Главная » 2025 » Ноябрь » 22 » Люби себя

Люби себя

Сегодня 22 ноября — День психолога. Накануне этого дня мы взяли интервью у человека, который долгие годы помогал людям вернуть покой и опору. Алтана Алексеева — врач с практическим опытом в психиатрии, а сегодня — врач-психотерапевт в Республиканском психоневрологическом диспансере. В этом интервью Алтана рассказывает, как одна простая техника помогла ей самой справиться с тревогой и стала отправной точкой в выборе профессии, какие групповые форматы действительно работают, как пандемия обострила запрос на помощь и привела к росту обращений и почему северный менталитет формирует особую глубину отношений и осторожное принятие нового.

— Алтана, расскажите про свой опыт работы психиатром.

— Я работала психиатром с 2003 по 2017 годы. Очень люблю эту профессию. Была участковым психиатром и главным внештатным детским психиатром. Ну и сочетала эти две профессии. Было очень непросто работать психиатром. Тем более участковым. Нагрузка большая. В то же время было очень интересно и много благодарных пациентов.

— Когда вы впервые почувствовали, что психотерапия — это ваше призвание?

— Во время обучения в медицинском институте на втором курсе у нас была медицинская психология. Преподавала, Царство ей Небес­ное, Надежда Митрофановна Слепцова. Она нас обучала ведению аутогенной тренировки. И я заметила, что, когда занимаюсь аутогенной тренировкой, у меня уменьшается тревога. Я стала лучше спать, ушло какое-то напряжение внутри, отёки с лица, даже немножко сбросила вес. Аутогенная тренировка помогала мне расслаб­ляться. Тогда я поняла, что это работает. Меня стало это очень сильно интересовать, и я начала ходить на кружок по психиатрии.

— Какие методики вы используете в своей работе?

— Сейчас я веду групповые занятия. Одна из методик — психодрамная (метод групповой психотерапии, основанный на драматической импровизации для проигрывания жизненных ситуаций): мы берём реальную ситуацию клиента и проигрываем её, чтобы человек сам находил для себя безопас­ные пути выхода. В группе по арт-терапии мы исследуем личные грани и субличности (отдельные, внутренние части личности человека, каждая из которых обладает своими уникальными чертами); когда обнаруживаем конфликтующие части, помогаем им примириться, лучше осознать потребности и понять, почему человек действует так, а не иначе и как он хотел бы поступать по-другому. Третья группа — навыковая по работе с тревожностью: там мы учим конкретным приёмам для снижения повышенной тревоги.

— Расскажите про опыт работы во время самоизоляции. Увеличилось ли число пациентов?

— Это был очень интересный опыт. И я так понимаю, что у поколения, которое сейчас живёт, никогда не было опыта самоизоляции. Мы вообще никогда не знали, что такое пандемия. Скажу, что на самом деле для меня это была пандемия тревоги. Пандемия тревожности. Было очень много тревожных пациентов. Были даже такие пациенты, которые, не имея коронавируса, просили положить их в больницу. Настолько сильной была тревожность, что человек боялся просто умереть от коронавируса, которым он даже еще не заболел. Вот. И да, было очень непросто.

Число пациентов увеличилось примерно раза в три. И практически все эти пациенты не были тяжелыми, эндогенными, с которыми работают «сноупсихиатры». Это были люди с невротическими расстройствами. У всех обострились защитный механизм психики и повышенная подозрительность. Ну и общая обстановка, конечно, была напряжённая.

— Как проявляется менталитет в нашем регионе? Есть ли конкретные отличия от остальной России?

— У меня есть опыт путешествий по России и общения с очень многими людьми, которые живут в России. Я люблю нашу страну. Про нас могу сказать, что мы тут живём, как у Христа за пазухой, на самом деле. Очень спокойно, размеренно и в своём темпе. И могу сказать, что скорость мышления у нас не такая быстрая, как в Центральной России.

Мы же здесь живём кланом. У нас тут куча родственников, друзей, и все друг другу всегда помогают, потому что Север — это такое место, в котором мы обязаны друг другу помогать, иначе просто не выживем.

Одновременно же у нас хоть и низкая скорость психических процессов, не такая высокая, как мне кажется, при этом есть очень большая глубина. То есть если мы дружим, то очень плотно. Если любим, то очень крепко.

