Страна Юкагирия
9 августа мир отметил День коренных народов. Река Ясачная, что по-юкагирски звучит «Нунгэдэн», очень живописна и богата рыбой. В сорока километрах от устья раскинулось небольшое село Нелемное, получившее свое название из-за нельмы, что исконно поднимается вверх по реке на нерест. В 1929 году тогда еще в одноименном стойбище, состоявшем из нескольких семейств, провели выборы в первый юкагирский сельский совет. В современном Нелемном и сегодня — а выборы состоятся в сентябре — выбирают вождя. Да-да, местного главу называют «аниджа», что в переводе и есть «вождь». Сегодня в гостях у «ЯВ» семейная пара Шалугиных — Александр и Клавдия. Мы говорим об их селе, нравах, традициях и, собственно, о жизни.
«ЭТО КАПРИЗНИЧАЮТ ИХ ДУШИ»
Достопримечательность села заключается уже в том, что это единственное место компактного проживания таежных юкагиров в нашей республике. По данным 2010 года, общая численность юкагиров составила 1281 человек. Тундровые юкагиры, самоназвание которых — вадулы, живут в Нижнеколымском районе в селах Андрюшкино, Колымское, Черский, а вот таежные, называющие себя одулы, что означает «сильные, могучие», проживают в Верхнеколымском районе в селе Нелемное. И еще в поселке Сеймчан Магаданской области.
— Раньше юкагиры были кочевниками, — рассказывает Клавдия Васильевна, а сказитель она замечательный, библиотекарем в селе работает. — Населенный пункт получил официальный статус только в 1953 или 1954 году, по разным данным.
— Не так давно я писала о березовских эвенах, которые осели только после смерти Сталина, в 1953 году, а до этого племя считалось диким, и о нем мало кто знал.
— Совпадение, наверное. Еще много лет юкагиры сохраняли древнее, по существу неолитическое, охотничье и рыбное хозяйство. Да и сейчас сохраняют. Это Саша у нас — чистый юкагир, я-то якутка пришлая (смеется).
— Да ты у нас уже давным-давно юкагир, — подмигивает дядя Саша. — Всего в селе проживает 286 человек, из них 168 юкагиров. У нас живут эвены, якуты, русские, белорусы, люди других национальностей, но самое главное, что все живут в согласии друг с другом. Мы очень гордимся такой чертой наших людей, как сострадание. Что называется, и в горе, и в радости народ встает и поддерживает и морально, и материально — в наше время это великое дело.
— Видимо, сострадание только в такой компактно-камерной обстановке и возможно сохранить, — произношу задумчиво.
— Знаешь, Яночка, юкагиры — такой народ, у них совершенно другое восприятие мира, чем у нас с вами.
— В чем оно выражается?
— А вот как бы слово правильно подобрать.
— Чтобы не обидеть?
— Чего это я своих обижать стану? Странные? Странники? Блаженные? Словом, не от мира сего. Рассудительные, немногословные, взвесят все за и против, но в свое время, кстати, они были очень воинственными, им ведь приходилось и завоевывать, и отвоевывать территории, воровать женщин для того, чтобы плодиться и размножаться без кровосмешений. Всегда так было, из-за малочисленности, в какой клан ни плюнь — обязательно попадешь в родственника.
— У нас ни в кого не плюют, — возражает дядя Саша.
— Ну не буквально же, — парирует Клавдия Васильевна.
— Вот они, кстати, все максимально конкретные. И максимально корректные. Даже не матерятся! Как мы с вами, — подмигивает хулигански.
