Главная » 2025 » Август » 31 » Истории, забытые во времени

Истории, забытые во времени

В Доме-музее «Якутская ссылка» в данный момент проходит ремонт. В последние дни августа он в обновленном виде вновь откроется для посетителей. О том, что там идет ремонт, узнал, встретив на улице специалиста по экспозиционно-выставочной деятельности этого филиала Якутского музея имени Ярославского Наталью Гоголеву. Она тогда рассказала о ходе проводимого ремонта, некоторых проблемах, с этим связанных, ну и новостях. Появился повод зайти в музей и подробно поговорить обо всем этом. Экспозиция музея, так же как и само здание с территорией Романовки, конечно, весьма примечательные.

— Ремонт плановый. Наш филиал — это памятник республиканского значения, но, к сожалению, финансовое обеспечение этому совсем не соответствует. Каждый год я включала в план ремонтные работы, но всё как-то не получалось, не было финансов и рабочих. И вот только в этом году, к 80-летию Победы, руководство музея пошло навстречу и ремонт состоялся. Стоит отметить, что его не было с момента открытия новой экспозиции в 2012 году. Сначала планировали просто сделать косметический ремонт — заделать большие трещины в районе печек, что мы и сделали. Перед началом полностью провели демонтаж экс­позиции, то есть убрали экс­понаты, закрыли витрины пленкой.

Ремонтные работы полностью проводим своими силами, то есть это только сотрудники нашего музея и друзья. Нам очень помогли также наши охранники, сотрудники ЧОП «ОСА». В итоге у нас получился не косметический, а, я бы сказала, капитальный ремонт. На втором этаже в экспозиционных залах мы полностью зашпаклевали, отштукатурили, покрасили и побелили все стены. Покрасили радиаторы, помыли и подремонтировали оконные рамы и дверные проемы, а они являются также оригиналами, как и само здание. Получился полноценный ремонт. Для меня так это был вообще первый опыт таких работ. Мы шутим, что уже как профессионалы можем предлагать свои услуги по штукатурно-малярным работам.

— Да, конечно, замечательно. Посветлело. Но это же все внутри. А снаружи зданию не требуется ремонт?

— Наш музей — это самое старинное деревянное здание в городе, конца 19 века. Немного истории, кстати. Дом был перенесен на нынешнее место в начале 1970-х годов. Раньше он стоял в 150 метрах отсюда, примерно там, где располагалась детская стоматология.

— В дореволюционное время улица Ярославского как называлась?

— Здесь было несколько улиц — Полицейская и Поротовская, затем после революции называлась Романовкой и в 1943 году после смерти главного музейщика Якутии Емельяна Ярославского стала носить его имя. В этом же году умер и Федот Романов, домовладелец нашего здания. Он был известным якутским строителем, это был его доходный дом, то есть он сдавал его внаем. И таких домов у него было несколько. До революции здесь проживало два политссыльных.

Свои деревянные дома Романов первым в Якутске ставил на каменный фундамент. Поэтому они отличались особой прочностью. А когда дом был перенесен, то его поставили на ленточный фундамент, который стал «ходить» из-за талых вод в весенний период, а также из-за сточных вод от окружающих музей высотных домов. В результате фундамент стал гнить, по­явились глубокие трещины в стенах дома. Так продолжалось до тех пор, пока в «Водоканале» не появилось новое руководство в лице генерального директора Анатолия Кырджагасова, который пошел нам навстречу, стал главным попечителем нашего музея.

Теперь ежегодно в течение уже шести лет проводится субботник по вывозу снега, где Анатолий Андреевич лично принимает участие. А также сотрудники АО «Водоканал» очень оперативно реагируют на наши заявки по затоплению, которое происходит в весеннее время довольно часто. И мы очень за это благодарны. Далее при участии руководителя Департамента по охране памятников Николая Афанасьевича Макарова было проведено несколько комиссий со специалистами по архитектурно-строительному делу о проведении капитального ремонта дома. Выдвигались различные способы, но, к сожалению, в бюджете нет таких денег, чтобы осуществить столь серьезный ремонт.

— Ваше главное здание музея давно закрыто на ремонт...

— Да, с 2021 года.

— Так, а без капитального ремонта сколько ваше здание сможет простоять? Ведь все-таки ценное оно очень.