А ещё есть такое понятие, как «местечковость», когда мы привыкаем к какому-то определённому укладу жизни. И, если, допустим, что-то новое появляется, это воспринимается с осторожностью. Все потихонечку смотрят, наблюдают и потом только начинают принимать, когда проходит какое-то время. То есть мы очень неторопливы, особенно к чему-то новому. Но, может быть, молодёжь, конечно, сейчас уже другая, но моё поколение примерно такое, как я описала.

— Почему в западных странах так следят за психическим здоровьем? Почему в Союзе и России было по-другому?

— Дело в том, что наша замечательная страна пережила очень много потрясений, начиная от революций, граж­данской войны, Великой Отечественной войны, развала Советского Союза и так далее. Было слишком много потрясений, период нестабильной экономики. И, к сожалению, все это время мы не мог­ли удовлетворить свою базовую потребность безопасности. А пока она не удовлетворена, ни о какой психотерапии и о психическом здоровье речи быть не может. Как говорится, «не до жиру, быть бы живу».

В западных странах уровень жизни всё-таки другой. И поэтому заниматься психическим здоровьем человек может только тогда, когда он относительно хорошо живет. Если он хорошо живет, спокоен, стабилен, то у него есть силы и время заниматься собственным здоровьем. А когда, извините, тебе есть нечего, то уж вообще не до психического здоровья!

— Сталкивались ли вы с недоверием к психотерапии как к «чуждому», «непонятному» явлению, особенно среди старшего поколения или в сёлах?

— Да, бывает иногда такое. Особенно старшее поколение или мужчины, например, они как-то смеются и говорят: «Я что, псих?», «У меня ничего нет!» Но сейчас благодаря развитию социальных сетей этого становится всё меньше и меньше. Может, вы помните, что был период, когда над детьми, у которых пластинки на зубах или брекеты, смеялись, а сейчас, наоборот, считается, если у тебя брекеты, ты занимаешься собственными зубами, то ты, во-первых, финансово состоятельный, потому что это недешевая такая прихоть. И что ты еще и достаточно осознанный. К психотерапии сейчас примерно такое же отношение. Это показатель финансовой стабильности и показатель продвинутости и осознанности. Времена сейчас другие.

— Есть какие-нибудь интересные истории из работы?

— У меня много разных историй. Приходят ко мне люди, например, на работе не могут сказать «нет» и берут на себя обязанности других своих коллег. Ну, допустим, кто-то не может что-то сделать или с чем-то справиться, и руководство говорит: «Вот ты опытный сотрудник, иди давай делай».

Человек несколько лет занимается тем, что выполняет чужую работу или получает мало денег, ну или, допустим, дежурит по субботам, например, когда можно было и отдохнуть. Мы начинаем разбирать, в чем дело. Чаще всего корни таких состояний —  это очень ранний период, примерно до школьного возраста, до семи лет точно. Это состояние, когда в семье, допустим, есть ссора между отцом и матерью и приходится эту ссору всегда как-то заполнять, закрывать, оберегать мать, как-то всё время сдерживать отца. Психика к этому привыкает, а человек потом продолжает играть эту роль, которая ему самому уже вообще не нравится, она надоела.

— В заключение расскажите, как правильно нужно следить за своим психическим здоровьем.

— Для поддержания психического здоровья нужно соблюдать режим сна и отдыха. Обязателен сон с 23 до 3 часов ночи, в это время происходит выработка мелатонина, предшественника серотонина (гормона радости). Введите в свою повседневную рутину разные виды активности — это может быть как физкультура, так и просто прогулки, йога, танцы, то, что по душе. Принимайте достаточно сбалансированную пищу, богатую белками, жирами, клетчаткой. Найдите окружение, которое будет добрым, поддерживающим, адекватно мотивирующим, заботливым, может, даже «тихую гавань», где можно набраться сил для активной жизни. Уходите от тех, кто разрушает вас, даже если это родные люди. Необходимо научиться выбирать собственное благополучие и наращивать его всю жизнь, понимать себя, свои возможности и потребности, свои желания, постоянно при­обретать различные навыки (гибкие и твердые) для собственной прекрас­ной жизни (гибкие навыки — коммуникация, лидерство, креативность, критическое мышление, адаптивность, твердые — профессио­нальные навыки, состояться как профессионал). Также обязательно проходить психотерапию для процветания и личностного роста.

Если соблюдать эти важные правила, можно не беспокоиться о своем психическом состоянии в различных стрессовых ситуациях. Наде­юсь, мои рекомендации помогут людям больше заботиться о своем здоровье и понять всю важность работы психотерапевта.

Дмитрий СИВЦЕВ

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2025 Хостинг от uWeb