Малярия в ЯАССР: факты и сомнения
Одним из главных страхов нашего времени стали эпидемические болезни. После коронавируса мир готов впасть в панику при упоминании любой новой заразы. А между тем с древнейших времен с нами соседствует эпидемическое заболевание, которое не удается победить. Это малярия. И не спешите отмахиваться, что «это тропическое заболевание не про наши Севера!». Ведь сто лет назад эта болезнь бушевала в Якутии, принося страдания большому количеству людей... Или не было этой болезни? Давайте разбираться.
ЧТО ТАКОЕ МАЛЯРИЯ?
Давайте сначала разберемся, что это за болезнь. Малярию вызывают не бактерии, не вирусы, а простейшие организмы. Возбудитель этой болезни — Plasmodium falciparum (малярийный плазмодий) — вид простейших паразитов из рода Plasmodium. Передаётся самками комаров из рода Anopheles. Малярия, которая вызывается этим видом, является самой опасной формой болезни, с самым высоким уровнем смертности. По состоянию на 2006 год в мире насчитывалось 247 миллионов заражений малярией (98% в Африке, 70% среди детей моложе 6 лет). Практически все случаи смерти от малярии, а это 1–2 миллиона человек в год, происходят при заражении Plasmodium falciparum.
Малярия распространена в 106 странах, где живет около 50% населения человечества. Заражение человека начинается с укуса комара-переносчика из рода Anopheles. Спорозоиты из слюнных желёз комара проникают в кровь человека и с током крови добираются до печени. Там они накапливаются и переходят в кровь, в эритроциты. В эритроците начинается размножение, и через некоторое время эритроцит «взрывается» и мириады новых зародышей атакуют следующие эритроциты. В момент прорыва кровяных клеток у людей циклически проявляются симптомы болезни: озноб, лихорадка, повышение температуры. Приступы происходят раз в три дня, продолжаются до 10 часов. Это если очень кратко. На самом деле у болезни есть разные виды, а цикл размножение плазмодия гораздо сложнее вышеописанного.
О том, как малярию выявляли в Якутии и как боролись с этой болезнью, провел исследование научный сотрудник Якутского научного центра комплексных медицинских проблем Спиридон Слепцов. И оказалось, с малярией у нас не все так однозначно.
ЯКУТСКАЯ БОЛЕЗНЬ «КУМАХЫ»
В прошлые века у якутов была распространена лихорадка неясного происхождения, которую называли либо «титириир», либо «кумахы». «Титириир» переводится буквально как «дрожание» и просто описывает основной симптом болезни. А вот «кумахы» не имеет ясных ассоциаций в якутской терминологии. Однако похожее слово мы находим в славянской мифологии: Кумоха — это персонаж, олицетворяющий заболевание, которое может внушать человеку жар и озноб. Считалось, что эта болезнь принимается в виде женщины, которая может вселиться в человека. Кумахы, по некоторым данным, проявлялся периодически, в виде эпидемии. Поэтому неудивительно, что эту болезнь признали малярией.
НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Впервые о том, что против этой болезни надо что-то предпринять, заговорили советские врачи. Например, исследователь П. Бушков в 1927 году пишет: «Болезнь эта поистине является бичом населения и апогея своего достигает обычно в летнее время, когда якуту нужно косить сено, жать хлеб и т. д., отнимая у семьи по 2–3 работника, что очень гибельно отражается и на без того скудном хозяйстве якута». По данным другого исследователя, А. Булкина, одна из крупных вспышек малярии произошла на территории республики в Вилюйском округе в марте 1922 г. Автором было установлено, что возбудителем болезни стала Plasmodium vivax, которую Булкин выявил у 80% обследованных. Он же выявил предположительного переносчика — комаров рода Anopheles.
В 1925–1926 гг. в рамках работ экспедиции по изучению производительных сил Якутии распространенность малярии изучалась эпидемиологом-бактериологом Т. А. Колпаковой. Автор осмотрела 1 719 предположительно носителей малярии из Вилюйского округа, из которых Plasmodium vivax был обнаружен у 13 человек, увеличение селезенки — у 72 человек.
АНТИМАЛЯРИЙНАЯ КАМПАНИЯ
В 1932 г. в республике были созданы малярийная станция и три малярийных пункта. В докладной записке Наркомздрава ЯАССР от 1934 г., адресованной в Наркомздрав РСФСР, есть следующие строки: «...Мириады комаров, по-видимому, в том числе и малярийные, являются настоящими бичами не только человека, но и всего живого... Вследствие чего Якутия в целом является хорошей почвой для развития малярийной эпидемии, и, действительно, она является таковой с давних пор...».
