Старинное зодчество Табаги. Немного из прежних бесед со старожилами
В Якутске и окрестностях осталось не так много образчиков старинного зодчества, которые можно показать туристу или путешественнику из тех, кто является истинными ценителями истории и архитектуры. Уникальные здания с историей есть и в ямщицком селе Табага. Притом они, не являясь охраняемыми государством объектами культурного наследия и в связи со строительством моста через реку Лену, подпадают под снос.
Краевед Светлана Соколова на фоне балагана предков
Из седой древности
Люди жили на месте села испокон веков и тысячелетий. Доктор исторических наук археолог Светлана Федосеева (я в их музее несколько лет был общественным гидом-экскурсоводом) не раз упоминала при мне, что в Старой Табаге и окрестностях они с Юрием Мочановым находили отдельные изделия времен палеолита, выявляли неолитические стоянки и культурные слои раннего Средневековья.
Известно, что жили здесь и якуты. С ними связано историческое предание о Табагинской священной ели, к которой люди со всей долины приходили почтить вниманием, принести дары и попросить помощи. Прежняя Табагинская ель рухнула в 1974 году: корни иссохлись от весенних палов. Сейчас радует глаз выросшая на смену и окрепшая рядом с этим же местом Доча Табагинской ели, как еще несколько лет назад называли ее знающие старожилы.
На сопках над селом до сих пор можно наткнуться на культивированные в старину шаманские деревья с личинами — хааннаах хойгуо. В Табаге, рядом на Ой-Бэс, на хатасских полях жили багарадские якуты. Многочисленные следы их жилых балаганов, не изученные археологами, тянутся и вдоль озера Усун-Кель, есть и рядом с самой Табагой, и рядом со Стройкой (так называют п. Новая Табага старотабагинцы), наверху и вдоль сопок, обозначая себя характерного вида углублениями с окаймляющим земляным валиком.
Ямщики и юрта-балаган
Табагинское селение образовалось в 1743 году на Иркутско-Якутском тракте в 25 верстах от Якутска. Почта и путешественники неслись по тракту из Москвы в Тобольск, далее по маршруту Нерчинск — Иркутск — Якутск.
Поначалу, когда повинность несли местные жители, ходила почта всего три раза за лето. В 1738 году учрежден Иркутско-Якутский почтовый тракт.
Геодезист Баишев выбирал места расположения новых ямщицких станций. Из Костромы, Ярославля, Подольска, Казани потянулись люди на государеву службу — в приленские ямщики. Первыми ямщиками Табагинской станции были Соколовы из Костромы, Лобановы и Шепелевы из Казани, Козловы из Енисейска. Зимой неслись ямщицкие сани по льду Лены-реки, пробирались по заметенным снегами дорогам. Весной и осенью тракт шел сопками и по непролазным трясинам. Летом — на лодках и вьючных лошадях.
К концу XVIII столетия в Табагинском селении было 11 домов, 42 ревизские души (т. е. считали в то время лишь мужчин). Первые поселенцы, по рассказам знатока истории Табаги Светланы Соколовой, которые мы слышали от нее лет пятнадцать назад, срубили избы. Лес был доступен лишь тонкий — дома получились холодные. Потому ямщики на следующий же год начали ставить юрты-балаганы по типу тех, которые рубили якуты. Только вот ямщицкие юрты были компактнее (чтобы было теплее) и с отдельным хлевом (якуты строили совмещенные балаганы-хотоны).
До сих пор в Табаге сохранилось несколько из тех юрт. Самая древняя из них находится аккурат во дворе, где жила Светлана Ефимовна. Это небольшой обмазанный глиной балаган, сохранившийся благодаря тому, что Ефим Соколов построил поверху навес на столбах, защищающий древнюю постройку от воздействия осадков. Изучая конструкцию, элементы и оценивая ветхость строительного материала, прямо чувствуешь связь времен и даже безусловно верится, что это уникальное строение именно XVIII века постройки, как утверждают хозяева двора.
Второе здание церковно-приходской школы
Школа
Мало-помалу у табагинских ямщиков жизнь налаживалась. В 1884 году было 30 дворов, 164 жителя. Уже и станции почтовые, и жилые дома рубили в виде добротных изб. Отличительной чертой старинных табагинских домов были небольшие оконные проемы.
Вовсю растили на пашнях ячмень, пшеницу, на полях картофель (в 1897-м — 704 пуда) да овощи.
Потребовались к тому времени табагинцам и магазин, и образованные люди, чтобы обучать детей грамоте. Табагинцы обратились в Якутскую епархию с данным вопросом.
