"Парни поставили елку и начали ее украшать"
На скамье подсудимых оказался бывший сотрудник УФСБ Якутии, некогда занимавший хорошую должность, некий Иван ГРИШУКОВ. 8 марта судья Якутского городского суда Георгий Николаев вынес постановление об аресте Гришукова. Мужчина помещен в СИЗО.
В праздничные выходные наши коллеги из ИА SakhaLife.ru опубликовали ряд громких материалов о том, как якутские силовики крышуют золотодобывающий бизнес в республике. Эффект от публикаций был сродни разорвавшейся бомбе, потому как были озвучены знакомые фамилии высокопоставленных чиновников из правоохранительной системы. Действующих и ушедших на пенсию. Во всем этом замесе вновь всплыло имя Александра КАРАСЯ, владельца группы компании «Янтарь», который в настоящее время находится в Москве под уголовным преследованием.
Наши коллеги, основываясь на инсайдерской информации, указали, что в этой истории, связанной с незаконной золотодобычей, фигурируют первый замминистра МВД Якутии Владимир АРБУЗОВ и бывший первый заместитель Следственного комитета республики Николай АЛЕКСЕЕВ, которые в настоящее время наделены статусом свидетелей. Разобраться в этой истории решили и мы.
ИВАН ГРИШУКОВ
Главным фигурантом всей этой истории оказался 40-летний Иван ГРИШУКОВ, бывший сотрудник УФСБ Якутии. За эти дни нам удалось добыть кое-какую информацию о нем. В органах госбезопасности он проработал около 15 лет. Окончил местный юрфак ЯГУ. Во время своей работы в региональной ФСБ Гришуков контролировал деятельность топливно-энергетического комплекса. После ухода из правоохранительных органов он стал гендиректором ООО «Правовые технологии», а также состоял в совете Ассоциации юристов республики.
По информации SakhaLife, Гришукова задержали за получение на протяжении длительного времени от структур одного из крупных инвесторов в сфере золотодобычи многомиллионных сумм, которые предназначались «для решения вопросов» в ряде федеральных и республиканских структур. Эти суммы назывались «абонентской платой» и составляли: 6 миллионов рублей для должностных лиц МВД по Якутии, 6 миллионов рублей — для другой правоохранительной структуры, 4 миллиона рублей — для еще одного местного управления федерального ведомства и т. д. Всего «абонентская плата» составляла 19 миллионов. Свои посреднические услуги Гришуков оценил в 12 миллионов рублей в год. Однако иной раз он настаивал на дополнительных выплатах, например, в мае 2018 года он потребовал разовой выдачи ему 30 миллионов рублей для личных нужд, следует из материалов дела. Защищает интересы Гришукова адвокат Михаил Карелин.
ОТКУДА ПОДУЛ ВЕТЕР?
После выхода разоблачительных материалов возник вполне справедливый вопрос: откуда подул ветер? Кто, грубо говоря, «слил» информацию, касающуюся высокопоставленных силовиков и их возможного участия в «золотом» бизнесе?
Можно было предположить, что таким образом решил свести счеты заместитель руководителя управления экономбезопасности МВД Якутии Гаврил ТАРАБУКИН, которому следственные органы предъявили обвинения в «покушении на незаконную перевозку драгоценных металлов» и «злоупотребление должностными полномочиями». В настоящее время он находится под домашним арестом. Но, по нашим сведениям, Гаврил Васильевич к «утечке информации» не имеет никакого отношения.
Справка:
Гаврил Тарабукин и недропользователь Василий Куличкин были задержаны в сентябре прошлого года. Написала на них заявление некая Елена Элаидзе, москвичка, имеющая золотодобывающую артель на севере Якутии. Мужчины были задержаны сотрудниками ФСБ. Об этой истории «ЯВ» ранее публиковал расширенный материал. Своей вины Тарабукин не признал. До конца апреля он находится под домашним арестом. В своей прежней статье мы публиковали эксклюзивную фотографию, на которой были запечатлены Тарабукин, сын Александра Карася, а также глава Ленского района.
Одна из версий «слива» — раскололся подельник Сусанны Рожиной. Мы ранее сообщали, что в захватывающей истории блогера появился действующий сотрудник полиции, работающий в отделе по противодействию коррупции. Вполне возможно, что это он дает показания.
