Духовно единый
Прошедший месяц был настолько богат культурными мероприятиями, что мы напросились на интервью к министру культуры и духовного развития республики Юрию Куприянову. Юрий Степанович — личность в Якутии довольно известная, к тому же оптимистичная и многогранная. Заодно «ЯВ» узнал, что станет с кинотеатром «Лена», почему оперу и балет покинул Юнганс, какая книга самая читаемая в Якутии. И про духовность поговорили тоже.
НЕ ТАКОЙ УЖ, ПРАВО, ПРИМИТИВ
В кабинете министра работает кондиционер. Сам он подписывает документы.
— Прохладно у вас здесь. Чем согреваетесь? — хитро прищуриваю глаза.
— Провокационный вопрос?
— А на ысыахе вы действительно коньячок употребляли?
— Сейчас вспомню, какой именно. «Курвуазье»! (Смеется).
— Французский. Уважаю.
— Шучу, конечно. Надо сказать, я крайне редко употребляю алкоголь. Но «ПрянаяЯкутия» почему-то решила по-своему.
— За спиной своего непосредственного босса.
— На самом деле на той фотографии я пью воду, просто ее подали в стаканах темного цвета. Здесь надо сказать, что территория проведения Ысыаха олонхо в Верхневилюйске была объявлена трезвой, и это правило строго всеми соблюдалось. В этом смысле район прекрасно отработал. Пожалуй, начнем интервью?
— Вы родились в селе Бютейдях в 1962 году. Вас не в честь ли Гагарина назвали?
— Именно так! Это имя было самым популярным в те годы, многих мальчишек так называли.
— Хотели стать космонавтом?
— Нет. Но улыбка у меня была гагаринская.
— Каким было ваше детство?
— Счастливым и беззаботным. Отец родом из Ленского района, из села Орто Нахара, был инженером-механиком в колхозе имени Байкалова. А мама бютейдяхская, трудилась в этом же колхозе зоотехником. Познакомились и поженились они в Омске. Родители много работали, а в сельском хозяйстве практически не было выходных, поэтому много времени, особенно летом, я проводил со старшей сестрой моей мамы Марией Дмитриевной Слепцовой. Чувство и понимание, что хорошо, а что плохо, я получил от нее. И такое понимание одинаково или очень схоже с таковым и у моих друзей. Почти всё закладывается в детстве. Времена меняются — стержень остается.
— Вы поехали учиться в Ленинградский пединститут имени Герцена. Что определило ваш выбор?
— А вот умение учиться, познавать что-то новое — это от родителей. Мы переехали в село Майя, и там я учился в классе с углубленным изучением русского языка. Школу закончил с тремя четверками и решил поступать в Ленинградский государственный институт имени Герцена.
— Впоследствии не жалели о своем выборе? Учителем русского языка и литературы в Майе вы проработали один год.
— Не виноват я (смеется). Меня пригласили в райком комсомола и направили освобожденным секретарем в село Балыктах. Поехал я в компании трех лидеров — профсоюзной ячейки, парткома и комсомола, и в пути мы застряли. Всю ночь УАЗ из грязи выталкивали, под утро добрались. Затем меня отправили учиться в Школу комсомольского актива в Благовещенск. Там я познакомился с Аллой Поповой — она была секретарем комсомольской организации совхоза «Якутский» в Тулагино. Вчера мы скромно отметили 36-ю годовщину свадьбы. Этот день мы отмечаем как день рождения нашей семьи.
— Поздравляю!
— Спасибо. Свадьбу сыграли в Тулагино, где до сих пор и живем летом вот уже 36 лет. Тогда директор совхоза Станислав Поморский вручил нам ключи от однокомнатной квартиры с печным отоплением. Вчера сидели за чаем, вспоминали все эти годы, а ведь как один день годы пролетели. Дети выросли. У нас четверо внуков — очень приятные люди, и без них никуда: мы весело проводим с ними время, как только появляется возможность.