Авторы письма, жалуясь на нехватку в республике «профилактически настроенных и сознательных медработников» и отсутствие лекарств, просили выделить для борьбы с малярией 5 т нефти (для проведения т. н. нефтевания — обработки водоемов нефтью для уничтожения личинок комаров), 50 000 м марли, 5 тыс. м2 металлической сетки, 10 пульверизаторов, 200 кг хинина, 5 000 ампул неосальварсана, 50 кг плазмоцида, 50 кг акрихина, 25 кг аухина, грузовой автомобиль и пять велосипедов.
Нефтевание озер — это старый метод истребления личинок комаров, который заключается в создании на поверхности водоема тонкого слоя нефти. Этот слой препятствует дыханию личинок, что приводит к их гибели и помогает прервать распространение заболеваний, переносимых комарами, таких как малярия.
Согласно планам противомалярийных мероприятий по ЯАССР на 1935 г. нефтеванию должны были подвергнуть 25 га, провести профилактическую хинизацию 4 500 человек, вылечить 3 000 человек. В общем, началась кампанейщина в духе советского времени: срочно хинизировали население, заливали озера нефтью, распространяли листовки. Вторая усиленная борьба с малярией отмечена в 1950 годах. Тогда же были применены новейшие методы, в частности обработка малярийных очагов новым пестицидом ДДТ. В 1957–1958 годах закуплено и разослано по районам 15 т вышеупомянутого ядохимика- та (теоретически этого объема хватило для обработки не менее 6 тыс. га), 50 штук автомаксов, 28 гидропультов на общую сумму 612 тыс. руб. Одним словом, было вложено немало сил и средств для борьбы с этим заболеванием, и наконец, в 1960-е гг. было объявлено о полной ликвидации малярии на территории республики.
НО БЫЛА ЛИ МАЛЯРИЯ?
Несмотря на то, что в 1930–1950 годы была проведена титаническая борьба с малярией, некоторые современные ученые сомневаются в том, что малярия в Якутии вообще была.
Как пишет Спиридон Слепцов, для сомнений имеется много доводов. Самый основной из них — возможность размножения плазмодиев на Севере. Известно, что спорогония малярийного плазмодия в организме окончательного хозяина (самок комара рода Anopheles) проходит при устойчивой среднесуточной температуре воздуха выше +16 °C. А в докладных записках борцов с эпидемией указаны районы, где никак не могли быть такие температуры. Например, о «свирепствовании малярии в районе Колымы» в 1935 г. упоминалось в одной из заявок треста «Дальстрой» в адрес Наркомздрава, были также сведения о наличии больных малярией на полюсе холода Северного полушария — в Оймяконском районе, но по метеосправочникам таких температур в те годы не наблюдалось и в течение всего лета были заморозки до минусовых температур. Другой повод для сомнений — данные анализов. Как видно из отчетов, исследования крови у значительной части «больных» не проводились. Например, за апрель 1938 г. обследовано на малярию 4595 человек, из них выделено больных 1282, анализов сделано 836, а выявлено 133 (в последнем случае не исключено и то, что в силу различных причин некоторая часть анализов могла быть ложноположительной).
Несмотря на это, в отчетах по заболеваемости малярией указывали количество «обследованных», а не «выявленных», т. е. многократно отличающиеся показатели. Также при самом остром периоде борьбы с малярией в Якутии не было ни одного специализированного врача-маляриолога и не было привлечено к работе ни одного энтомолога. Таким образом, способы анализа тех времен не внушают абсолютного доверия. Спиридон Слепцов полагает, что за малярию могли принять любую болезнь с гипертермией, например, банальный грипп.
А возможно, под видом борьбы с малярией власти Якутии преследовали свои, несколько иные цели?
Есть предположение, что на фоне масштабной борьбы с малярией, развернувшейся в СССР в 1920– 1930 годах, показатели по заболеваемости могли завышаться преднамеренно с целью привлечения в республику медработников, получения дополнительного финансирования для проведения мелиоративных работ, приобретения ядохимикатов для уничтожения вредителей сельскохозяйственных культур или гнуса в окрестностях населенных пунктов. Что бы там ни было, ДДТ убивает любых комаров, хоть малярийных, хоть просто кровососущих. И, возможно, «использовать хайповую тему» себе во благо умели и в те времена.
Спиридон Спиридонович Слепцов благодарит за советы при написании своего научного труда д.м.н. Снежану Спиридоновну Слепцову (Якутск) и д.м.н. Александра Федоровича Попова (Владивосток).
Ое КАРПОВ