ПИСЬМО КОЛЛЕКТИВА
Но вернемся к «герою» публикации Ивану Гришукову. На минувшей неделе в социальных сетях появилось письмо коллектива Управления недропользования по РС(Я), направленное руководству УФСБ Якутии, главе республики Айсену Николаеву и руководству управления, в котором говорится, что Иван Гришуков, как минимум, злоупотреблял своими должностными полномочиями. Письмо было написано в прошлом или даже в позапрошлом году, но всплыло в медиасфере именно сейчас. Из письма следует:
— Прошу разобраться и дать пояснения по поводу сотрудника УФСБ Гришукова Ивана Валерьевича, курировавшего ранее Управление недропользования РС(Я), в настоящее время прикомандированного советником главы РС(Я), который, злоупотребляя своими полномочиями, укрывает нарушения должностных лиц данного органа, «крышует» их и взамен лоббирует интересы коммерческих предприятий — недропользователей. Прошу пояснить, почему сотрудник УФСБ сам подталкивает сотрудников федерального органа к коррупционным действиям и запутывает их в коррупционных связях. Гришуков И. В. часто афиширует свои возможности и связи в правоохранительных органах, преподносит все как будто он действует в интересах государства и ФСБ.
В самом конце заявления говорится, что авторы письма, в случае непринятия мер, оставляют за собой право обратиться в федеральные и республиканские СМИ, в профсоюз, а также к общественнику Афанасию АЛЕКСЕЕВУ (Японцу).
Коллектив не подписался, потому как люди опасались, что Гришуков предпримет к ним «репрессивные меры».
Мы обратились за разъяснениями к руководителю ведомства.
Никита ШЕПЕЛЕВ, руководитель Управления недропользования республики:
— Я не уполномочен комментировать сложившиеся моменты.
«У ГРИШУКОВА БЫЛИ НЕАДЕКВАТНЫЕ ЗАПРОСЫ»
7 марта на ЯСИА вышло интервью с инвестором Николаем АГИБАЛОВЫМ, по заявлению которого Александр Карась попал в дурную историю. Надо сказать, что Агибалов впервые появился в медиапространстве, ранее он не давал никаких комментариев и в своем видеоинтервью прямо указал, что бывший сотрудник ФСБ Гришуков тянул из них деньги, как умел.
Из видео (в сокращении):
— Карась, воспользовавшись услугами так называемых решал, фальсифицировал уголовные дела в мой адрес, и при помощи человека — Гришукова Ивана Валерьевича — он успешно шел к своей цели. Были объективные причины, сложности у группы компаний «Янтарь» (в дальнейшем «ГК «Янтарь». — Е. Ч.) в связи с тем, что с 2014 года один из банков, который кредитовали ГК, попал под санацию, и была необходимость срочного возврата кредитов в 2015 году. В 2016 году два банка лишились лицензии. На тот момент у ГК была очень крупная задолженность по заработной плате, больше одного миллиарда рублей, а также в бюджет по налогам. Поэтому Карась обратился ко мне, чтобы я изыскал возможности профинансировать в дальнейшем работу, чтобы у него была возможность выйти из этой сложной ситуации. Когда я согласился на его уверения, что все инвестиции будут возвращены, соответственно, мы ему помогли. Когда он получил эти инвестиции, отработал три сезона, он публично заявлял, что не кинуть никого у него не получится. Здесь у нас с ним пошли разногласия. С Гришуковым Иваном Валерьевичем мы познакомились в 2014 году. Инициатором знакомства был Карась. На тот момент он был сотрудником Федеральной службы безопасности. Карась его презентовал как человека, который будет решать все вопросы в интересах ГК «Янтарь». На фоне всех этих сложностей, которые возникли, были претензии со стороны правоохранительных структур из-за невыплаты зарплаты и по налогам. Гришуков подхватил всю эту инициативу. Он уверил Карася, что будет эти вопросы решать.
Но для того, что ГК «Янтарь» работала без помех, он обозначил «абонентскую плату». ГК «Янтарь» должна была ему платить, а эти денежные средства он должен был передавать силовым структурам, а также в федеральные и республиканские. Были обозначены несколько сумм. С 2018 года Гришуков убеждал, что ему нужно за полугодие в две структуры отнести 10 миллионов рублей. 5 миллионов рублей в МВД республики, 5 миллионов — в Следственный комитет республики. Деньги ему были переданы. Мое мнение, что действия Гришукова были мошенническими. Вполне возможно, что эти деньги он никому не передавал, а оставлял себе. Карась решал через Гришукова свои личные интересы. Его беспокоило, что у ГК «Янтарь» есть обязательства и по зарплате, и по налогам. Через Гришукова он решал вопросы, чтобы ответственность была на номиналах компании. Гришуков принимал активное участие, контактировал и с МВД, и со Следственным комитетом. Эту просьбу Карася каким-то странным образом ему удалось решить. Насколько мне известно, органы Следственного комитета республики признавали бенефициаром общества человека, который был номиналом. Гришуков, пользуясь своим бывшим служебным положением и связями в силовых структурах, надзорных органах, намеренно создавал проблемы компании и за деньги доблестно решал. Он убеждал, если не платить, то проект просто перестанет существовать. С учетом того, что были вложены большие инвестиции, некуда было деваться, поэтому Гришукову передавались суммы. У него были просто неадекватные запросы. Суммы доходили до 60 миллионов рублей в год.