— Детки чем занимаются?
— Сын — инженер, работает в «Сахатранснефтегазе». Дочь — экономист, сейчас в отпуске по уходу за ребенком.
— Экономическая стезя, я смотрю, вашему семейству не чужда. Вы на какую тему кандидатскую защищали?
— Я закончил Российскую академию госслужбы. В начале 2000-х возглавил Федеральную государственную службу занятости населения. Это было первое мое назначение, там я прошел прекрасную школу, в которой обучился азам работы с людьми. Тема моей кандидатской — «Конкурентоспособность на рынке труда Якутии». Затем работал в администрации президента и правительства, в департаменте кадровой политики, заместителем председателя правительства. После возглавил якутское постпредство, а по возвращении домой окунулся в культурную жизнь нашей республики.
— Доселе чуждую вам?
— Культура не может быть чуждой человеку, поэтому не сказал бы. Но, да, я не из театра пришел и, в отличие от Андрея Саввича, к примеру, не режиссер. Но я из управленцев, а министр — прежде всего организатор, умеющий принимать решения. У нас в министерстве работают кандидат культурологии Владислав Левочкин и заслуженная артистка России Марина Силина, абсолютно встроенные в содержательную часть работы, а моя основная задача — планировать работу министерства. Кстати, я девятый министр культуры, а это число я люблю, потому что родился 9 апреля.
— А ваш предшественник сейчас где работает?
— Владимир Иванович (Тихонов — восьмой министр культуры. — Я. Н.) работает этажом ниже, заместителем министра образования.
— У вас педагогическое образование. Русский. Литература. Теперь вы театрал?
— Трудно сказать, что я заядлый театрал, но в театре бываю всегда и уже стал довольно насмотренным зрителем. Важно быть в курсе театральной жизни, премьер, правильно информировать людей и найти тех, кто эту информацию ждет.
— Руководить людьми творческими не так-то просто. То, что происходит за кулисами, не менее захватывающе, чем то, что происходит на сцене.
— Даже если жизнь обыкновенна, делай все, что можешь, от души, понимай всему живому цену и судить чужого не спеши. Трать себя, живи неосторожно, выгод не считай, не мелочись... Пусть с людьми и сложно, и тревожно, ты пойми их суетную жизнь.
— Автор?
— Эльдар Рязанов. А далее у него: «И живи! В любую непогоду! Сочиняй свой собственный мотив. А любить жену, друзей, природу — не такой уж, право, примитив». (Читает вдохновенно. — Я. Н.). Можно сказать, это и есть мое жизненное кредо. В любой сфере общение с людьми сложно, просто то, что происходит в театрах, всем интересно.
ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ
— И я говорю, это особенная сфера. Как яркий пример, сегодня в Мирнинском театре такие страсти кипят! И похоже, что затихать не собираются.
— Там действительно сложная ситуация. Там один директор был — не понравился, потом другой — тоже не понравился. С репертуаром неразбериха, заполняемости зала нет. Театр ранее держался за счет доходов кинотеатра, который там же работает. Чтобы навести там порядок, решили сделать Мирнинский театр филиалом Русского театра имени Пушкина, с сохранением труппы, но мирнинский коллектив поднял шум, дошедший до президента страны, закрывают, мол, наш театр. Нынешний директор Константин Солдатов, который был принят на работу по итогам конкурса, коллективу опять не нравится. Сейчас все сотрудники в отпуске, осенью и займемся там строительством взаимоотношений. Надо отметить, что с его приходом у театра появился хороший репертуар, востребованность среди зрителей, интересная творческая жизнь.
— Всё дело в коллективе?
— Всё началось с пандемии. Во-первых, были отказы от вакцинации, и, соответственно, недопуск к работе. Во-вторых, кадры не местные, и у каждого из них свое видение проблемы. Словом, если не найдут общий язык и не начнут слаженно работать, будем принимать конкретные кадровые решения.