ПЛЕМЯ, ДНИ КОТОРОГО СОЧТЕНЫ
Столь малоутешительную этноэпитафию юкагирам составил в 1900 году политссыльный Владимир Иохельсон, один из первых исследовавший юкагирскую культуру: «…племя, дни которого сочтены. Через несколько десятков лет юкагирский язык может исчезнуть, а племя, как таковое, прекратит свое существование, отчасти вымерев, отчасти растворившись в других племенах». «…Этот народ обладает наследственными чертами характера, такими как гостеприимство, доброжелательность и общительность. Всё это вовсе не противоречит тому, как рассказывают их предания, что юкагиры были отважными и беспощадными на полях сражений... Они очень обидчивы, не выносят брани и очень боятся, что их ударят, считая это величайшим оскорблением. По отношению к незнакомому человеку они тактичны, вежливы и добры». «Такой любви к детям, как у юкагиров, я не встречал ни у одного из сибирских народов. Они сразу слушаются старших, но их послушание не является следствием боязни или строгой дисциплины, а скорее выражением доверия и привязанности. Старшие со своей стороны не злоупотребляют своей властью и не взваливают на детей слишком трудные задачи. Детей не наказывают, считая, что это капризничают их «души». Юкагиры полагают, что пока ребенок находится в чреве матери, душа какого-нибудь умершего родственника вселяется в него».
* * *
— Ни в коем случае девушка не сделает аборт, так как юкагиры считают, всё, что Бог дал, должно жить. Ничуть не зазорно подарить ребенку жизнь, не выходя при этом замуж.
— Боже, какая прелесть — нестереотипное мышление! А не вот этот навязанный патриархальным обществом позор, что «в подоле принесла», и на этом якобы основании дальнейшая травля, причем и матери, и ребенка.
— Вы не подумайте, это не какой-то там разврат: трудно представить себе народ более стеснительный по характеру своему, несколько наивный и стыдливый, чем юкагиры. Это действительно норма, закрепленная в те времена, когда не существовало социального или экономического неравенства, различия имели лишь половозрастной характер. Юкагиры кочевали небольшими семьями, и женщина делила с мужем трудности кочевой жизни на равных, в меру сил и возможностей боролась и с холодом, и с голодом. Пополнению в семействе радовались все, и неважно, в каком социальном статусе находилась беременная. Вы не найдете племени более чадолюбивого, чем юкагиры. Мать — это уже свято, и точка! В свою очередь, беременная должна быть проворной и энергичной, иначе у ребенка будет мало энергии и рождение его будет трудным. Походка беременной должна быть легкой, а настроение — радостным. Все члены племени будут во всем ей помогать, во многих мелочах уступать и обязательно сорадоваться появлению чада, которого после будут коллективно баловать. И никаких думок о финансовых или каких-либо еще осложнениях, причем, опять же, неважно, женились молодые или не стали связывать себя узами брака — это право выбора, понимаете? А детеныша вырастить — так племя-то на что? Какие бы ни стояли на дворе времена, вырастим и воспитаем. Надо сказать, с каждым поколением уровень жизни делается всё выше, у людей появляется достаток.
— И не пьют?
— Бывает, конечно. Тому были объективные причины: безработица и некоторая безысходность в свое время постигли все севера, да и не только севера. А пить северный люд, что уж тут говорить, не умеет.
— Кто хочет, тот и работу себе всегда найдет, и пить не будет, — сглаживает заострившийся угол дядя Саша.
— Молодежь наша трудиться умеет, и рыбачить, и охотиться. И юколу заготовит, и по ягоды-грибы пойдет, дай Бог, старшие навыки-то передают.
ЙЭЛЬООДЬЭ И ЙООДИЧИНЬУЛ ХАХА
— Вот вы часто бога поминаете. Верующие?
— А как же? В первую очередь это культ матери: с глубокой древности существует традиция обожествления языческих сил с материнским началом.
— Интересно, обычно то все силы природы получают мужские соответствия, как, к примеру, хозяин тайги.