— Я, конечно, была бы рада, если бы руководство республики обратило внимание на наш музей. Ведь это единственное действующее деревянное здание 19 века, год начала постройки 1880-й. Да, необходимы серьезные финансовые вливания для его сохранения. То, что мы сделали сейчас, — это, конечно, очень хорошо. Музей стал намного привлекательнее для посетителей, но это «фасад», само здание требует профессионального и серьезного ремонта.

— У вас попечители помимо «Водоканала» есть еще?

— Да, недавно мы заключили договор о сотрудничестве с ЯРО «Опора России», то есть с Союзом предпринимателей Якутии. В начале лета они помогли нам с озеленением территории — подарили двадцать пять елочек, которые были посажены на территории музея, и стало очень уютно и красиво. Как получилось? Весной мы провели совместное мероприятие о вкладе якутского купечества в развитие Якутии, их роли в благотворительности и меценатстве. Просветительской деятельностью не только ссыльные занимались, но еще и купцы. В этом мероприятии приняло участие очень много ученых, крае­ведов и активных горожан. Тема, видимо, очень назрела в обществе. И с тех пор сотрудничаем с «Опорой».

— Понятно. Если поговорить об экспозиции. Что свежего?

— Недавно, в июне открыли выставку, посвященную 170-летию со дня рождения Михаила Васильевича Сабунаева, известного политссыльного. А ведь он был одним из организаторов партии социал-демократов, с партийной кличкой Лысый. Лично был знаком с Лениным. Когда был здесь в ссылке, заведовал фельд­шерской школой. Бесплатно лечил людей. Был очень влиятельным и уважаемым человеком в городе. Во время Февральской революции стал председателем исполнительного бюро, вторым лицом был в Якутии. Более 20 лет прожил в Якутии до 1922 года. Очень яркая и удивительная личность: и дворянин, и революционер. Прекрасный врач, прирож­денный оратор и блестящий юрист. Когда судили «романовцев», их защищал как раз Сабунаев. Он произнес тогда такую блистательную речь на суде, благодаря которой наказание было более мягким.

Интересна и история подготовки выставки. В 2019 году к нам пришел правнук Михаила Сабунаева — Михаил Борисович Сабунаев. Живет в Благовещенске, по профессии кадровый военный и еще историк. Он сам лично нашел много документов в архивах про свою семью. Его дворянский род известен с конца 17 века. А в Якутию он приезжает за призывниками.

В тот визит я его сфото­графировала вместе с портретом прадеда и опубликовала в соцсетях. И почти сразу нашлись его якутские родственники, то есть троюродный брат Василий Слепцов. Его бабушка Наталья Михайловна была дочерью Сабунаева и, как ее отец, была врачом и всю жизнь проработала на скорой помощи. Она одна из всех детей М. В. Сабунаева осталась в Якутске, вышла замуж за якута.

И что еще примечательно: по якутской линии почти все потомки — врачи и экономисты, а по другой — почти все военные. Недавно младший брат Михаила Сабунаева, Алексей Михайлович, полковник ВС РФ, привез нам оригиналы документов, связанных с его дедом Михаилом, младшим братом Натальи. Так, что экс­позицию мы постоянно дополняем.

— Это все из нового. Кажется, что экспозиции, посвященной историку Павлу Казаряну, раньше не было.

— Нет, эта выставка постоянная и открылась еще в 2021 году, в годовщину, как не стало Павла Левоновича. В этом году как раз у него юбилейная дата — 70 лет со дня рождения. Этот человек особенный для нашего музея: он был не только научным консультантом при постановке экспозиции, но и председателем нашего жюри в ежегодном Респуб­ликанском историческом конкурсе для школьников. Это была его идея — для пополнения фондов музея, потому что основная тема конкурса — «История ссылки на примере моей семьи». На выставке показаны фотодокументы из личного семейного архива, предоставленные его супругой Ириной Борисовной Казарян, а также почти все его работы, награды, докторская диссертация на тему политической ссылки.

Выставка «Профессор П. Л. Казарян — ученый, исследователь, наставник» и макет башни Якутского острога. Сер. 20 в.

Предметы быта и труда русских крестьян. Конец 19 в.

Зерцало — тумба для вывешивания царских указов. Начало 18 в.