— Кто заменит Сергея Юнганса (экс-директор ГТОиБ. — Я. Н.)?
— В сентябре определимся с директором.
— Он тоже не сумел найти общий язык с коллективом?
— В какой-то степени. Сергей Сергеевич, говоря метафорически, «не выучил якутский язык», я имею в виду не до конца вник в менталитет республики. Справедливость — основа управления. В Вене над выходом из дворца Хофбургов есть такая надпись, и ей много сотен лет. Но я хочу отметить, что Сергей Сергеевич — профессионал своего дела, работал в плюс — возил труппу на гастроли, театр зарабатывал, зал был полон.
— Ха-ха-ха. Эксплуатация местного населения.
— Когда я из постпредства уезжал, сотрудники аплодисментами провожали с благодарностью, и я выходил со слезами радости на глазах, потому что это и есть оценка твоей работы. Аншлаги в театрах — это тоже итоги работы. Тюмень, Ямал и так далее — всё было организовано по федеральной программе «Большие гастроли». Оттуда Юнганс четыре миллиона рублей сверху привез. Разве плохое планирование? У нас есть и другие успешные руководители. Александр Лобанов, директор ГАРДТ имени Пушкина, например. В прошлом году они из Владивостока с гастролей вернулись, полностью перекрыв все расходы и даже заработав более двух миллионов рублей, что на самом деле тоже хороший результат. Они все сами организовывали, их спектакли посмотрели 10 тысяч зрителей! Татьяна Чаранская (директор Театра эстрады. — Я. Н.) — прекрасный менеджер. Допустим, по республике едет с гастролями — видели ее «Служебный роман» на якутском языке? — и мы идем навстречу, транспорт организовываем. Театр зарабатывает уже на свой автобус для гастролей. Это и есть правильное управление.
— Это вы привели примеры, когда руководители довольно молодые и активные...
— А где у нас откровенно пожилые? Анатолий Николаев (экс-директор Саха театра. — Я.Н.), отметив 70 лет, уступил место Петру Макарову, при этом остался работать заместителем и ведущим артистом. В составе коллектива ТЮЗа осталась Матрена Павлова, оставив пост директора Владимиру Охлопкову. Такая же рокировка произошла в Театре олонхо: там Виталия Власова заменила Мария Турантаева. Музей музыки и фольклора вместо Аизы Решетниковой возглавила Мария Корнилова. Совершенно безболезненно произошла замена руководителя в «Сахафильме», который сейчас вместо Дмитрия Шадрина возглавила Сардана Саввина. Кинематографисты сами ее кандидатуру выдвинули. Даже Егор Шишигин работает ныне советником в родном музее имени Ярославского. То есть преемственность поколений имеется, и преемников учреждения культуры сами взращивают.
МЫ ЖИВЁМ ПО ПРАВИЛАМ ТОГО ДНЯ, КОТОРЫЙ БЫЛ ВЧЕРА
— Музей Ярославского тем временем трещит по швам.
— Сегодня проведен конкурс на восемь миллионов рублей на проведение реставрационных работ. Идет работа по разработке проектно-сметной документации, по итогам будем проводить капитальный ремонт.
— Все проводится за счет федеральных средств?
— Да, конечно. За счет федералов мы за минувшие два года отремонтировали Галерею зарубежного искусства, церковь в Качикатцах как исторический и культурный памятник, провели ремонт в Театре КМНС, Саха театре, балетной школе. По федеральному финансированию проводим сейчас конгресс «Музыка для всех». В этом году в плане ремонт десяти детских школ искусств, пяти домов культуры. Еще 47 миллионов рублей запланировано на следующий год для ремонта театра в Нерюнгри. Также в 2023 году по поручению главы Якутии Айсена Николаева откроется новый Дом культуры на малой родине Максима Аммосова в с. Намцы за счет региональных средств.
— Времена нестабильные, сложные, в том числе в экономическом плане. Сбудутся ли мечты?
