Главная » 2023 » Апрель » 9 » Узоры на дереве

Узоры на дереве

 

Якутия всегда славилась своими талантливыми народными мастерами по художественной обработке древесины. Какие только изделия они не создают из этого природного материала: и предметы кухонной утвари, и мебель, и статуэтки, и даже картины. Пожалуй, нет такой вещи из дерева, которую бы не смогли изготовить наши мастера.

С народным мастером Якутии Дмитрием Артемьевым мы познакомились на республиканской выставке, которая проходила в марте в Доме дружбы народов. Работы его там не выставлялись, он был в качестве почетного гостя. Поэтому мы решили отдельно с ним встретиться и поговорить о творчестве.

О таких талантах должны знать многие. Работы Дмитрия Алексеевича поражают своей детализацией. Кажется, что деревянная композиция вот-вот оживёт. В его работах представлены животные, птицы, люди и, конечно же, наша богатая якутская природа. Просто глаз не оторвать! Сразу видно, что работает мастер над каждой деталью весьма скрупулезно и тщательно. Тончайшие листья деревьев, ветки и даже мимика деревянных скульптур проработаны до мельчайших подробностей. По его словам, на одну такую большую композицию может уйти год работы. Сейчас мастер трудится над монументальной композицией «Рождение Тыгын Дархана», которую представит на Ысыахе олонхо в родном Амгинском улусе.

— Родился я в самой живописной и воспетой в олонхо местности — Сатагае. Наслег наш хоть и небольшой, но люди, живущие здесь, давно прославились своими талантами. У нас много артистов, поэтов, народных мастеров. Сама природа благоволит и вдохновляет на творчество. Родители мои были простые рабочие. Нас родных четверо — два брата и две сестры. Еще с детства отец научил меня резьбе по дереву. Так что, думаю, у меня талант от него. Он был мастером на все руки. Изготавливал мебель, посуду. Я смотрел, как отец мастерил, и повторял за ним.

 — И поэтому вы решили пойти по стопам отца.

— Не совсем по стопам. Я сам работник культуры. После окончания школы поступил в культпросветучилище. Закончил там отделение народных инструментов. Мне тогда говорили, что у меня есть талант оформителя. Педагог порекомендовал после училища поступать в московский университет. Должен был поехать, но нужно было помочь родителям на сенокосе. Так что, можно сказать, опоздал. Те, кто поступал, уже улетели на тот момент, а мне одному не хотелось. Так я случайно попал на работу в Якутский драматический театр. Тогда он располагался в бывшем помещении кафе «Чароит». В 1984 году построили здание Театра оперы и балета. Там была огромная трехэтажная мастерская, куда я устроился на работу. Работал художником-бутафором. Вот там я набрался опыта и научился многому. Годы работы в театре всегда вспоминаю с теплотой и большой благодарностью. Мне посчастливилось поработать вместе с такими именитыми артистами, как Николай Степанов, Матвей Лобанов, Анегина Ильина. Очень горжусь этим. Это были мои самые лучшие годы молодости. Работал в театре до 1991 года. Затем встретил свою будущую жену Светлану и вместе с ней уехал в родной Сатагай. Устроился на работу в местную школу учителем труда. Проработал там до 2001 года. До того времени особо не мастерил, так как забот хватало. У нас было большое хозяйство: коровы, лошади. Поэтому времени на творчество совсем не хватало. И только вот в последние годы, когда стали беспокоить ноги, пришлось свернуть своё хозяйство. Так я стал увлекаться резьбой по дереву. Начал принимать участие в местных выставках, которые проходили у нас в улусе.

— А какая ваша первая работа была?

— Композиция называлась «Алаас». Там я изобразил людей, занятых на сенокосе. Её у меня купили сразу после выставки. Большая композиция была. Когда завершил работу, выставил в Амге. Там на выставке меня заметил Борис Неустроев — Мандар Уус. Он сказал, что мне надо обязательно принять участие в республиканской выставке в Якутске. Так я получил стимул дальше развиваться и творить. Честно говоря, был окрылен и воодушевлен. Получить признание от такого мастера почетно. После этого в 2015 году участвовал в республиканской выставке уже с другой композицией «Благословение Байаная». Изобразил духа природы, покровителя охотников Байаная на фоне священного дерева Аал Луук Мас.

 — Много у вас уже работ накопилось?

— Достаточно. Поштучно, конечно, не считал. Некоторые уже продал. Что осталось, находится сейчас у меня дома.

— С каким материалом чаще работаете?

— Только с березой. Заготовки делаю сам.

— А что у вас обычно заказывают?

— На заказ не работаю. Считаю, что хорошие вещи создаются под волшебные моменты творчества. Люблю творить в своё удовольствие. Создаю композицию, в выставке участвую, и там уже, кто захочет купить, тому продаю. Сейчас я уже в том возрасте, когда хотел бы оставить после себя какую-то монументальную работу.

— Это да. Каждый художник хочет оставить после себя след в истории. Уже есть на примете задумка?

— Пока нет. Дальше будет видно. В данное время работаю над композицией «Рождение Тыгын Дархана» к Ысыаху олонхо. Изобразил, как мать героя якутских преданий кормит сына в лесу грудью. А рядом летает черный ворон. Это шаман превратился в птицу, чтобы защищать мать с сыном от темных сил. Композиция еще не завершена.

— Да, очень красивая работа будет. У вас, наверное, дома вся мебель ручной работы.

— Нет, я вообще не делаю мебель. У меня только художественная резьба.

— Сколько времени у вас уходит на одну такую большую композицию?

 — На большую работу уходит примерно год. Иногда делаю перерыв и откладываю работу. А потом опять приступаю. Тогда может уйти и два года. Всегда по-разному.

— Откуда черпаете вдохновение?

— Само приходит во время работы. Источник вдохновения для меня — наша природа, культура. Вначале делаю набросок своей новой работы. Так называемый эскиз. Мне надо обязательно прочувствовать объем будущей композиции. Детально вникнуть в тему. А затем могу сделать макет из глины. Вот как раз в театре научился лепить разные скульптуры из глины. Там я прошел хорошую практику. Так что стараюсь работать как профессионал, хоть и самоучка.

— Какие обычно инструменты используете в работе?

— Когда еще работал в театре, заказал у артиста Александра Ходулова из Москвы набор резцов по дереву. Правда, долгое время ими не пользовался. Пылились на полке где-то больше десяти лет. А сейчас это самый мой используемый набор для работы. Еще есть у меня профессиональный набор из шести ножей. Остальное всё самодельное, заказываю у местных ребят. Работаю вручную. Никогда не пользуюсь бормашинкой. Сейчас в моде лазерная резка по дереву. Но такими новыми технологиями не умею пользоваться, да и не особо хотелось бы. Больше нравится самому вырезать из дерева.

— У вас есть ученики?

— Когда работал в школе, обучал детей. Один из учеников стал мастером. Второе место занял в Москве по резьбе по дереву. Есть и другие, кто сейчас тоже занимается резьбой.

— А своим детям передали талант?

— У меня трое детей. Две дочки и сын. Сын Алексей занимается компьютерами. Старшая дочь, Татьяна, работает архитектором. Всё умеет делать из дерева. Младшая, Мария, работает в банке, но тоже творчеством увлекается. Сейчас, конечно, забросила из-за нехватки времени. Так что, можно сказать, передал свой талант детям.

— Спасибо большое за интересную беседу. Успехов вам и творческого вдохновения!

 

Надежда СИВЦЕВА.

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2024 Хостинг от uWeb