Главная » 2024 » Ноябрь » 29 » Морс, уха, кучу-чэй и суп из потрохов

Морс, уха, кучу-чэй и суп из потрохов

Идеи якутских школьников вошли в "100 лучших товаров России". 

В 2017 году в селе Хатассы на базе школы создали сельскохозяйственный производственный кооператив. Назвали его СХПК «Хатасская школа Агробизнеса». В рамках этого проекта за несколько лет были созданы и запущены в массовое производство «Уха из якутского караса», «Кучу-Чэй», «Морс» и «Суп из говяжьих потрохов» в пакетах для быстрого приготовления. Самое примечательное, что идеи для создания этих продуктов были поданы детьми, школьниками обычной сельской школы. Как и чем сейчас живет школьный бизнес, какие у ребят есть новые идеи, рассказал Николай МАТВЕЕВ, заместитель директора по агротехнологическому направлению и инновациям Хатасской СОШ:

С помощью СХПК мы можем производить и реализовывать проекты детей. Сначала дети участвуют в различных научно-практических конференциях, то есть занимаются научной деятельностью, а далее по внутреннему конкурсу школы отбираются проекты, которые будут реализованы. Я как технолог рассматриваю предложения и говорю, получится или не получится запустить в пищевое производство. Есть ли у нас для этого технические возможности. Получаю декларацию соответствия требованиям, разрабатываю технические условия, и далее запускаем в производство.

— То есть дети дают идеи?

Совершенно верно. Дети дают идеи, и мы их реализовываем.

Сколько наименований продукции сейчас у вас выпускается?

Сейчас активно выпускается уха из якутского карася. Очень востребована для отправки в зону СВО. Идет много заказов от фондов. Также есть «Кучу-чэй» трех видов: иван-чай с листками кипрея, иван-чай с пыльцой и иван-чай с шиповником. У него очень тонкий медовый вкус. И есть новая разработка — суп из говяжьих субпродуктов. Пока имеем только экспериментальные образцы последнего, так как для его производства нужен отдельный цех.

Почему?

Мы выпускаем сублимированный продукт, который можно просто заварить кипятком. Ничего не нужно варить, промывать, тратить для этого воду и т. д. Но как раз для изготовления этого сублимированного состава требуется очень долгий и трудоемкий процесс. Поэтому сейчас остро встал вопрос о выделении нам грантовой помощи на строительство отдельного помещения и обустройства его специальной техникой и вытяжкой. У нас есть свободная земля на территории школы, и, если мы увеличим цех, то сможем реализовать запуск еще одного национального продукта.

Откуда вы берете сырье для производства?

Рыбу мы закупаем в Кобяйском и Намском районах. Со всеми сопроводительными ветеринарными справками от системы «Меркурий».

Для «Кучу-чэй» сырье дети собирают сами в лесополосе около Владимировки.

Для супа из говяжьих потрохов будем закупать сырье у местных производителей. Мы живем в селе. Далеко ходить не надо, всё под рукой.

Сколько продукции в месяц вы выпускаете?

Все зависит от заказов. У нас в городе одиннадцать точек продаж, и мы также сотрудничаем с фондами, которые отправляют гуманитарную помощь на СВО. Сейчас в месяц производим порядка семи тысяч пакетов. Не каждый месяц, по заявкам.

Какое оборудование используете?

Обычное промышленное. Сушильные шкафы, мясорубку. Печатные станки, которые изготавливают пакеты.

То есть все высушивается и смешивается.

Да, по рецептуре.

Оборудование школьное?

Да. На доход от реализации продукции мы создаем материально-техническую базу школы. Учредители СХПК — работники школы. Я председатель. Мы всем коллективом создали СХПК во благо и для развития школы. В этом году построили помещение овощехранилища площадью 9 на 12 метров. Но также не стоит забывать, что у нас есть поддержка со стороны управления сельского хозяйства Якутска. Они ежегодно выделяют нам миллион рублей в рамках грантовой поддержки. Из вырученных от реализации продукции средств оплачиваем ребятам авиаперелеты, гостиницы для участия в конференциях. Недавно ездили на «Золотую осень – 2024». Также ребятам за работу в СХПК выплачивается заработная плата.

Как здорово!

Да, работают два часа в день после уроков. Заработная плата порядка 20 тысяч рублей в месяц.

К нам присоединяется один из школьников — работников СХПК Павел Марков, автор проекта по изготовлению морса.

— Мы работаем и воспитываем детей по методике Антона Семеновича Макаренко. Мне его идея воспитания трудом нравится, и поэтому эта модель применяется в школе. Также есть летний трудовой лагерь «Джулур». Там работают 65 детей в три сезона: июнь, июль, август.

Овощи выращиваете?

Сейчас нет. Занимаемся производством продукции. Есть цветоводы. Сейчас мы находимся в пристрое школы. Раньше на этом месте был участок. На нем стояли теплицы и была спортивная площадка.

Давно здание построили?

Начали строить два года назад. Также у нас есть научная лаборатория «Агрокуб». Это федеральная сеть, единственная на Дальнем востоке. Для ее обустройства мы выиграли федеральный грант. Было софинансирование 50 на 50. Общая стоимость проекта — 12 миллионов рублей. Сардана Авксентьева нам в этом начинании сильно помогла. Из бюджета города выделили три миллиона. Еще на три мы взяли кредит. И шесть миллионов из федерального бюджета. Итого школа получила 12 миллионов рублей.

