Гаврил Колесов - самородок из народа
8 марта 2022 года исполнилось 90 лет со дня рождения заслуженного артиста РСФСР, народного артиста ЯАССР, члена Союза писателей СССР, основателя фольклорного отделения Якутского музыкального училища им. М. Н. Жиркова, лауреата Государственной премии Республики Саха (Якутия) им. П. А. Ойунского (посмертно) Гаврила Гаврииловича Колесова.
Гаврил Колесов был не просто артистом, певцом, писателем, он внес огромный, неоценимый вклад в сохранение якутского языка и национальной культуры народа саха. Олонхо Платона Ойунского «Нюргун Боотур Стремительный» в исполнении Гаврила Колесова — это уникальный шедевр, записанный сначала на грампластинках фирмы «Мелодия» и перезаписанный на компакт-дисках. Мы побеседовали о творческом пути Гаврила Колесова с его дочерью, заслуженной артисткой РС(Я) Оксаной Колесовой.
ДАР, ДАННЫЙ СВЫШЕ
Есть люди, которые по воле высших сил рождаются наделенными особым даром. Эти же силы ведут своих избранников по жизни, помогая им преодолевать все препятствия. По моему глубокому убеждению, наш отец был одним из таких избранников. Миссия его была в том, чтобы, говоря образно, подхватив угасающий факел из рук предшественников, зажечь его ярким пламенем и передать в руки следующим поколениям. А факел этот — его беззаветная любовь к прекрасному, многозначному, необычайно образному, музыкальному, сочному родному якутскому языку. Сокровищницей родного языка являются великие устные сказания — олонхо. Они слагались многими поколениями выдающихся народных сказителей — артистов-самородков. Отец рассказывал, как в детстве слышал олонхосутов — как своих земляков, так и тех, кто, странствуя издалека, проходил через их село, останавливаясь по просьбе жителей. Олонхосут испокон веков — дорогой гость в балагане якута.
А родился он в глухом уголке Мегино-Кангаласского района, в местности Ергеннёх младшим ребенком в семье Гавриила и Аграфены Колесовых, у которых из 18 детей до зрелых лет дожили лишь трое. Мать отца умерла очень рано, папе тогда было всего пять лет. Пению его научил немолодой отец, который любил напевать, посадив сына к себе на колени. Маленький Ганя и его старший брат Лука с удовольствием подпевали отцу. С песней и жить казалось легче, веселее. А жизнь была у них несладкой. Трудно, голодно жилось в те годы на селе. Перед войной разразилась страшная засуха, последовали неурожаи. А потом началась война… Ушел на фронт и погиб на поле боя муж их сестры Ефросинии, Роман Попов. Сестра осталась одна с тремя малолетними сыновьями. И Гаврил, только что окончивший третий класс, вынужден был оставить учебу, чтобы присматривать за племянниками. Учиться в школе отцу уже не довелось. Но он прошел другие университеты. Его учила сама жизнь! Суровая, не всегда дружелюбная, она учила терпению, взаимовыручке, силе духа и упорству в достижении целей.
СТАНОВЛЕНИЕ АРТИСТА
Отец рассказывал, что уже с детства чувствовал себя артистом. Он любил неожиданно выпрыгивать из-за занавески, отделявшей закуток рядом с печкой, и что-нибудь декламировать, подражая взрослым, которых видел на выступлениях в сельском клубе. А вскоре и сам был — в 16 лет! — назначен заведующим клубной работой, так как прослыл первым заводилой среди деревенской молодежи. Но его завораживали рассказы старшего брата Луки, учившегося в Якутске в педучилище. Город был притягателен, там был театр, там кипела интересная жизнь! С большим трудом отцу все же удалось убедить сельское начальство, чтобы ему выдали… паспорт! И вот брат Лука Гавриилович ведет его в радиокомитет. Там его прослушивает Галина Михайловна Кривошапко, и он уже принят на работу стажером в хор радио! С жильем было трудно. Пришлось скитаться по разным углам. А питался он в основном черным хлебом с растительным маслом. Вскоре был объявлен набор в Уральскую консерваторию. Папа прошел отбор по вокальным данным, но… был забракован медкомиссией, обнаружившей у него туберкулез легких. Но нет худа без добра — операцию ему сделали вовремя. Вылечившись, отец продолжил работать в хоре, а еще читал по радио метеосводки для бригад оленеводов.