— Опасения всегда есть, тем не менее важно не останавливаться, а двигаться вперед. Иногда по инерции. Мы живем по правилам того дня, который был вчера. И это не от нас зависит. Осенью будет сформирован бюджет на следующий год, уже будет что-то понятно. Но в 2022 году Минфин гарантирует, что все мероприятия, заложенные к столетию республики, будут проведены. В сентябре мы ждем Большой театр. Затем наш балет приглашают в Санкт-Петербург. В декабре Мариинский театр дает концерт, затем поставим нашего «Нюргуна Боотура» в Большом театре.
— Как идут дела у кинотеатров?
— Естественно, сейчас есть проблемы с прокатом. Мы работаем над тем, чтобы открыть в этом году десять кинозалов по проекту «Киноплатформа», но там есть требование — в населенных пунктах с населением не менее 10 тысяч человек. В маленьких селах намерены открыть кинозалы с возвращением такой штатной единицы, как киномеханик. На эти цели глава республики распорядился выделить 10 миллионов рублей. И в целом Айсен Сергеевич ставит задачу — сферу кино надо сохранить и развивать. Кинотеатр «Лена» присоединится к «Сахафильму». Кстати, в «Сахафильме» вы можете посмотреть кино по Пушкинской карте. Сардана Саввина везде ездит, договаривается, чтобы якутское кино прокатывали в Татарстане, Башкирии, Калининграде. Новый фильм «Дикий челлендж» (второе название «Охота на Севере». — Я. Н.) выходит в прокат 30 июня. Хотим также представить его зрителю в Казахстане, а «Тыгын Дархан» — показать в Монголии. Есть еще Южная Корея, заинтересованная в якутском кино. Со спектаклем «Утиная охота» режиссера Сергея Потапова мы хотели уже туда съездить, но границы закрылись. Я нынче стал членом фонда «Региональное кино», созданного по инициативе Михалкова. Благодаря работе фонда, к примеру, сейчас Миша Лукачевский снимает свой «Альманах», а Иван Кривогорницын — два документальных фильма.
— То есть регион культуру все же подкармливает?
— Софинансирование многих сфер есть, и по личной инициативе главы Айсена Николаева, а также при поддержке председателя правительства республики Андрея Тарасенко много культурных мероприятий проводится. Таким образом «Шедевры ЮНЕСКО» в Якутск привезли, фестиваль виртуозов-хомусистов вот провели. Следующие «Виртуозы» только через девять лет встретятся. Выставка Третьяковской галереи сегодня проходит только потому, что наши руководители позаботились о приобретении специального оборудования для климат-контроля в музее, и теперь Якутия может позволить себе выставки высочайшего международного уровня. Здесь все наши гости — музейщики из других регионов ахали-охали, что наш художественный музей имеет столь крутые вещи. Теперь возможны и планируются такие крупные проекты, как «Большой Айвазовский», Якутский музей Ярославского с выставкой «Остроги Сибири» поедет в Музей Арсентьева, художественный музей — в Приморскую картинную галерею. Прошел Конгресс национальных театров — по нему решение было принято еще в ноябре. Хочу сказать, что культурные мероприятия не возникают вот так вдруг. Как говорится, что посеешь, то пожнешь. Масштабно провели Дни Татарстана. Я встречал коллег-министров из других регионов страны. В этот день все вместе посмотрели «Женитьбу» Валерия Фокина, к слову, надели на него якутский национальный костюм. Словом, очень насыщенные были дни. А сейчас уже приступаем к формированию бюджета на следующий год.
ВИТАМИНЫ ДЛЯ МОЗГА
— Национальный театр с советских времен как-то сам по себе варился на ниве интернационализма. А сейчас к нему испытывают неподдельный интерес, и, как вы думаете, есть ли в этом идеологическая подоплека?