— Под обновленные залы собираетесь вскоре сделать какую-то выставку?

— Да. Планируем подготовить выставку, посвященную 200-летию восстания декабристов. Самые известные из декабристов, кто был сослан в Якутию, — это, конечно, Муравьев-Апостол и Краснокутский. Оба герои Бородинского сражения, награждены золотыми шпагами. И здесь декабристы находились тридцать лет. Только в 1856 году были амнистированы. Мы совмест­но с петербургскими коллегами насчитали, что всего сослано в Якутию было двенадцать декабристов, включая Бестужева-Марлинского, который потом был перенаправлен по личной просьбе на Кавказ. До этого количество сосланных разнилось. Интересные факты стали появляться. Например, то, что первым в Якутии, кто посадил картошку, был Муравьев. Это случилось в Вилюйске, где он отбывал ссылку.

— Но, между прочим, в связи с текущей политической повесткой отношение к декабристам меняется. Дескать, были они проводниками западных ценностей, чуждых России и ее традиционным ценностям. Либералы, короче. Где-то в одной из соц­сетей видел отрывок одной из телепрограмм, где эксперты как раз об этом и говорили.

— Ну у нас выставка будет посвящена декабристам как первым из политических ссыльных в Якутии. И на этом политика заканчивается.

— Это новое и будущее. А что находится в постоянной экспозиции? Не все знают, что у вас есть.

— Повторюсь, обновленная экспозиция появилась в 2012 году и посвящена ссыльным в Якутии. А до этого музей наш назывался «Большевики в Якутии», о революционной деятельности ссыльных. В девяностые музей немного перепрофилировался, и в экспозиции уделили место про­светительской деятельности ссыльных. Так вот сейчас в экспозиции представлены все категории ссыльных, которые находились в Якутии с момента присоединения к России до Октябрьской революции 1917 г.

Мы показываем административных ссыльных 18 века, религиозных ссыльных, сектантов-скопцов, староверов, политических и уголовных. Но там бывало, что ссыльные по политическим мотивам были сосланы и как уголовные. Или сектанты ссылались как административно-ссыльные. Всего несколько разрядов по ссылке существовало. Или взять тех же ямщиков: ведь они тоже административно-ссыльные по 2 разряду согласно Уставу М. М. Сперанского, были из зажиточных крестьян и за мелкие правонарушения ссылались сюда.

— С ямщиками история известная.

— Да, и к 275-летию Иркутско-Якутского тракта в 2019 г. открывали очень большую выставку «На государевой службе» — о вкладе ямщиков в развитие тракта.

— О просветительской и научной деятельности политссыльных, ну и, конечно, революционной известно много. У тебя, как историка, на это есть какой-то свой взгляд.

— Я считаю, что основной вклад ссыльных в развитие Якутии — это укоренение и распространение земледельческой культуры. Это основной итог в материальном отношении. Конечно, значение их просветительской деятельности тоже нельзя недооценивать.

— Интересно по поводу земледелия. Не казаки, значит?

— Нет. Это заслуга в первую очередь скопцов. Благодаря им в Якутии появилось двенадцать довольно крупных населенных пунктов. Среди них Вилюйск, Олекминск, Марха, Маган. И благодаря их земледельческой деятельности Якутия в начале 20 века себя полностью обеспечивала продуктами питания. Более того, хлеб вывозили и в соседние регионы. Занимались пчеловодством. Даже огромные арбузы выращивали. «Кострили» землю еще в апреле, прогревая ее. И за короткий период успевали много посадить. А сейчас мы обеспечиваем себя продовольствием? Мука у нас в основном завозная.

— Выращивают ведь у нас в теп­лицах. По цене в пятьсот рублей за кило­грамм. Или картошку по двести. Арбузы с дынями по сто рублей лежат рядом. Выращенные далеко от Якутии. Любопытные, конечно, факты.

— И что делать для развития Якутии — восстановить ссылку? (Смеется.)

— Ну и музей ваш создали как раз политссыльные. То есть ты работаешь благодаря им. Те, кто впервые приходит в ваш музей, скорее всего удивляются, попав в зал, посвященный кинематографу, где много предметов, связанных с кино. Вроде бы о ссылке. Но на самом-то деле кино Якутии, получается, зародилось здесь, в этом здании. Зарождение феномена. Колыбель якутского кино.