Вскоре начальству стало известно о его увлечении олонхо. Им заинтересовался главный редактор радиовещания Николай Алексеевич Кондаков. И было решено, чтобы в виде эксперимента отец исполнил по радио отрывки из олонхо Платона Ойунского «Нюргун Боотур Стремительный». То, что произошло потом, превзошло все ожидания. После первых же передач на радио начали мешками приходить письма от восторженных слушателей из разных уголков республики! Ведь тогда в районах ещё не было телевещания. Люди, узнав друг от друга, что по радио передают олонхо, собирались у радиоприёмников в клубах, сельсоветах, всюду, где только были громкоговорители. Люди слушали целыми поселками, после чего живо обсуждали. Это было поистине началом новой жизни олонхо! Люди писали и писали с просьбами о продолжении передач. Одна бабушка даже связала шарф и просила передать его в Якутск на радио исполнителю, чтобы он не простудил горло. Так велика оказалась в народе жажда по свежему, сочному языку олонхо. Папу приняли на работу в Музыкально-драматический театр. Он стал получать роли в спектаклях, выступать как ведущий концертов-конферансье, а также как чтец-декламатор.
Он стал первым исполнителем роли народного плута-балагура в новой пьесе-комедии народного писателя Якутии Ивана Гоголева «Наара суох». Этот спектакль так полюбился зрителям, что не сходил со сцены многие годы. Как-то раз отец вернулся из театра в особенно приподнятом настроении. В тот день он отыграл свой юбилейный, 100-й спектакль! Это был-таки легендарный спектакль. А кто были его коллеги-артисты? Звезды театра тех лет! Это был первый состав актеров. Каждый образ — эталон для последующих поколений артистов Саха театра. Он и в наши дни украшает афишу театра.
ТАЛАНТ ПИСАТЕЛЯ
Писательству папа мог отдаваться только во время отпуска. Летом мы всей семьей выезжали в МегиноКангаласский улус. В Сырдахе, где мы жили тогда, не было электричества, и там отец ощущал особое единение с природой. По соседству с нами жили две подружки-бабушки. Вечерами они приходили к нам в гости. Было очень интересно слушать их рассказы при свете керосиновой лампы. По стенам дома ходили причудливые тени от лампы. Всё это создавало сказочно-таинственную атмосферу! В их рассказах люди прошлого представлялись нам, детям, великанами — сильными и добрыми героями! Папа любил общаться с людьми. После поездок по северным улусам он приезжал вдохновлённым общением с людьми Севера. Они рассказывали о суровой своей жизни просто, без прикрас. Я помню, как он восхищался этими людьми, их суровой жизнью на самом краю земли, где можно прожить, надеясь только на себя, свою смекалку, где очень развита взаимопомощь, где люди никогда не оставят человека в беде. Папа копил все эти рассказы и собирался, выйдя на пенсию, много писать… Но не успел! Сейчас стали снимать фильмы о людях, затерявшихся в тайге. А папа ещё в начале 60-х годов прошлого века написал повесть для детей «Внук охотника». В 1969 году она была переведена на русский язык и вышла в издательстве «Детская литература» в Москве.
Сейчас эту книгу можно прочитать и онлайн в интернете абсолютно бесплатно. Папа первым написал документальную повесть о Герое Советского Союза, своем земляке Федоре Кузьмиче Попове. Он первым затронул тему внутреннего мира девушки в повести «Кэскил».
О ЛЕГЕНДАРНОЙ ЗАПИСИ ОЛОНХО НА ГРАМПЛАСТИНКИ
Папа лично очень много сделал для создания, как сейчас говорят, имиджа нашей республики. Именно ему руководство республики доверяло открывать декады и дни республики во многих городах России. В 1982 году его выступлением открылись Дни культуры и искусства ЯАССР в Москве на сцене концертного зала «Россия». В правительстве знали, что только его артистический темперамент может заполнить самый большой зал, только под его вдохновенное обаяние сразу же безоговорочно попадала любая по величине и подготовленности аудитория. Он много сделал и для пропаганды творчества якутских поэтов. Особенно любил творчество Анемподиста Софронова, а из современников — поэзию Семена Данилова. Но главным делом жизни была для него популяризация олонхо! Отец знал и исполнял олонхо многих авторов. Эти записи есть в фондах радио. Была выпущена пластинка с записью папиного исполнения олонхо Сергея Васильева «Эрчимэн Бэргэн». Но, конечно, олонхо Платона Ойунского «Нюргун Боотур Стремительный», бесспорно, шедевр из шедевров! Папа рассказывал, что он учил и вникал в текст этого олонхо на протяжении 15 лет! И это «вникание» продолжалось всю его жизнь. Ведь такой огромный текст нужно «поддерживать» в постоянном тонусе, то есть память нуждается в тренинге. А потом в разные периоды жизни по-новому раскрываются тончайшие нюансы-полутона смыслов, рождаются новые ассоциативные связи, пласты текста переосмысливаются, играют новыми гранями. Олонхо было и остается для народа саха неиссякающим, животворящим источником мудрости прошлых поколений и неувядающей красоты языка. Мог ли он отказаться от предложения записать олонхо Ойунского? Сама судьба подвела его к этому! И отец понимал, что он обязан сделать это для своего народа. Он и был рожден для этого!
