Улыбчивый богатырь
Он реально мичээр боотур — улыбчивый, позитивный богатырь, как его прозвали в народе. А чего бы не улыбаться широко? Сегодня он — триумфатор. В воскресенье Борис СДВИЖКОВ стал на глазах у тысяч зрителей на ысыахе, да еще и в прямом эфире телевидения на всю Якутию победителем Игр Дыгына — главных соревнований республики. Мы договорились встретиться в кафе, но потом переиграли, чтобы не привлекать внимание людей, потому что в эти дни его все узнают и могли бы помешать беседе. Разговариваем в машине Бориса, поэтому первый вопрос закономерен.
— Ты выиграл автомобиль УАЗ-«Патриот». От этой легковушки избавишься?
— Не хотелось бы.
— Тогда продашь награду?
— Тоже не хотелось бы. Я постоянно езжу туда-сюда из Якутска в Амгу и обратно. А дорога, сам понимаешь, оставляет желать лучшего, так что джип мне еще пригодится. Не знаю, пока серьезно не думал. Наверное, оставлю обе машины.
— Нескромный вопрос: а три миллиона куда денешь?
— Тоже не думал пока. Но потратить есть куда, поверь. Расходов много. С женой надо посоветоваться.
— Наверное, шквал звонков был в воскресенье?
— Не знаю. Я к телефону не подходил. Если ответишь одному, надо будет отвечать всем. Но ночь после победы у меня была бессонная. Эмоции зашкаливали.
— Даже не праздновал?
— У меня на следующей неделе Игры Манчаары в Ытык-Кюеле. После них отпраздную! Буду защищать честь Амгинского улуса.
— Ты понимаешь, что в Таттинском улусе к тебе будет пристальное внимание от конкурентов, прессы? Это же ответственность!
— Поэтому я не беру на себя никакой ответственности. Если брать ответственность, тогда ничего не получится. В прошлом году я занял на Играх второе место, потому что ощущал груз ответственности, особенно в хапсагае. В этом году — никакой ответственности! Даже на табло не смотрел, кто и как продвигается в ходе соревнований. Просто делал свое дело.
20 МЕТРОВ С КАМНЕМ
— Расскажи о себе.
— Я вырос в Амге, а родился в Алданском районе в селе Кутана. Родители привезли в Амгу, когда мне еще не было месяца от роду. У меня есть младший брат Гарри. Родственников у меня много, почти по всей республике.
— Ты начал заниматься спортом в 7-м классе…
— Да, младший двоюродный брат предложил мне заниматься борьбой. Я достаточно быстро втянулся и с тех пор со спортом не расстаюсь. Прошло больше десяти лет, как тренировки и соревнования плотно вошли в мою жизнь. Первый мой наставник — Кирилл Иннокентьевич Павлов, он мне дал толчок. По мас-рестлингу — Афанасий Владимиров, Андрей Барашков. Эти люди дали мне большую школу в многоборье. Было много тренеров, всем выражаю свою признательность. Особенно своим физрукам в школе.
У нас деревня маленькая, детей всегда было мало, не хватало, поэтому чуть какой школьный конкурс, особенно спортивные состязания, — я в первых рядах. И окружение у меня было очень хорошее, спортивное. Меня всегда тянуло к спорту, я постоянно где-то лазил, прыгал, бегал. За одно лето мог принять участие в нескольких ысыахах, гоняли от деревни к деревне на мотоцикле. И соревновались со взрослыми мужчинами, иногда их даже выигрывали. Юные были, нисколько опытных соперников не боялись. И это была очень большая школа. И у меня всегда была мечта — стать чемпионом, в том числе я грезил титулом победителя Игр Дыгына.
— Когда ты в первый раз принял участие в Играх Дыгына?
— В 2018 году, мне был 21 год. Но тут надо заметить, что у меня год ушел на армию, а потом был ковидный период, когда тренировки были под запретом. На ысыахе тогда выступил тот же состав, что и годом раньше. Ранее на чемпионате республики по мас-рестлингу стал третьим и начал готовиться к ысыаху. На отборочные пришел без подготовки и занял пятое место. Совсем чуть-чуть не хватило на путевку на Игры Дыгына. И тогда я начал целенаправленно заниматься, поэтому стал чемпионом. На первых Играх я занял 7-е место. Так я в этой системе до сих пор, несмотря на то, что в 2022 году занял 11-е место из 12-ти.
— И пошло по нарастающей, раз в прошлом году пришел вторым? Не страшно было идти наравне с титулованными, я бы сказал, великими?
— Не страшно, но было странно, что я соревнуюсь на равных на тот момент с уже известными спортсменами — Егором Филипповым, Артемом Варданяном, Петром Старостиным, Николаем Матаннановым.
— В этом году было ощущение, что выиграешь?
— А только так и надо выступать. Без уверенности никак. Если не веришь себе, никто в тебя не поверит.
— У каждого спортсмена своя фишка. Кто-то быстро бегает, кто-то метко стреляет из лука. Твоя коронка, понятно, мас-рестлинг. А какая дисциплина менее всего удавалась?
— Хапсагай. В этом году меня здорово поднатаскал друг Александр Гермогенов. Он отлично «поставил» мне национальную борьбу, у меня начало получаться не хуже, чем у других. Я победил Николая Матаннанова, Алексея Соколова, Владимира Шологонова. Но потом проиграл Вячеславу Дьяконову и Якову Дмитриеву. Но все равно прогресс в хапсагае у меня есть, в отличие от предыдущих турниров. Для себя я уже понял: если в хапсагае получится лучше, чем обычно, тогда есть шанс бороться за звание победителя.