— Да. Не все знают, что тут жил создатель первого кинотеатра в Якутии политссыльный фотограф Василий Приютов. Он проживал тут за два года до романовского протеста. Потом женился на вдове, у которой было фотоателье, и там он и открыл кинотеатр. Это было в 1913 году. Находился он как раз напротив кинотеатра «Центральный». Проработал он до 1942 года, когда построили «Центральный».

Что касается экспозиции зала кино, в этом году открыли выставку, посвященную первому профессиональному кинооператору Якутии Никандру Саввинову. А еще мы там показываем видеофильмы, созданные детьми, участниками нашего ежегодного конкурса. Темы разные. Бывает, когда большие мероприятия организовываем в музее, то делаем заявку в Музей кино (Госкинохранилище), и они нам по соответствующей тематике подготавливают материалы, за что им очень благодарны.

— Какие, на твой взгляд, самые ценные экспонаты в музее?

— Во-первых, это зерцало, там, где оригинал указа Петра Первого от 1722 года. Зерцало — это тумба для вывешивания царских указов. Или вот доска для телесных наказаний 19 века — пыточная доска. Они были распространены повсеместно и в Европе, и в Азии того времени. Человека прилюдно на ней наказывали. Например, известную графиню Анну Бестужеву, которая была сослана сюда, наказали именно так. Человека клали на живот, привязывали и били кнутом с чугунным кольцом. Шрамы на всю жизнь оставались.

Или вот у нас бебут с ножнами есть. Это наградной кортик, им награждали офицеров. Или вот якутско-русский словарь Эдварда Пекарского. И здесь еще такой момент интересный есть. На самом деле заслуга по составлению словаря принадлежит политссыльному, эсеру Всеволоду Ионову. Он был женат на якутке, олонхосутке Марии Андросовой. Двое их сыновей погибли в годы Гражданской войны, старшая дочь была репрессирована в 1937-м. Выжила только младшая дочь, Ольга. Так вот она считается первой ученой из якуток. А Пекарский был как менеджер, довел словарь до публикации. Он же был поляк и по-русски плохо говорил. А Ионов был одним из авторов якутско-русского букваря, учителем и организатором частной школы, очень известной и элитной в городе.

— Что касается посетителей. Их немного?

— В среднем нас ежегодно посещает около шести тысяч человек. Летом довольно много бывает туристов из других регионов. Приезжим нравится наш музей, называют его «камерным». У нас же все настоящее. Дом по-настоящему старинный. Даже трещины.

— Которые вы замазали.

— Да (смеется). Но наде­юсь, что и не появятся. А так да, тут все родное: и рамы, и двери.

— Чего помимо ремонта музею не хватает на данном этапе?

— Не всем, например, удобно ходить в туалет на улице. Он еще и далеко, за амбаром. А зимой это совсем. А если человек с ограниченными возможностями?

— Наверное, это последний туалет такого типа в центре города. Старинный. Почти музей.

— И вообще его стали использовать как общественный туалет. Какие-то люди стали заходить. Поэтому его стали закрывать. А вообще, можно было на первом этаже оборудовать. Но нужны деньги. И ладно туалет. У нас же нет воды. Вообще. Вот сейчас мы елочки посадили и цветы, и теперь проблема с поливом.

— Понятно, что все у вас оригинальное. Но нет воды… Какие-то есть проекты на этот счет?

— Надеюсь, что руководство решит этот вопрос.

— Планы в выставочном развитии есть? Какие мечты?

— Первый этаж отремонтировать и расширить экспозицию. Выставочных площадей нам не хватает. Материалов очень много, а размещать их негде. Сейчас на первом этаже столярная и реставрационная мастерские. Ремонта там не было с момента переноса здания. Ну еще и новое техническое музейное оборудование, витрины с подсветкой или аудио­гиды. Ну и совсем плохо с информационно-техническим обеспечением: в кинозале работаем на личном старом ноуте, нет интернета.

— Спасибо за беседу. Может быть, в будущем что-то посвятить и политссыльным советского периода? Их в Якутии было много.

Надгробие скопчихи c Маганского кладбища. Кон. 19 в.

Фотоаппарат из фондов Музея кино. Нач. 20 в.

И.БАРКОВ

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2025 Хостинг от uWeb