Главная » 2023 » Апрель » 25 » "Закон Бурматова"

"Закон Бурматова"

 

Вслед за группой федеральных парламентариев Ил Тумэн высказался за изменения Закона «Об ответственном обращении с животными». Судя по настрою, ответственным обращением может быть признана и утилизация невостребованных бездомных собак и кошек.

20 апреля народные де­путаты Якутии поддержа­ли инициативу группы 16-ти коллег из Государствен­ной Думы о внесении из­менений в Закон 498-ФЗ «Об ответственном обра­щении с животными», так­же известный в народе как «закон Бурматова». В 2018 году Владимир Бурматов, член фракции «Единая Рос­сия», разработал закон «Об ответственном обращении с животными», вступивший в силу с 1 января 2019-го. В частности, в нем было про­писано ОСВВ (отлов — со­держание — вакцинация — выпуск обратно в среду обитания) бездомных со­бак и кошек. Закон кате­горически запрещал эвта­назию, предписывая вла­стям обеспечивать сытую вольерную жизнь даже са­мым агрессивным четверо­ногим обитателям улиц.

И вот, 16 депутатов Гос­думы, среди которых яку­тяне Сардана Авксентьева и Юрий Григорьев, пред­ложили внести поправки. Согласно им по решению главы региона местные заксобрания могут разра­батывать собственные за­коны об обращении с жи­вотными без владельцев — это их право, но не обя­занность. Законопроект до­пускает содержание отлов­ленных собак и кошек в не­специализированных при­ютах, а также разрешает исключить из региональ­ных норм запрет на по­вторный отлов чипирован­ных животных и ОСВВ, фак­тически предоставляя пра­во применять эвтаназию к тем животным, кому, к при­меру, не нашли новых хозя­ев.

Спецпредставитель пре­зидента РФ Сергей Иванов прямо заявил: «Заинтере­сованные люди, если хо­тят взять собаку, приезжа­ют, знакомятся с ней и бе­рут ее домой. <…> А если не берут — конечно, всех не возьмут, надо быть ре­алистом, — то, извините, скажу страшную вещь, та­кие собаки должны гуман­но умерщвляться, если мы хотим, чтобы не было без­домных собак, которые бы бродили по улицам и регу­лярно убивали людей».

Ил Тумэн теперь был единодушен, высказавшись за поправки. А депутат Ми­хаил Эверстов и вовсе при­знал, что, когда разъярен­ная свора в Якутске разо­рвала преподавателя Сар­дану Слепцову, реакция Ил Тумэна была «тихой, скромной и, честно сказать, трусливой».

Подписавшийся под за­конопроектом депутат Гос­думы Юрий Григорьев се­годня представляет в пар­ламенте Забайкальский край, где баллотировал­ся от «Справедливой Рос­сии». «ЯВ» расспросил пар­ламентария, почему «закон Бурматова» требует вмеша­тельства.

Юрий ГРИГОРЬЕВ, де­путат Государственной Думы:

— В данный момент од­ним федеральным зако­ном решить проблему от­ветственного обращения с животными невозможно. Она делится на две части: безнадзорные животные и бесконтрольный само­выгул домашних. На про­тяжении 2020–2021 годов в России регистрировалось в среднем по тысяче уку­сов в сутки. В 2022-м ко­личество несколько сни­зилось, но все равно на­ходится на пугающей циф­ре — четверть миллиона. И это только те, кто обра­тился за медицинской по­мощью. Порядка 65 % уку­сов приходится на собак, 25 % — на кошек, и про­центов 10 — это укусы крысами, барсуками, ли­сами и другими. По ста­тистике самыми опасны­ми по последствиям, ко­нечно, остаются собаки.

Основная проблема дей­ствующего закона заключа­ется в том, что он был при­нят депутатами, преимуще­ственно проживающими в центральных регионах, без учета масштабов всей стра­ны, особенно Дальнево­сточного округа.

В качестве пилотно­го проекта в Госдуме нам всегда приводят в пример Нижний Новгород, где так называемый закон Бурма­това работает. Там за два года охватили программой ОСВВ всех безнадзорных животных, и сейчас с этим проблем вроде бы нет. Кро­ме того, приняли закон, за­прещающий прикармли­вать безнадзорных живот­ных, ввели за это санкции. Полиция следит, чтобы не прикармливали, и штрафу­ет.