— У юкагиров главным божеством считалось Солнце Йэльоодьэ — хранитель справедливости и нравственности. Праотцом одулов являлся Йоодичиньул хаха — «Дедушка с остроконечной головой», обитавший в нижнем ярусе подземного мира. Он возглавлял злых духов и охотился за людьми. Хойл («бог») называли святыню, изготовленную из черепа умершего шамана, укрепленного на вырезанном из дерева туловище. Фигуру хойла одевали в одежды, при каждой трапезе символически «кормили», возили с собой в кочевье и обращались к ней с различными просьбами. Первыми посредниками между людьми, божествами и тенями-душами предков были женщины.
— Всё верно, матриархат же.
— Одним из ранних видов женского посредничества было пение, сидя на дереве, в подражание птице. В фольклоре описано песенное состязание сидевшей на дереве юкагирки с девушкой-дьяволом. Юкагирка победила, потому что правильно произнесла имя Христа. Вообще, в фольклоре, кроме Иисуса, встречаются такие персонажи, как Кащей, Соломинка и Пузырь. Любопытна трансформация библейской истории о всемирном потопе: когда Ной набирал животных на плот, к нему пытался залезть и мамонт, но, так как он мог перевернуть плот, Ной его не взял, в результате чего мамонты и вымерли. После христианизации хойлом юкагиры стали называть православного бога и иконы. Как у многих северных народов, произошло некое слияние язычества с христианством, называемое двоеверием. Есть у юкагиров, конечно, и заповеди. Знаешь, кто их первым из юкагиров записал?
— Тэки Одулок.
— Умница! Его имя носит наша школа. Кстати, у Саши единственная запись в трудовой книжке, только переводы на другие должности — в нашей школе! От кочегара до учителя ОБЖ.
— А это хорошая карьера для воина-кочевника, пусть даже в прошлом?
— Ну что ты, какая карьера! Юкагиры никогда не думают о будущем! Даже не знаю, хорошо это или не очень, но юкагир и запасов еды не делает, считая, что этим наносит оскорбление духам тайги, которые могут забрать удачу охотника. Это наглядно показывает нимат — традиция обязательной раздачи рыбы и мяса родственникам и знакомым. А у нас, якутов, амбарчик с мукой и прочей снедью должен быть обязательно. Сашина мамулечка еще жива-здорова, ей 86 лет. В их семье 11 детей. Кстати, Саша — заслуженный учитель Якутии. Каждый свою добычу несет маме, а уже она решает, кому и как ее разделить в зависимости от численности семейства каждого из них. Кстати, у природы нужно брать ровно столько, сколько необходимо в данный момент, то есть юкагиры в древности познали тайны бытия, о которых весь интернет с его инфоцыганами сегодня буквально кричит, — «живи одним днем, здесь и сейчас, лови каждый миг». Именно так и живет юкагир.
— Это всегда нужно находиться, как теперь модно говорить, в ресурсе.
— А трудиться сколько нужно! Каждый божий день. В свое время, когда партия бросилась «сохранять КМНС», начали детей в интернаты забирать, взрослым какие-то пособия вводить, насильно переводить на оседлый образ жизни, чем подсунули народу большую свинью. И то же самое государство с такой же легкостью, с какой принялось спасать малые народности, бросило в том числе и юкагиров на произвол судьбы, тогда как они уже и удочку в руках держать разучились. В этом конфликте и кроются корни пьянства. Восстанавливаться приходится до сих пор. Алеуты, айны, камасины, кереки, сиреники, юги уже вымерли. Эскимосы, нивхи, кеты, ульчи, ороки, орочи, негидальцы, нанайцы, наукане, удэгейцы, алюторы, ительмены, энцы, юкагиры находятся буквально на грани исчезновения. Долгане, эвенки, эвены, ханты, манси, нганасане, селькупы, коряки, шорцы окажутся на этой грани уже через несколько лет.
— В вашей школе и юкагирскую культуру, и язык преподают.
— И мы этим гордимся, и стараемся, и дети тянутся к своей культуре. Но справедливости ради надо сказать, что в целом не сильно-то юкагир к знаниям тяготеет. У него есть свой устоявшийся, крепкий, гармоничный мир, и его достаточно для полного счастья. Ко всему некогда ему лишний раз учиться, читать, у него в каждый сезон работы вал!
