Не кидайте мусор в унитаз
В последнее время в Якутске участились аварии на канализационных сетях. В прошлую субботу потоки смердящей жидкости разлились рекой на ул. Ойунского. Не так давно эпичный прорыв канашки был на ул. Лермонтова. А между тем засоры чаще всего возникают вследствие попадания в унитаз различных тряпок и прочих нерастворимых в воде вещей. Вы удивитесь, но некоторые даже умудряются кидать бутылки, батарейки, коробки и даже предметы одежды. Понятно, что изношенность сетей оставляет желать лучшего. Износ труб на сегодня до 80%!
Но если мы еще и дальше будем кидать что попало в унитаз, то в недалеком будущем утонем в собственных фекалиях.
ТРУБЫ НАДО МЕНЯТЬ
Сфера ЖКХ у нас самая бедная, и денег здесь вечно не хватает. Хотя проблем навалом. Опять же, взять эти бесконечные аварии на канализации, которых с каждым годом становится только больше. С недавних пор устранением многих коммунальных ЧС в городе занимается МУП «Жилкомсервис». На муниципальном предприятии — вывозная канализация и захоронение твердых бытовых отходов. Так что на зловонную тему решили пообщаться с руководством предприятия. Юрий Спиридонов — человек занятой, ежедневно, помимо совещаний, выезжает на различные сложные аварии. На этот раз очередная речка-вонючка образовалась на ул. Ломоносова. Так что удалось пообщаться с ним, пока ехали на место разлива.
Юрий СПИРИДОНОВ, директор МУ «Жилкомсервис»:
— В нашей эксплуатации находится городской полигон, также 208 септиков в Табаге, Мархе и Якутске. Предприятие занимается вывозом крупногабаритных объектов. Ну и еще самая сложная наша работа — это очистка и содержание выгребных ям и уличных туалетов. Выгребных ям у нас — 196, а септиков — 208.
— Юрий Афанасьевич, либо мне кажется, но в этом году, на мой взгляд, что-то стало слишком много канализационных прорывов.
— Такая же картина была и в прошлом году. Просто в этом году были две большие сложные аварии на ул. Лермонтова, 49 и Ойунского, 35. Вот они и получили широкий общественный резонанс. Мы не первый день занимаемся этой работой, но именно тариф на комплекс мероприятий, направленных на поддержание работоспособности канализационной системы, получили в этом году. Соответственно, начали усиленно работать с весны.
Раньше сети полностью обслуживал «Водоканал», но с 2020 года все бесхозные сети стали признавать муниципальными и передавать городу. А так как «Водоканал» — не городское предприятие, соответственно, не может их взять на себя, поэтому город передал эти сети «Жилкомсервису». В этом году получили тариф на обслуживание 23 километров сетей, на 220 адресов МКД по всему городу. Это не сказать, что много, но и немало.
— И какой у вас тариф?
— Нам вообще сначала утвердили 13,3 рубля за транспортировку одного куба сточных вод, который сидит в составе тарифа на водоотведение АО «Водоканал» (для населения тариф не поменялся). Но, так как Госкомцен при утверждении тарифа не учёл работу спецтранспорта и износа сетей, мы были вынуждены обратиться в Федеральную антимонопольную службу. Комиссия Федеральной антимонопольной службы по результатам рассмотрения дела признала Госкомцен нарушившим пункт 52 Основ ценообразования № 406 при установлении тарифа на услуги водоотведения.
На сегодняшний день тариф составляет 17,2 рубля за куб. Для устранения засоров у нас, например, работают поливомоечная машина, ППУ-машина, обязательно ассенизаторская, илососная машина. Для сравнения — у других предприятий тариф составляет от 60 до 117 рублей.
— Наверное, думают, что у мэрии много денег. Пусть покрывают, мол, расходы сами.
— Но мы же не первый день работаем. Вон у нас столько машин до этого было. Мы им (Госкомцен) всё предоставили, но нам говорят: нет, это мы не будем учитывать. Госкомцен не принял затраты по технике, так как они не учитывают, что из-за большого износа канализационные сети невозможно прочистить без привлечения специализированной техники. Износ составляет до 80 процентов. Нам отвечают: нет, капремонта не будет, потому что вы эти сети получили бесплатно.
— А это все сети в Якутске изношены до 80%?
— С точностью могу сказать только за муниципальные сети, которые были нами обследованы до принятия на обслуживание.
— То есть мы скоро утонем в своих фекалиях?
— Мы совместно с городским хозяйством прилагаем все усилия для того, чтобы этого не произошло.
— А какая сумма тарифа должна быть, на ваш взгляд?