Этот проект освоили. Сэкономили на рабочих. Сотрудники школы сами проводили ремонт. Красили, заливали бетон. Затраты были только на материалы. Теперь у нас есть отдельное здание. Половину занимает производственная часть и вторую половину — лаборатория. Дети приходят, делают продукцию, анализируют, ставят опыты. Все делают поэтапно. Начинают работать в лагере с четырнадцати лет. Там ознакомляются, что и как. Потом пишут проектную работу и дальше доходят до конечного продукта.

Где ребята выступали с этими работами?

Участвуем в форумах, конференции «Шаг в будущее» и т. д. В данный момент идет муниципальный этап конференции «Шаг в будущее».

Какие российские награды есть?

14 ноября на Всероссийском дне качества мы вошли в «Сто лучших товаров Якутии» и в «Сто лучших товаров России».

Поздравляем!

Спасибо. Это наш труд. Он был оценен. Мы очень рады. Когда нас номинировали, было очень неожиданно. Также на днях двое наших ребят прилетели из Владивостока. Они участвовали в «Иннагрике». Это всероссийский практический конкурс. Одна наша девочка дошла до полуфинала. Проезд на конкурс также оплачивали через СХПК. Для детей это очень большая возможность показать себя. Не каждый может себе позволить внезапные расходы на проезд. Так и участвуем. 18 декабря ребята полетят в Нижний Новгород на финал «Иннагрики».

— Расскажите подробнее о новом продукте — супе из говяжьих потрохов.

— Эта разработка пока не пущена в массовое производство. На него есть документация и технические условия. Пока это прототип. Это достаточно специфический продукт. Его нужно варить, сушить, и, честно признаюсь, при этом выделяется достаточно специфичный запах. Именно из-за запахов мы не можем одновременно в цеху производить параллельно морс, чай и уху. Да нам и не позволят. Есть проверяющие органы, которые следят за товарным соседством, складами, приемкой и выгрузкой сырья. Должны быть отдельные зоны. Было бы замечательно, если бы был у нас отдельный цех с вентиляцией по субпродуктам, по рыбе и по дикоросам.

Сколько человек там работает?

Четыре мастера производственного цеха и школьники. Они клеят этикетки, фасуют.

Сейчас все в одном цеху?

Сезонно. Сейчас идет рыба. Когда она закончится и пойдет ягода, мы все продезинфицируем, помоем и только потом начнем изготовление и обработку дикоросов. Чай производим летом. Собранное сырье режем и сушим на солнце.

А сушкой тоже дети занимаются?

Нет. Это отдельные люди мастера производственного цеха. У детей допуска нет. Они занимаются только фасовкой, пайкой пакетов, наклейками. Дополнительно по соглашению мы сотрудничаем с Центром занятости населения Якутска. Они доплачивают материальную помощь в размере 6200 рублей к зарплате ребят.

А сколько вообще зарплата у школьников?

Павел МАРКОВ, авто проекта по изготовлению морса:

20 тысяч в месяц. Работаю по два часа в день.

Не мешает учебе?

Нет. Работаю после уроков. Там не очень сложная работа. Учебному процессу не мешает.

Как родители к этому относятся?

Положительно.

Николай МАТВЕЕВ:

В прошлом год Центр занятости дал нам квоту по программе «16+», в которой могут принять участие дети шестнадцати лет и старше. По этой программе к заработной плате добавлялась выплата в размере прожиточного минимума. У нас было двенадцать детей, которые получали заработную плату 44 тысячи рублей в месяц в летний период. Работали в день по шесть часов. Центр очень сильно помог нам в этом плане.

В этом году рассчитываете на их поддержку?

Сейчас по этой программе работает Павел и еще одна девочка, так как в этом году выделили всего две квоты. Остальные разобрали для волонтеров на МСИ «Дети Азии». У меня сейчас еще три мальчика хотят трудоустроиться. Хотят и будут работать, но просто у них не будет доплаты от центра. Но и на это согласились. Летом у ребят в дополнение к заработной плате положено трехразовое питание. Так что и кушают и работают.

Сколько вам необходимо для постройки отдельного цеха?

Миллионов двадцать. Это если под ключ со всем оснащением.

На какой грант вы рассчитываете?

Дело в том, что село Хатассы считается территорией городского округа Якутска и не может участвовать в поддержке от Министерства сельского хозяйства. А там как раз выделяют хорошие гранты для бизнеса. Если бы мы относились к улусу, было бы проще выбивать с минсельхоза гранты. Но так как мы относимся к городу, мы получаем то, что получаем. У них не прописана такая глобальная поддержка предпринимателей. Нам бы очень хотелось, чтобы у нас был полноценный кластер, состоящий из трех цехов и овощехранилища, куда дети могли бы прийти и попробовать себя в разных направлениях. Все эти навыки им обязательно пригодятся в будущем.

Авторы проектов:

Павел Марков, 11 класс —  морс.

Любовь Окорокова, 11 класс — добавки к горячим напиткам: «Противовирусный», «Чэбдик» и «Тайга».

Милада Николаева и Айаал Прокопьев, 8 класс — суп из говяжьих потрохов.

Беседовала Виктория БУШУЕВА

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2024 Хостинг от uWeb