям, шуликуны бегают по улицам с горячими углями на железной сковородке или железным калёным крюком в руках, которым они могут захватить людей («закрючить и сжечь»), либо ездят на конях, на тройках, на ступах или «калёных» печах. Ростом они нередко с кулачок, а изо рта у них пылает огонь. Шуликуны на Святки толкутся на перекрестках дорог или около прорубей, в лесу, дразнят пьяных, кружат их и толкают в грязь, не причиняя при этом большого вреда, но могут заманить в прорубь и утопить в реке или озере.
Вологодские считали, что шуликунами становятся проклятые или погубленные матерями младенцы. «Всемирные иллюстрации» № 1 за 1898 г.: «...Носят кожу коровью или конёвую к проруби, и тамо садятся на нее, очертясь кругом от проруби огарком... По времени выходят из проруби водяные черти, взяв кожу, и с тою особою, которая сидит на оной, загадавши, носят мгновенно в дальние расстояния, например: в дом будущего жениха и прочая. По окончании же сей работы желают присвоить себе сидящую на коже и с великим стремлением летят к проруби, дабы погрузиться с нею в воду, где успевать должно выговорить при самой проруби «чур сего места», чем спасти себя...»
У ДРУГИХ НАРОДОВ
У коми — шулейкин или чуд «водяной». Это маленькие злые подводные духи, которые выходят из воды «в день Нового года и до Крещения разгуливают свободно, по ночам пугая людей». У татар и башкир — шүлгэн — «злой дух, один из двух сыновей первочеловека Адама, впоследствии подводный царь, который имеет под водой бесчисленные стада скота». Все они имеют не рожки, хвост и свиное рыло, а другие отличия от человека — заостренную макушку, совсем как у древних языческих и шаманских идолов у разных народов, низкий рост и огонь внутри тела, видимый при открытом рте.
У ЛЕНСКИХ ЯМЩИКОВ
У русских старожилов берегов среднего течения Лены образ шуликуна имел одновременно и русские, и якутские представления. По большому счету ямщицкий шуликун не отличался от людей. Рост был средний. Одежда тоже обыкновенная — шуба. Ну разве что были они в шапках-восьмиклинках с заостренным верхом, были безбровы и очень любили играть в карты «в штосс» — безбровость и любовь к игре в карты можно посчитать за влияние якутской мифологии.
Русские старожилы многое восприняли из якутского языка и культуры. Также ямщики считали, что в ночь кануна Рождества и до Крещения шуликуны перетаскивали утопленников из водоема в водоем, чтобы знакомить всех своих родственников с новой родней. Якобы всякий утопленник входит в семью шуликунов. Острая голова необходима шуликуну, чтобы продолбить во льду прорубь. В дни святок если ночью засесть, накрывшись с головой в одеяло или шкуру коровы на перекрестке дорог, то непременно услышишь голоса проезжающих на санях шуликунов. Вот их речь и другие издаваемые звуки можно интерпретировать как предсказания судьбы услышавшего и его близких. Правда, шуликун мог наброситься на сидевшего, накрытого шкурой, и жестоко отметелить бодками своей заостренной головой.
Ямщики называли это «калганить». Похоже на жаргонное выражение «взять на калган», «дать калган» (боднуть головой в потасовке). Корень один. Хотя ни в одном этимологическом словаре русского языка этот глагол и выражение не разъяснены, но ясно, что «калган» — тюркского происхождения слово и означает боевой шлем. То есть «дать калган» — это боднуть железным шлемом. Ну что же. Заостренная шапка действительно напоминает шлем древнего воина. Также любопытно, что при многообразии правдоподобных и полуфантастических этимологий слова «шуликун» мы остановимся на самой свежей из них.
Не так давно, листая старинный «Маньчжурско-русский словарь» (1875) И. Захарова, я обнаружил вот какую удивительную параллель — маньчжурское слово «шулихунь» (суженный к концу, остроконечный, заостренный, клинообразный). Может быть, русский демоним «шулихунь» образовался одновременно от якутского «сюллюкюн» или «уу луо хаан» (царь водяных драконов), монгольского «сюлю хюн» (пустой человек) и маньчжурского «шулихунь» (остроконечный)? Кто знает, кто знает...
СЮЛЛЮКЮНЫ
Внешний вид якутских сюллюкюнов несколько отличался от представлений о виде шуликунов, шулейкинов и шюлген других народов. Ссыльный В. Л. Серошевский в своем труде «Якуты» сообщает: «Сюльлюкюн живет в воде; на землю он является в виде человека, иногда — мужчины, чаще — женщины».
Реалист-просветитель А. Е. Кулаковский в труде «Материалы для изучения верований якутов» отмечал, что сюллюкюн внешне ничем не отличается от человека, кроме отсутствия бровей.
В. Ф. Трощанский в своем интереснейшем труде «Эволюция черной веры (шаманства) у якутов» пишет, что сюллюкюны обыкновенно одеты в полушубок из телячьей шкуры, в таких же штанах и рукавицах. Телячья одежда является одним из знаков хозяйственного уклада якутов. Невзирая на суровые климатические условия жизни, якуты традиционно занимались крупнорогатым скотоводством. Поскольку сюллюкюны почти ничем (кроме маркера «безбровости») не отличались от якутов, то можно предположить, что эти антиподы, живущие в водной среде Нижнего мира, имеющие деньги в виде мусора и мусор в виде денег и выбирающиеся из воды лишь раз в году во время Таҥха, могут являться некогда почившими предками якутов. То есть теми из них, кто в свое время утонул в воде при различных ситуациях. По крайней мере, так считали шаманы-ойууны, имевшие представления о мире, несколько отличавшиеся от картины мира обыкновенного народа. Ах да. Сюллюкюны — страшные картежники. Обыграть их решительно невозможно. Некоторые любители карт из людей продавали сюллюкюнам душу, чтобы научиться шулерскому искусству. Другие же намеревались затаиться под столом в заброшенном балагане недалеко от проруби в озере или реке и подслушать — узнать будущее. Но чаще такие смельчаки решались на такой вздорный способ времяпрепровождения под столом, для того чтобы нажиться. Наслушаются дедовских сказок — и вперед. Якобы если в самый разгар сюллюкюновской игры в карты внезапно заорать, то сюллюкюны разбегутся и можно прикарманить все их денежки. Хотя деньги эти надо успеть потратить за всего дня за три: потом купюры превратятся в сухие водоросли, чем, собственно, и являются на самом деле.
УТОЧНЕНИЕ
Получается, артистам из сценок о водяных следует демонстрировать их не в виде устоявшегося ныне в поп-культуре образа малоросского рогатого черта из произведений Николая Гоголя. А шуликунов показывать в виде людей в кафтанах и остроконечной шапке да с полыменем во рту (артисту небольшая гирлянда на батарейке-таблетке вполне подойдет). Изображая сюллюкюна же, актеру достаточно надеть одежду из телячьих шкур якутского простолюдина эдак XIX века и загримировать брови. И аутентичность образа обеспечена.
Владимир ПОПОВ
Фото: zmtk.ru