"У меня изъяли телефон, а после были похищены деньги"
Загадочная история с пропажей денег произошла с работником Министерства сельского хозяйства республики Анатолием А. (имя изменено). Наши постоянные читатели должны помнить, как в мае 2021 года произошло громкое задержание уже бывшего заместителя министра сельского хозяйства республики Василия Афанасьева, которому были выдвинуты обвинения в коррупционных преступлениях. В рамках этого уголовного дела в министерстве проходили обыски с изъятием компьютеров и мобильных телефонов. Трясли всех! У героя нашей публикации Анатолия тоже был изъят мобильный телефон. Напомним, что это был май 2021 года. А спустя два месяца, в июле, с его банковской карты, привязанной к телефону, произошло списание крупной суммы денег. Пропало более миллиона рублей! Но как мошенники взломали его онлайн-банк, если телефона у владельца не было? При написании этого материала возникло много вопросов. Впрочем, читайте сами.
***
Мы связались с Анатолием.
— Я был подчиненным Афанасьева, и в мае 2021 года у меня был изъят телефон в рамках расследования уголовного дела. Проверялись контакты, ватсап-переписка. Пароль к доступу телефона я передал следователю. В то время я оформил кредит на покупку автомобиля в банке «ВТБ». У меня на банковской карте с учетом кредитных карт было один миллион и сто тысяч рублей. 22 июля того же года мой онлайн-банк был взломан неизвестными лицами. Я ночью получил смс-ки о списании денег. Было около семи денежных списаний по 300– 400 тысяч рублей.
— Но как такое могло произойти, если ваш телефон был изъят и, грубо говоря, должен был находиться в сейфе? У вас ведь не было доступа к телефону.
— Конечно! Этого я тоже понять не могу, кто похитил мои деньги. Я обращался в банк, где мне сообщили, что переводы были осуществлены владельцем телефона, имеющим доступ к мобильному банку. В качестве получателей фигурировали российские и иностранные фамилии. Переводы были осуществлены, например, «для лечения дочери» и т. д. Мне надо было сразу заблокировать банковские карты, когда изъяли телефон.
— А как вы узнали о списании денег?
— Я восстановил номер на кнопочном телефоне, без мобильного банка. И мне туда приходили сообщения о списании денег.
— Не могли, например, ваши дети через этот кнопочный телефон случайно перевести деньги мошенникам?
— На счет дистанционного мошенничества сказать ничего не могу. Я не помню, чтобы мне звонили и спрашивал пин-код или номер банковской карты.
— Если вы восстановили прежний номер на новой сим-карте, то он не мог работать одновременно на двух устройствах. То есть сим-карта в изъятом телефоне автоматически должна быть заблокирована.
— Вот этого я не знаю.
— Вы обращались с заявлением в правоохранительные органы?
— Да.
— И что вам ответили?
— По сути, ничего. Никого не нашли. Дело было приостановлено в связи с неустановлением лица, подлежащего в качестве обвиняемого. Писал заявление в прокуратуру, но ответа не получил.
— Когда вам вернули телефон обратно?
— Спустя год. Сейчас выплачиваю по кредиту ежемесячно 70 тысяч рублей.
***
Но как могло произойти столь загадочное списание денег? С этим вопросом мы обратились в Следственный комитет республики, занимающийся расследованием уголовного дела. Увы, ответа получить в назначенное время не удалось.
БАНК: «ВЗЯЛИ В РАБОТУ»
Чтобы разобраться в этой ситуации, мы связались также с «ВТБ-банком», где нам сообщили, что эту историю «взяли в работу». К каким итогам расследования придут в банке, мы озвучим только в следующем номере.
***
С другой стороны, если Анатолий восстановил номер телефона, то он автоматически должен был отключиться на первом, изъятом телефоне. Ведущие российские операторы (МТС, МегаФон, Теле2 и Билайн) не предоставляют возможности «клонирования» одного номера на двух устройствах.
*** Согласитесь, что история с потерей денег практически детективная, к которой мы, думаем, еще вернемся.
А ЧТО ЖЕ С САМИМ РЕЗОНАНСНЫМ ДЕЛОМ?
В Якутском городском суде продолжается рассмотрение уголовного дела по обвинению бывшего замминистра сельского хозяйства республики Василия Афанасьева. Уголовное обвинение состоит из 27 томов. Судебное следствие находится на стадии допроса свидетелей. Потерпевшей стороной в этом деле признаны Хангаласский улус и республиканский Минсельхоз. Причем в министерстве заявили, что им причинен репутационный ущерб. Сам главный фигурант дела Василий Афанасьев в настоящее время находится под подпиской о невыезде и своей вины не признал. Мы связались с ним.
Василий АФАНАСЬЕВ:
— Десять свидетелей со стороны обвинения не подтвердили свои первичные показания, которые они давали на предварительном следствии. Конечно, гособвинению это не нравится, и на судах зачитывались показания первичные. В целом скажу так: если бы я совершил всё то, что мне приписывают следственные органы, тогда со мной на скамье подсудимых должны быть главы муниципальных районов, потому что они обладают полномочиями в определении заготовителей, по объемам молока, и сам министр сельского хозяйства Александр Павлович Атласов. Я никак не мог работать в пользу того или иного лица, потому что не обладал правом электронной подписи. На суде были заслушаны показания главного свидетеля обвинения — Аммосова, который и написал на меня заявление, что якобы он давал мне взятки. Его долго допрашивали, но он не подтвердил свои первичные показания. Когда его спросили, оказывал ли на него давление Афанасьев, ответил, что нет. На вопрос, обещал ли Афанасьев покровительство, сказал, что нет. В общем, говорил невнятно, много путался и метался. Я бы считал себя виноватым, если просил министра подписать бумаги в пользу какого-то определенного предприятия или бы обращался к главам районов с подобными предложениями. Но ничего подобного с моей стороны не было.
Екатерина ЧЕМЕЗОВА.
Фото:https://infoorel.ru