— Да и кочевье накладывает свой отпечаток.
— И это правда! Материальное мало его занимало — кроме собак, у юкагира никогда ничего не было. А вот петь-танцевать очень легки на подъем! Добродушные и веселые! И знаешь, я не встречала среди них глупых людей. Вот я говорю: «читать не любят», а сама, когда со своей любимой свекровью общаюсь, всякий раз что-то новое узнаю и удивляюсь разнообразию информации, которой она обладает. С ней и о погоде, и о политике, и об экономике поговорить в радость. Ум-то у нее аналитический. Мы ее меж собой Пашей Ангелиной зовем, уж очень она активная — и огород у нее с теплицами, и со всем хозяйством сама управляется. Дети все трудолюбивые, не пьют, живут вполне обеспеченно, хотя за образованием не особо стремились. И они правы: диплом — это еще далеко не хлеб с маслом. А что насчет местной флоры фауны, так это человек-энциклопедия! Они же читают землю, как книгу! Раньше все заготовками лечебных растений занимались. С магическими целями собирали тритонов, лягушек, древесных червей. Для чая сушили чагу, шиповник, осиновую шишку, бандит-траву (чистотел). И, кстати, подолгу жили. Услышав о возрасте, про 86-летнего говорили: «Такой молодой еще». Каждый старый одул — немного шаман: головную боль запросто заговорят.
— С магаданскими сородичами не видитесь?
— Да вот в прошлом году на праздник к ним ездили. И они к нам приезжают. Периодически видимся. — Говорят, в начале ХIХ века на речке Шаманихе проживал очень сильный шаман из рода Шалугиных, известный по всему северо-востоку.
— Говоря-я-ят, — протяжно отвечает дядя Саша.
— Так были шаманы в роду?
— А в каком роду их не было? В каждом были.
КУЛЬБАХА И ВЕЛИКАЯ ТАЙНА
— Вот, поняла наконец, как сформулировать про мировоззрение юкагира, — воссияла в инсайте Клавдия Васильевна.
— Это нравственные основы, передающиеся из поколения в поколение, и, слава богу, неутерянные знания древней цивилизации, основанной на естественной натурфилософии. И ведь они хранят какую-то тайну!
— Эпично! — выдыхает дядя Саша.
— Она еще стихами у меня умеет.
— Умею, да, — хитро посмеивается Клавдия Васильевна, — а что бубнить биографию Тэки Одулока или Геннадия Дьячкова, когда стихотворение прочитал и слушателю об их жизни всё сразу становится понятно?
— Фундаментально! — закидываю комплимент и я.
— Тогда как весь мир медленно, но верно погружается в тьму, на Ясачной древний языческий народ циркумполярной северной цивилизации хранит одну из тайн человечества! Не скажут же, какую?
— Великую, — смеется дядя Саша.
— И храним мы ее в сельской библиотеке! Я бы хотела отметить, эта наша библиотека — своеобразный культурный центр села, куда народ приходит не только за книгами, а поделиться информацией, обсудить какие-то события, попивая при этом чаек. У нас и интернет есть, никудышный, конечно, но есть же! Мы придумываем различные мероприятия, чтобы повысить интерес к чтению, популяризировать нашу культуру. В связи с этим скажу о Любе Филатовой: она таких кукол шикарных шьет, загляденье! В национальных, конечно, костюмах. И все, кто едет к своим родственникам по стране, обязательно везут ее кукол в подарок. Лично я увозила их в Армению, Абхазию, и везде их не просто ставят на полочку, а рассказывают, откуда она родом и что ее род из себя представляет.
— По данным историка-этнографа Анатолия Гоголева, «до середины I тысячелетия нашей эры страна Юкагирия занимала, судя по всему, большую часть современной территории Якутии, исключая ее юго-западные территории и часть северо-восточных районов».