— Национальный театр говорит на разных языках. Наш — на якутском. Татарский — на татарском, и так далее. Национальный драматический театр России (Александринский) взял на себя ответственность, чтобы все их объединить. С целью подпитки русского театра — как считает Фокин, пришло для этого время — и взаимовыгодного сотрудничества мы вступили во вновь созданную Ассоциацию национальных театров.
— На ваш взгляд, в чем заключается сила искусства?
— В воспитании человека.
— Глобально.
— Это не воспитание в классическом понимании этого слова, что дают семья, школа и трудовые будни. Искусство — витамины для мозга, благодаря которым человек сам делает из себя человека. Кино, театр, картины — всё это дает возможность прожить качества изображенного героя, его жизнь, испытать массу эмоций, преобразить себя. Разве не сильное воздействие?
— Сегодня Якутия подписывает соглашение в городе Кировское Луганской Народной Республики. Культура примет участие в преображении ДНР?
— Мы все встроены в общее развитие страны. С Кировским будем дружить, помогать восстанавливаться. Светлое будущее далеко, а то, что будет завтра, надо знать. То, что мы говорим о восстановлении ЛНР, — это «завтра». Посмотрим, возможно, через год наш Русский театр будет организовывать совместные гастроли с Донецким молодежным театром. Не развлекать, а работать. Воспитывать будущие поколения.
— В народной памяти еще есть история из-за того торта, что раздавали на Комсомольской площади в День России. На раздаче вы были замечены и запечатлены в кадре...
— Думаю, эта память связана кое с чем другим, когда я баллотировался в депутаты Госдумы. Этот огромный торт заказал я, чтобы разделить его со всеми участниками велопробега. На тот момент никто не знал, что на это мероприятие город пригласил детей из «Берегини», которые к тому же оказались в автомобильной пробке и к раздаче торта опоздали. Но мы же не знали, что они едут. Я сказал приветственную речь и сразу пригласил присутствующих к раздаче угощения, так как пошел дождь. Все брали по три кусочка — по цветам триколора. И я взял три: один для мамы, один теще и один — внуку, которые меня ждали. После проведения мероприятия я им угощение и повез. Сам торты не ем уже больше двадцати лет, так как у меня сахарный диабет. Так что сладкого совсем не ем, коньяк за спиной главы не пью (смеется).
— Что вы сейчас читаете?
— График был насыщенный, все не могу добраться до книги Ричарда Руссо «Эмпайр Фоллз», подаренной мне любимой дочерью. История Роби Майлза — хорошего, в общем-то, парня, у которого есть единственный изъян: он не способен на решительные действия. А до этого прочитал «Краткую историю человечества» профессора Юваля Ноя Харри в трех томах. После прочтения подарил их Хангаласской центральной библиотеке. Кстати, интересовался в библиотеках, какая книга самая читаемая. Выяснил, что в тройку самых читаемых входит книга Софрона Данилова «Пока бьется сердце».
— Духовность — это...
— ...дух народа, национальные традиции, формирование взглядов на современную жизнь, в том числе и патриотизм. Все это — синонимы духовности, тесно связанные с культурой. Олонхо — не просто фольклор, это наша духовность. Здесь я вновь вспомню мою Марию Дмитриевну, которая преподала мне в детстве, что есть хорошо и что есть плохо, это тоже духовность. И эти знания, силу рода, историю происхождения собственного народа я передал своим детям, а теперь и своим внукам. Духовность — это твое содержание, твое «да» и твое «нет», твое возможное, это герои книг, которые ты прочитал, это то и те, кого ты любишь. Духовность — это благодарность, возможность человека понимать и развиваться, быть убежденным в чем-то — это главное богатство.
— Религия?
— Душа — это несколько другое. У меня есть кут. Я — якут, поклоняюсь духам природы, благословение на ысыахе получаю, кормлю Байаная, чтобы он дал удачу на охоте, чту традиции предков и хочу, чтобы наш народ был духовно един.
Яна НИКУЛИНА.