Главная » 2024 » Декабрь » 17 » Как якутские летчики обезьян в тайге спасали

Как якутские летчики обезьян в тайге спасали

История из архива «ЯВ»

2 октября 1987 года в нерасчетном районе (г. Мирный, Якутская АССР) совершил посадку спускаемый аппарат биоспутника "Космос-1887". Из сообщения ТАСС.

Итак, 37 лет тому назад в тайге в пятидесяти километрах от Мирного совершил экстренную посадку космический аппарат «Бион-8», на борту которого находились две обезьяны, ящик с белыми крысами, черви, мухи и рыбки гуппи. Несвоевременная команда на включение тормозных двигателей привела к тому, что спутник «промахнулся» аж на 1500 километров, и вместо запланированной посадки в Казахстане животные-космонавты приземлились в якутской тайге.

Как только в центре управления поняли, что «Бион» приземлился не там, где положено, на его поиски вылетел самолет из Москвы, но была дорога каждая минута — дневная температура не поднималась выше отметки минус 15 градусов, а ночью падала до минус 25. Сначала по тревоге был поднят миринский авиаотряд, но, прокружив несколько часов, самолеты вернулись на аэродром без новостей. Тогда в срочном порядке был поднят Ан-12 воинской части 20-108, которая базировалась в Якутске. В то время военные летчики выполняли функцию МЧС, в случае надобности вылетали на место какого-либо происшествия, будь то авиакотострофа или заблудившиеся в лесу грибники. В день, когда была объявлена тревога и поиск обезьян, на дежурстве в ПСС (поисково-спасательная служба) находился экипаж капитана Валерия Быкова.

— Мы поднялись по тревоги сразу взяли курс на Мирный. Полетев к предполагаемому месту падения спутника, запросили координаты. Но в указанном квадрате никаких признаков приземления не было обнаружено. Надо сказать, что приземлялся аппарат на парашюте, довольно большом по площади и ярко-оранжевого цвета. Как раз по парашюту-то мы его и обнаружили, правда, в тридцати с лишним километрах от первоначального места поиска. Каждый из космических аппаратов оборудован специальным маяком, который в случае бедствия посылает сигналы SOS на определенной частоте.

После обнаружения места приземления из Якутска вылетел вертолет с десантом. Спасателям была дана четкая установка — обогреть аппарат и не дать животным замерзнуть. По координатам, переданным с Ан-12, вертолет довольно быстро нашел место десантирования, и двое офицеров — инструктор парашютист Владимир Четверик и медик Андрей Гусев — спустились при помощи тросов. Укутав спутник тулупами и разведя костер рядом с ним, десантники стали ждать подмоги с земли.

Вперед, за орденами!

В это время Ан-12 уже приземлился на аэродроме Мирного. Там их уже встречал начальник поисково спасательной службы 23 воздушной армии подполковник Алиевский.

— Готовьте дырочки под ордена! — сказал военный начальник летчикам, — большое дело сделали.

Услышав про ордена и почет, представители мирнинского горкома решили присоединиться к спасательному отряду и на вездеходе выехали к месту падения. Через несколько часов пришло сообщение — поисковый отряд заплутал в тайге. И вновь в воздух пришлось поднимать наш Ан-12 — на этот раз искать спасателей. Благо нашли их довольно быстро. Чтобы они уже, наконец, добрались до места, десантники приняли решение выводить их на звук. Стреляли из пистолета в воздух. Через некоторое время группы наконец-то встретились и спутник с животными был доставлен в Мирный.

Нагоняй вместо ордена

— Теперь о наградах, — продолжает рассказывать Валерий Константинович. — Ребятам, которые высадились на место падения и обогревали спутник, сделали выговор… За то, что расстреляли обойму патронов из табельного оружия и опустошили фляжку со спиртом. А в тайге-то холодно, надо же было как-то согреться. Нам — мне и моему экипажу — выговоров благо не сделали, но и орденов не дали. Через пару лет, когда я уже был командиром части, Алиевский приехал к нам с проверкой. Тогда я ему и напомнил о нашей спасательной операции, мол, ребята старались, спасали, а им даже благодарственной грамоты не дали. Тогда он взял у меня бланки грамот, подписал их и вручил всем ребятам, кто принимал участие в ней участие, в торжественной обстановке.

Что стало с «космонавтами»?

Доподлинно известно, что во время приземления на борту «Биона» погибли только рыбки-гуппи. Одна из макак по кличке Дрема чувствовала себя хорошо, а вот Ероша получил шок от переохлаждения. Сразу после извлечения все пассажиры вместе со спутником были доставлены на аэродром Мирного, погружены в самолеты, прибывшие из Москвы, и направлены в институт.

Что такое «БИОН»?

Специализированные космические аппараты «Бион» начали разрабатываться в начале 70-х. Медико-биологическая программа «Бион» осуществлялась в СССР с 1978 года. Изначально «пассажирами» аппарата были белые крысы и черви. Начиная с пятого полета, главными пассажирами стала пара макак-резусов. Обезьяны для экспериментов брались из сухумского питомника Института медицинской приматологии АН СССР. Имена обезьянам, отправляющимся в полет, давали строго по алфавиту. «Бион-8» был третьим аппаратом с приматами, поэтому «пассажиры» на его борту носили имена Дрема и Ероша.

Из Мирного в Мирный

Еще одной особенностью полета аппарата «Бион-8» была точка старта и точка приземления. Город, в котором проживал весь обслуживающий персонал космодрома Плесецк, называется Мирный (Архангельской области), приземлился же он в районе города Мирный, но уже на территории Якутии.

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2024 Хостинг от uWeb