Но это компактный мно­гоэтажный город. Нижего­родская область в 40 раз меньше по площади, чем Якутия. У нас же большие расстояния от столицы республики до райцентров, от райцентров до поселений, где не всегда даже есть до­роги. В наших суровых зим­них условиях собаки сбива­ются в стаи, что повышает уровень агрессии. В Якутии порою один участковый на несколько наслегов, распо­ложенных за сотни киломе­тров друг от друга. Понят­но, что переносить сюда нижегородскую кальку — бессмысленно.

Поэтому я и выступил соавтором поправок в За­кон об ответственном об­ращении с животными, ко­торые делегируют полно­мочия региональным вла­стям. На территории вид­нее, какие правила обра­щения с животными без владельцев будут эффек­тивными для защиты гра­ждан и самих животных от жестокого обращения.

— В законопроекте предусмотрено финанси­рование регионов для от­ветственного обращения с животными?

— К сожалению, нет. И это серьезная проблема. Федеральные власти на­делили регионы обязан­ностью, но не предостави­ли финансирования. Я вы­ступил соавтором законо­проекта, чтобы в первую очередь решить проблему обеспечения безопасности граждан от безнадзорных животных. Здесь пока не до денег.

Каждый субъект само­стоятельно должен ре­шать, что делать с живот­ными на улице. Может, кто-то примет эвтаназию, что, кстати, практикуется в ряде так называемых раз­витых стран: месяц живот­ное из приюта не забира­ют — его усыпляют. Кто-то примет особые прави­ла по агрессивным живот­ным. Ну а кто-то вырабо­тает иные. Еще раз повто­рю: за четыре года дейст­вия закона стало очевид­ным, что с одной меркой здесь ко всей России под­ходить нельзя.

— Законопроект 16-ти депутатов Госдумы был внесен 12 апреля. Где он сейчас находится?

— Отправлен в регио­нальные органы власти для обсуждения. После по­ступления отзывов из субъ­ектов необходимо провести круглые столы с эксперта­ми, после чего, в случае одобрения, законопроект поступит в Госдуму на го­лосование. Думаю, что еще до окончания весенней сес­сии — в июне, июле — мы сможем его рассмотреть.

— Юрий Иннокентье­вич, по вашему мнению, такие поправки депута­ты примут?

— Очень надеюсь. Из 89 субъектов РФ нынешний закон работает лишь в чуть более 20-ти, в остальных он оказался нежизнеспосо­бен. Так что вносить изме­нения необходимо.

— На вас зоозащитники еще не напали за то, что вы подписались под зако­нопроектом?

— Они нападали на меня и в прошлую, и в эту зиму. Требовали разобраться в условиях содержания собак в питомниках Якутска, хотя я депутат от Забайкалья. Звонили из Хабаровска, когда в аэропорту Якутска сняли с рейса собак, пред­назначенных для вывоза. Зоозащитники достаточно активны и сплочены.

— Автор действующе­го закона депутат Влади­мир Бурматов с 2019 года яростно его защищал. Сейчас его медиаактив­ность как будто поутих­ла. Он что, тоже нашел в нем изъяны?

— Он всегда выступал на стороне зоозащитников, но сейчас понимает, что за­кон нуждается в корректи­ровке. Как уже сказал, он делится на две части: об­ращение с безнадзорны­ми животными и ответст­венность хозяев за бескон­трольный выгул домашних — как говорится, есть ню­ансы. В Якутии такого не было, но в Забайкальском крае в прошлом году имен­но домашние собаки на са­мовыгуле убили ребенка. И безнадзорные животные не появились ниоткуда, зачастую у них были хо­зяева. Так что нужно воз­лагать ответственность на хозяев.

— Юрий Иннокентье­вич, вы считаете нор­мальным перекладыва­ние ответственности на регионы? Если, к при­меру, Якутия примет республиканский закон, предписывающий эвта­назию для агрессивных собак, зоотеррористы опять будут требовать нас бомбить.

— Это не перекладыва­ние ответственности, а воз­можность выработать пра­вила с учетом географиче­ских, климатических, со­циально-экономических и иных особенностей реги­онов. Мы все оказались в положении цугцванга, ког­да любой ход грозит ухуд­шением позиции. Но де­лать его необходимо, что­бы в первую очередь за­щитить наших граждан, не допустить новых смер­тей от зубов разъяренных свор. Критика, конечно, бу­дет. Но решать, что делать ради безопасности людей и избавления тех же живот­ных от жестокого незакон­ного обращения, считаю, должны жители каждого региона.

 

Сергей СУМЧЕНКО.

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2024 Хостинг от uWeb