На вопрос журналиста, может ли он озвучить фамилии или структуры, которые во всем этом участвовали, Агибалов ответил, что в рамках интереса следствия он не может разглашать фамилии, но четко добавил: «Арбузов Владимир Михайлович никакого отношения к этим делам не имеет».
«У ГРИШУКОВА БЫЛ «ЛЕКСУС» ПОСЛЕДНЕЙ МОДЕЛИ»
Нам удалось поговорить с несколькими людьми из правоохранительных органов, которые на условиях анонимности поделились с «ЯВ» своим видением происходящего. Нам сообщили, что Иван Гришуков — человек очень состоятельный. Он гонял по городу на «Лексусе» последней модели.
— Он очень богат! Мы с вами со своим материальным положением рядом не стоим. После его ухода все дела оперативного учета были прекращены, была спрятана его некомпетентность.
Вторая фамилия, которая прозвучала в публикациях наших коллег, — это Николай АЛЕКСЕЕВ, бывший заместитель руководителя Следственного комитета республики. Забежим вперед и отметим, что, увы, связаться с Николаем Артуровичем нам не удалось. Его мобильные телефоны отключены. Но после выхода публикации Алексеев направил свое письмо в SakhaLife:
Из письма Алексеева:
— Я считаю главным своим достижением за 25 лет службы в правоохранительных органах репутацию честного человека. Уверен, что все, кто меня знает лично, подтвердят это. Зная о моей репутации, за всё время службы в Следственном комитете России ни один человек даже не попытался предложить мне взятку или попросить совершить действия, нарушающие закон. По существу изложенных в публикации сведений поясняю, что я вообще не был знаком с Гришуковым И.В. Ни с какими просьбами он либо иные лица никогда ко мне не обращались ни по уголовному делу по обвинению Лебедева В.Н., ни по каким-либо иным уголовным делам, а также за общим покровительством. Также заявляю, что предположение о каком-либо материальном стимулировании меня со стороны Никитина И.Ю. не соответствует действительности. Уголовные дела в отношении и Лебедева, и Никитина были расследованы в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса РФ и направлены в суд. Я бы очень хотел, чтобы ваш так называемый источник повторил свою ложь, глядя мне прямо в глаза.
«В ЖИЗНИ НЕ ПОВЕРЮ, ЧТО ОН МОГ БЫТЬ ЗАВЯЗАН В КОРРУПЦИИ»
Другой источник сообщил «ЯВ», что обвинения в адрес Алексеева в коррупционных преступлениях вряд ли имеют под собой реальную почву.
— Думаю, что Гришукова его же собственные коллеги разрабатывали, которые в свое время вместе с ним работали, дружили, а потом, видимо, он стал что-то не так делать, вот его и пустили в расход. Алексеев вообще этого Гришукова знать не знал. Гришуков был простой начальник отдела, и Алексеев с ним бы даже общаться не стал.
— Так почему накат пошел на Алексеева?
— Он многим был неудобен. Я в жизни не поверю, чтобы он мог быть замешан в коррупции.
И третья фамилия, которая была озвучена в публикации СМИ, — это Владимир Арбузов. Он долгое время руководил управлением экономбезопасности МВД Якутии. С прошлого года занял должность первого зама министра внутренних дел республики. Нам удалось связаться с Владимиром Михайловичем, правда, от официальных комментариев он отказался.
Источник:
— В нашей сфере говорят так: «Лучше железный свидетель, чем плохой обвиняемый». Полагаю, что еще много народу высветится. Как я знаю, брат Егора Борисова числился у Карася. Там вообще целая история, и еще более глубокая и запутанная. Парни поставили елку и начали ее наряжать.
— Что это значит?
— Так говорят в нашем кругу. Это значит: возбудили дело, нашли обвиняемого и начали его обвешивать.
— Как думаете, откуда подул ветер?
— Поверьте мне, нет ничего тайного! Материалы могут храниться один год, два года, пять лет. Но приходит время, и пыль с них сыпется.
И НАПОСЛЕДОК
Из всей этой истории складывается неприятное ощущение, что силовики, ушедшие на пенсию, в дальнейшем трудоустраиваются на коммерческие и государственные предприятия и берут на себя функционал «решал». Этакая нужная единица, в которой заинтересованы обе стороны.
Екатерина ЧЕМЕЗОВА.
Фото: https://yantarzoloto.ru/