— После первого дня ысыаха ты был в лидерах. Неужели тогда уже не было понятно, что ты можешь выиграть?
— Конечно, нет! Вся прелесть Игр Дыгына в том, что до последней минуты, до того, как все перенесли камень, турнирная таблица может кардинальным образом измениться! Кто был никем, тот мог стать всем. И наоборот. Лидеры легко могут отползти на середину.
— Ты пронес оймяконский камень весом 132 кг на 101 метр. На тренировках показывал такой результат?
— Нет! Выполнил все на адреналине, на морально-волевых качествах. Я прошел свой максимум, установил для себя личный рекорд.
— И что тебе придало сил?
— Зрители. Болельщики. На последних шагах я тот камень чуть не отпустил от перенапряжения. Присел, и думал, что не встану. Потом спросил себя: «А для чего ты сюда пришел? Ради чего? Я же в шаге от победы. Надо все бросить?» И эти мысли немедленно привели меня в чувство. Я даже не понял, что случилось. Дотащил камень изо всех сил, насколько смог, еще на 20 метров. При этом трибуны кричали, я не мог подвести болельщиков.
— Кто ты по профессии?
— Тренер-преподаватель по мас-рестлингу и национальному многоборью. Работаю третий год в ДЮСШ № 1 на Дзержинского. Окончил в 2018 году институт физической культуры и спорта СВФУ. Мне очень нравится моя работа. Это очень хорошо, что работа приносит радость.
— Где служил?
— В артиллерии в Хабаровском крае. Мы до сих пор с однополчанами держим связь. 19 ноября, в День артиллерии, мы собираемся и всегда помогаем нуждающимся. Скидываемся деньгами и решаем, кому помочь. У нас есть лидер — Аян Павлов. Он все организовывает. Помогаем и вскладчину, и лично.
— Кому ты лично помог в последний раз?
— Нескромно про себя говорить.
— А все же?
— У нас в селе Чапчылган Амгинского улуса случился большой пожар, у семьи сгорел весь дом. Я ровно в эти дни выиграл на ысыахе плазменный телевизор и этот приз отдал им.
— Спортивные навыки сильно помогли в армии?
— Конечно. И даже не физика больше, а проявились лидерские качества. Меня сразу назначили старшим, я был куратором молодых военнослужащих. И сразу присвоили звание младшего сержанта. Один год пролетел незаметно, даже иногда ностальгирую по тем временам. Я не понимаю, когда рассказывают ужасы про армию. Мы все были единой командой, даже подружились со всеми офицерами и «контрабасами» (контрабасы — военнослужащие, проходящие службу по контракту. — М. Р.).
МЫ ВСЕ ДРУЖИМ
— Откуда такая исконно якутская фамилия — Сдвижков?
— У меня дедушка русский, он из села Белькачи Усть-Майского района.
— Ты женат?
— Да, с 2019 года. Супругу зовут Аина, познакомились в 2015 году в студенчестве. Оба были активистами и познакомились на общественном мероприятии. У нас пока нет детей, но будут.
— Каков твой распорядок обычного буднего дня?
— Утром отправляюсь на работу, во время обеденного перерыва — тренировка. Вечером после работы — еще одна тренировка. Любим смотреть кино по вечерам. А в выходные или в отпуске люблю охотиться. Рыбалку тоже уважаю, но охота мне ближе. Очень люблю проводить свободное время на природе, в лесу.
— На диете сидишь?
— Можно сказать, нет. Но стараюсь питаться правильно, в соответствии с рекомендациями диетологов. У меня раздельное питание, оно мне подходит. Больше всего люблю фрукты. Даже слишком много их ем.
— Скоро сенокос. Едешь?
— Родители говорят, что я на сенокосе работаю с годовалого возраста. До 11-го класса всегда проводил лето на сенокосе. Но потом бабушка перестала держать скот, поэтому больше туда не езжу.
— Ты третий в истории Игр Дыгына победитель из Амгинского улуса. Первым в 2012 году был Анатолий Баишев, а в 2020 году — Леонид Филиппов. Собираешься принять участие в следующем году?
— Собираюсь. Мы об этом еще не думали, я посоветуюсь с тренерами, но, скорее всего, приму участие. Что мне мешает? Я в хорошей форме, молод. Почему бы не попробовать еще раз? Один день только прошел с Игр! Я еще даже с тренерами не встречался! Чай даже не пили!
НЕСПОРТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ?
Прошло достаточно времени после Игр Дыгына. И никто из чиновников, тренеров, судей и самих спортсменов не высказался о том, что произошло на ысыахе. Сначала потасовка-толкотня между Дьяконовым и Дмитриевым, потом на финише бега Шологонов толкнул в спину Большакова, тот аж кувыркнулся. «Это что было?» — спросили мы у Бориса.
— Мы все друзья в обычной жизни. Поддерживаем общение, общаемся семьями. На тренировках всегда вместе. Но вот эти два дня… Жесткое соперничество. Все хотят победить на Ус Хатынг. Все 16 спортсменов — мои друзья. После окончания Игр мы все вместе поужинали. Что это было? Это эмоции, ошибка. Чуть не сдержали себя парни. Поймите, спортсмены целый год готовятся к этим соревнованиям. Это психологически и физически сложно. Проиграть не хочет никто, особенно когда на тебя смотрит вся Якутия. Судьи об этом знают, поэтому никто не был дисквалифицирован.
Михаил РОМАНОВ
Фото автора и героя материала