Говорят, что Ойунский как-то пророчески предрек, что скоро родится тот, кто сможет исполнить его олонхо целиком и это сделает олонхо бессмертным. А записываться предстояло в Ленинграде, в легендарном по акустике зале Придворной капеллы. Однако вскоре выяснилось, что эта прекрасная акустика не подходит для записи певца-декламатора. Тогда отец вдвоем со звукорежиссером Ленинградской студии грамзаписи «Мелодия» Геннадием Любимовым каждый раз перед записью выносили на сцену огромные деревянные акустические щиты и сооружали из них подобие шалаша. А по окончании времени, отведенного на запись, всё приходилось демонтировать и уносить со сцены. Запись олонхо продолжалась на протяжении почти всего сентября 1968 года. А каково было отцу стоять на этой прославленной сцене! Там, за углом, Дворцовая площадь, Зимний дворец! А здесь, в этом зале, когдато собирался на придворные концерты весь цвет Петербурга и члены Императорской семьи. И вот на сцене стоит один совсем небольшого роста человек. Он пока молчит, готов и ждет команды: воля собрана в кулак, ведь он — настоящий артист! Он знает, как справиться с волнением. Нужно только начать, и тогда волшебная сила вдохновения подхватит тебя и понесет, как на крыльях, сквозь время и пространство в ту сказочную страну, которую отец начнет сейчас создавать силой своего искусства. Он населит эту страну многими героями и антигероями. Создаст иную реальность, где все будут жить своей жизнью — бороться, страдать и побеждать! Тот, кто не записывался в одиночку, никогда не поймет, какое это колоссальное напряжение всех нервов, всех сил организма. Ведь ты — единственный исполнитель! Малейшая неточность в произнесении, любой нечаянный призвук, даже то, что от усталости «садится» голос! Всё неумолимо и бесстрастно фиксирует сверхчувствительная аппаратура и не прощает идеальная акустика прославленного зала. И так почти на протяжении месяца нужно вдохновляться и перевоплощаться! И каждый раз с полной самоотдачей. Какие же железные нервы нужно было иметь! Какое желание работать, пусть и ценой собственного здоровья! Скольких лет жизни стоила папе эта запись? Эта грамзапись есть творческий подвиг отца! Но он с радостью и огромным воодушевлением сделал это — он понимал это как свой долг перед своим народом и перед памятью его гения — Платона Алексеевича Ойунского — великого сына народа саха. Один — великий поэт — записал, обработал и оставил на века великую светлую мечту своего совсем немногочисленного, но сильного духом народа. Народа, выжившего на самом краю Земли вопреки всем невзгодам, возможно, только благодаря тому, что в той тяжелой безрадостной жизни люди прошлого слышали мудрое слово олонхосута, долгими зимними вечерами освещавшее их жизнь прекрасными картинами Сказочной счастливой жизни, в которой Добро побеждает Зло. Где люди живут долго и счастливо, а герои — красивые, могучие и обязательно добрые — всегда приходят на помощь малым и слабым. Великий поэт собрал лучшее из многих бытовавших тогда вариантов эпоса и создал свой откристаллизированный вариант. Другой — великий артист — исполнил вдохновенно и мощно это гениальное произведение, озвучил его! И этим обессмертил олонхо!
ПЕРЕНОС ЗАПИСИ НА НОВЫЕ ЗВУКОВЫЕ НОСИТЕЛИ
В 90-е годы папа начал хлопотать о переносе продукта своего многолетнего труда на появившиеся тогда СD-диски. Это было тем более необходимо, что весь тираж, выпущенный на виниловых дисках, давнымдавно был распродан. С этой целью он добился приема у президента республики. Михаил Ефимович Николаев поручил Минкультуры помочь выпустить олонхо на компакт-дисках. Но люди, работавшие в то время в министерстве, к сожалению, не смогли ничем помочь. Тогда папа решил сам заняться продвижением этого проекта. Так он познакомился с Федотом Семеновичем Тумусовым, главой фонда «САПИ», который, в свою очередь, будучи деловым человеком, заинтересовался этим проектом. На каких конкретно условиях было оговорено сотрудничество, нам неизвестно. Внезапная госпитализация, поставленный страшный диагноз и скоропостижная кончина отца в августе 1997 года приостановили на некоторое время осуществление этого проекта. Презентация комплекта олонхо в новом формате состоялась уже после папиной кончины летом 1998 года. Незадолго до этого папе была присуждена-таки Государственная премия им. П. А. Ойунского. Посмертно! Как писала заслуженный работник культуры РФ и РС(Я) Аиза Решетникова, решающим аргументом для экспертов ЮНЕСКО, вынесших положительный вердикт о признании якутского героического эпоса олонхо шедевром устного нематериального наследия человечества, явилась запись олонхо в исполнении Гаврила Колесова. Настолько их впечатлил уникальный творческий подвиг отца, воссоздавшего вокально-декламационную «партитуру» всех персонажей гигантского героического эпоса «Нюргун Боотур Стремительный», который содержит 36 000 стихотворных строк!
Мария ЕФРЕМОВА.
Фото из личного архива Оксаны КОЛЕСОВОЙ.