В 1892 году в Табаге открылась первая церковно-приходская школа. Для нее уступил дом Иннокентий Соколов, который сам же топил и убирал школьный домик, получая 30 рублей — его годовая зарплата. Первым учителем стал пожилой политссыльный Иосиф Березовский, который в год получал 150 целковых зарплаты. Он учил учеников считать, читать, писать, а также Закону Божиему по Псалтырю. Так, в 1894–1895 учебный год в церковно-приходской школе училось девять мальчиков и три девочки. Из них один — сын церковнослужителя (в Табаге не было часовни, а стало быть, мальчик был из района Хатасс), другой приходил из-за Табагинского утеса из Техтюрского селения.
Первое здание церковно-приходской школы до наших дней не сохранилось.
Зато сохранилось второе здание школы 1905 года постройки, нынешний адрес: улица Центральная, 20.
Вот история этого второго здания церковно-приходской школы. В Табаге выбирали старосту. В начале века им был Василий Шепелев, имевший большую семью, но маленькую избу. Рядом он отстроил большой дом-пятистенок. В 1905-м Шепелев достроился, но окончившего семинарию старшего его сына назначили учителем в родное селение. Отец отдал новый дом под нужды школы. С 1907 года церковно-приходская школа называлась школой простой грамотности.
Правда, не так давно половину этого дома снесли, но можно сохранить то, что осталось. Много ли в долине Туймаада других школ, построенных в начале ХХ века? Только этот — единственный.
Кстати, в этой самой школе начинал в 1931 году свою педагогическую деятельность позже ставший знаменитым в нашей республике Моисей Кершенгольц.
Дом, в котором снимали кино
Дом, в котором путем голосования табагинцы выбрали новую власть
Другие дома с историей
Взять большое здание в тени елей на улице Центральной, 14. Дом-пятистенок XIX века. Принадлежал Василию Шитикову. С приходом советской власти поселился в нем Андрей Рябов, первый председатель Табагинского ревкома. В 1927 году здесь же была размещена первая изба-читальня с 300 книгами. Вел избу-читальню Степан Соколов, член Якутского окружного исполкома.
Здесь же впервые привезли и показывали табагинцам кинематограф. Аж в 1924 году.
А вот дом на улице Центральной, 18.
В 1896-м в Табагу прибыл некто Кряжев. Хотел открыть магазин. Торговал. С 1933-м в его доме открыли поселковый фельдпункт. В 1956–1957-м годах здесь проживала семья Ледовских. Нашли кубышку с монетами — клад. Сдали государству.
Обратите внимание на оконные наличники дома Кряжева. Рисунок совершенно уникальный, не встречающийся более в Якутии.
Из утерянного — на палисаднике дома на улице Центральной, 22 находился ямщицкий верстовой столб — 25-я верста. Судя по ветхости, вполне возможно отнести к XVIII веку. Любопытно, сохранили ли в местном музее? Стоило бы сохранить и древний намоленный поклонный крест, что, свалившись, лежит за Оврагом. Скорее всего поставлен первыми поселенцами этих мест из ямщиков.
По мнению краеведа Светланы Соколовой, дом на улице Центральной, 28 в 1880-е годы был ямщицкой станцией.
Еще одна ямщицкая почтовая станция — дом на улице Центральной, 60. Ямщицкая станция — это род повинности. Каждые несколько лет станция меняла свой адрес.
Кстати, во дворе этого дома снимали сцены х/ф «Утро долгого дня» (Рижская киностудия, 1968) о событиях Гражданской войны в Якутии. По сюжету, чтобы захватить Восточную Сибирь, белогвардейцы решили взять сначала Якутию и захватили в плен разведывательный отряд Яна Крастса. Но отряду красных удалось избежать расправы. Они преградили путь генералу Павлову и держали Якутск под контролем до прихода частей Красной Армии...
В эпизодах сыграли и жители с. Табага.
А в этом невзрачном беленом домике номер 33 (сейчас и вовсе покрыт профлистом) уже не в кино, а в настоящей жизни, еще до начала братоубийственной Гражданской войны собрались все жители Табаги, долго обсуждали политическую обстановку и в итоге единогласно проголосовали и установили Советскую власть в селе!
Это, конечно, не все дома с историей — их, с историей, много в Табаге.
Жаль, что в советское время и в наши дни эти дома и постройки не были оценены в качестве ОКН и сейчас находятся под реальной угрозой уничтожения.
Владимир ПОПОВ
Архивные фото автора