— При встрече гостей мы читаем стихотворение «Здравствуй, страна Юкагирия!». В далеком прошлом древний наш народ был широко расселен на просторах Северо-Восточной Азии, но сколько потрясений ему пришлось пережить, самыми страшными из них стали оспа и спирт, так разом даже не перечислить. Существуют точки зрения, существенно увеличивающие возраст праюкагирской культуры, формирование которой, по некоторым предположениям, произошло в эпоху неолита IV–II тысячи лет назад до нашей эры. Она еще мало изучена, а ведь в ней встречаются следы древнейших культур, и ученые сходятся во мнении, что принимаемых на сегодня мер не вполне достаточно, чтобы сохранить самобытную уникальную культуру.
— А в чем, кстати, ее уникальность заключается?
— Юкагирский — изолят, у него практически родственников нет. А самая уникальная особенность — это письменность, пиктографическое письмо, вообще и близко ни на что не похожее — ни на руны, ни на азбуку, ни на иероглифы.
— Между прочим, юкагиры — красивый народ. Видимо, гремучая смесь разных кровей.
— Древние одулоязычные племена принадлежали уральской языковой группе, в которую входят финские, угорские и самодийские народы — финны, венгры, эстонцы, саамы, ханты, манси, нганасаны и другое аборигенное население Западной Сибири. То есть юкагиры представляют самую северо-восточную оконечность территории распространения урало-язычных народов. Элементы всех пережитых исторических эпох содержатся во всех сферах хозяйственно-бытовой, промысловой, духовной жизни народа. А кухни народов как смешаны! Ну не было же у якутов строганины, правда? А теперь достояние.
— Кстати, любимое юкагирское лакомство?
— Кульбаха. Это своеобразная кашица из вареной рыбы без костей и голубики, а еще лучше икры с голубицей. Также сложно представить себе чаепитие без юколы. Вот заговорили о вкусняшках, и домой потянуло сразу. Рыбы свежей хочется дико! Надоело городское питание, и пейзажи ваши тоже.
— Из Нелемного уезжать не собираетесь?
— Нужно задаться как минимум вопросами: куда, зачем и кому мы нужны? Для начала. Но, конечно, никуда не уедем. Мы ведь свое Нелемное любим и жизни вне родного села не мыслим. Это наш дом. Наше гнездо.
— В город по делам? Или в отпуск отдохнуть?
— К старшей доченьке. На могилку. Еще и года нет. И внуков повидать. Сиротами остались. Зять от онкологии умер, а буквально через две недели доченька моя вслед за мужем — тромб оборвался. А ведь обоим и по пятидесяти годков не исполнилось. В день, когда зять ушел, птица к нам прилетела. Крупная, красивая, в окно бьется. А в день, когда дочь ушла, вторая птица с этим красавцем явилась. Так парой и кружили над домом. Вот и не верь после этого в приметы народные. Тоже, поди, древняя магия — вестниками оказались птицы те. Никому не пожелаю детей своих пережить. Успокаиваю себя мыслью, что так было угодно Богу, что история это любви — настоящей и искренней. У юкагиров принято не ходить на могилки, особенно зимой, чтобы тропинки не было никакой. Нам можно. По поверьям, три года.
— В сентябре Нелемский юкагирский наслег выберет вождя. Аниджа.
— Да, так называется наш глава. Партии всегда ведут к светлому будущему: от социализма — к коммунизму, от развала — к восстановлению Арктики, от регресса — к прогрессу. И так бесконечно. Местное мировоззрение, которое я называю юкагирским менталитетом, никогда ничего не сулит. Никуда не ведет. Мы знаем, нельзя убежать от природы и смерти. Понимаем, что останемся здесь. Уверены, что уйдем, успев поблагодарить Бога за жизнь. Истина же заключается в том, что природа ничем не отличается от тебя. Ты и есть природа…
Яна НИКУЛИНА.