— В двух словах это не объяснишь, но тариф должен покрывать все затраты. Нам удалось доказать в антимонопольной службе частично свои затраты. Окончательный тариф будет установлен в следующем году. На сегодняшний день у нас работает три бригады, но сразу скажу, что людей не хватает. Бригады работают посуточно. Одна отработала сутки, затем два дня отдыхает.
— Без перерыва на обед?
— Обедают на ходу. Вот представляете, бригада сейчас работала в Табаге, на обед же в город не приедут. Так что у них всё с собой.
— А сколько в бригаде человек?
— По-разному. На УАЗе работают четыре человека: водитель, два слесаря и мастер. Далее у нас есть бригада для работы на ППУ — это передвижная паровая установка. Там водитель и два слесаря. У нас бывает 30 заявок в сутки, соответственно, на каждую бригаду должно быть по 15 заявок. На устранение одной заявки требуется в среднем три часа и больше. Задействован весь штат: начальники отделов, зам главного инженера работают как разъездные мастера. Выезжают на аварию, определяют масштабы разлива и, соответственно, по схеме составляют план работ.
— А почему вы сами на все аварии выезжаете?
— Потому что людей не хватает. Вот у нас адрес: ул. Ломоносова, 42/1. Мы с вами сейчас стоим возле канализационного колодца № 5. Засор у нас возник на КК № 3. Мастер должен четко определить характер засора. Если в зажиренную трубу канализации попали салфетки, то тогда можно, в принципе, очень просто даже тросом пробить засор. Либо если это какой-то твердый предмет, который сильно забился, плюс наложились салфетки, то тогда придется пробивать противотоком. Тут уже должна работать поливомоечная машина. Это водовозка, которая работает под давлением. А если не получается пробить поливомойкой и образовался густой жир, тогда надо использовать уже другой метод. Жир на холоде сильно густеет, получается вязкая суспензия в виде желе. Его надо буквально варить с помощью передвижной паровой установки, которая подаёт пар с температурой 150–200 градусов, чтобы из состояния густого желе оно превратилось в менее вязкое.
— А что, прям влажные салфетки постоянно выкидывают в унитаз?
— Очень много. В последние годы стало тенденцией. Я работаю в «Жилкомсервисе» с 3 января 2022 года и могу сказать, что с каждым годом идет увеличение засоров, связанных именно с влажными салфетками. Но самое сложное — это жировые засоры.
— Что за жир? Переработанное растительное масло выливают?
— Да, растительное масло. Пожарили что-то и вылили в унитаз. Самые большие засоры часто возникают на ул. Кирова, 21, Лермонтова, 49 и в гостинице «Азимут». Это как раз там, где располагаются точки общепита.
— А куда им сливать масло?
— Они не должны сливать, они должны его утилизировать вместе с бытовым мусором.
ТРЯПКИ И САЛФЕТКИ
Разлив на ул. Ломоносова, 42/1 бригада начала устранять с трех часов дня. Это притом, что ребята уже выезжали на этот адрес еще вчера. Да и вообще часто сюда приходится ездить. По словам Юрия Спиридонова, так как авария сложная, пришлось на этот раз задействовать транспорт подрядчика — каналопромывочную машину, которая моет трубу под давлением теплой водой. «Заодно прочистим всю систему», — говорит один из работников.
Работа на самом деле сложная. На улице дубак, а им приходится буквально ложиться на землю, чтобы посмотреть, как продвигается процесс по устранению засора в канализационном колодце. Уже и не говорю про вонь... Представьте, каково устранять засор в минус 40. Зарплаты у работников составляют от 75 до 90 тысяч. И работают они, напоминаю, в круглосуточном режиме. Форму выдаёт предприятие, и её часто приходится менять. «А меня домой не впустят в рабочей одежде», — смеется директор. Так что заходит домой, переодевшись в коридоре.
Причиной засора на этом адресе стали влажные салфетки и тряпки. А буквально две недели назад на ул. Ойунского в канализационной трубе обнаружились две банки: одна из-под коктейля, вторая — из-под пива. «Как они туда попали, я вам даже не скажу», — сетует сварщик Николай.
Так что, дорогие горожане, давайте вспоминать элементарные правила, а то, судя по всему, многие их уже подзабыли.
Влажные салфетки бросать в унитаз нельзя, так как они не растворяются в воде. Когда сливаете ведро, убедитесь, что там нет половой тряпки. Наполнитель для кошачьих туалетов в воде разбухает. Его бросаем строго в мусорное ведро. Также могут вывести из строя канализацию по всему стояку брошенные в унитаз бумажные полотенца, ватные диски и палочки, зубная нить и другие средства гигиены.
Надежда СИВЦЕВА
Фото автора







