Не теряйтесь!
В век соцсетей инфопоиск пропавших людей — один из эффективных методов поиска, так как велик шанс, что рассылаемое сообщение по теории шести рукопожатий обязательно дойдет до адресата или поможет в поиске. И какое же это счастье, когда ты потом видишь сообщение, что незнакомый тебе человек наконец нашелся. Но волонтеры не ограничиваются рассылкой по соцсетям и СМИ, они также выходят и на активные поиски людей. Стоит отметить, что вся эта работа проводится полностью на добровольных началах. Так что поисковики — самые что ни на есть настоящие волонтеры. Сегодня хотим рассказать, как в Якутии создавалось волонтерское сообщество поисковиков.
Известный многим, в том числе по многочисленным публикациям в соцсетях о розыске пропавших людей, Якутский республиканский мониторинговый центр помощи пропавшим и пострадавшим детям в этом году отметил свой пятилетний юбилей. Это только официально, а объединились волонтеры еще раньше. В 2013 году, когда в селе Синск пропали трехлетние девочки Алина и Аяна, несколько активных ребят создали волонтерский поисковый отряд «Поиск Неру». Волонтёры помогали полиции в поисках детей и распространяли ориентировки.
Постепенно набираясь опыта, они начали взаимодействовать с поисковыми отрядами из других регионов. Так из числа активистов отряда была сформирована «Группа профилактики безнадзорности и создания условий для детской безопасности». Идейным вдохновителем и организатором отряда стал Олег Попов. В 2019 году ему предложили открыть некоммерческую организацию от Национального центра, который распространен во многих регионах России. Национальный центр помощи пропавшим и пострадавшим детям был создан в 2014 году. Они обучают волонтеров и помогают в поисках пропавших детей при тесном взаимодействии с правоохранительными органами и другими службами.
Таким образом, в 2020 году в Якутии был официально зарегистрирован Якутский республиканский мониторинговый центр помощи пропавшим и пострадавшим детям. Базируются волонтеры в основном в Нерюнгри, но и в Якутске у них тоже есть филиал.
ДОБРО БЕЗВОЗМЕЗДНО ВСЕГДА
В прошлом году в Якутске волонтеры подключались к активным поискам, когда пропал молодой курсант речного училища. Благодаря волонтерам вскоре был обнаружен рюкзак пропавшего. Но, к сожалению, самого парня нашли спустя несколько месяцев мертвым. Он пропал в апреле, а тело обнаружили в августе.
Мы поговорили с одним из волонтеров, Анастасией. Девушка, работая на двух работах, умудряется еще помогать людям в поиске пропавших.
Анастасия:
— Публиковать ориентировки пропавших людей начали не так давно. Наверное, года три назад. В Якутске волонтерское движение стало активно развиваться с 2022 года. Их тоже мало кто знал. На поисках курсанта речного училища сформировался основной костяк. Некоторые тогда вступили в наш отряд.
— А как вы находите волонтеров?
— У нас есть своя группа оповещения, в которой состоят люди, которые когда-то участвовали в поисках человека или просто вдруг увидели ориентировку. И, собственно, все, кто может или хочет, также присоединяются к поискам. Я занимаюсь группой инфосопровождения. Составляю все ориентировки, которые выходят в соцсетях и СМИ, работаю с медиа. Шаблон инфопоиска у нас единый, как у Национального центра.
— С кем сотрудничаете?
— На данный момент активно сотрудничаем с полицией. Они присылают нам ориентировки и информацию о пропавших.
— А самостоятельно к вам обращаются люди?
— Всё через полицию. Без заявления в полицию не можем запустить ориентировку, потому что это обязательное требование.
— Из названия организации выходит, что помощь детям, а по факту, получается, вы разыскиваете всех…
— Да, мы ищем абсолютно всех. Почему помощь детям? Потому что изначально было задумано так. Мы активно занимаемся профилактикой. В Нерюнгри по школам ходим совместно с МЧС и проводим различные мероприятия, направленные на обеспечение безопасности детей. Разъясняем, как правильно действовать в той или иной ситуации. В Якутске данное направление пока только начинаем развивать. Сейчас профилактикой пока только я занимаюсь. Посещала детские сады, чтобы дети уже с малых лет хотя бы понимали, какие ситуации могут произойти. Тем более малыши быстро впитывают информацию. Основная наша задача — это предотвратить пропажи детей. Основная проблема заключается в том, что чаще дети самовольно уходят и теряются. Они не умеют ориентироваться в городе. Не знают, где что находится, и поэтому теряются.
— Насколько эффективен поиск пропавших по соцсетям?
— Информационное пространство сейчас очень сильно развито. Практически все сидят в телефонах. Когда ты просто идешь по улице, то не знаешь, потерялся человек или нет. Даже не заметишь его и не обратишь внимания. А когда увидел ориентировку, уже невольно начинаешь вглядываться в лица в прохожих. Когда в ориентировке прописаны детали, во что был одет, особые приметы, уже легче искать. Так что это самый эффективный поиск, если человек потерялся в городе или гуляет и не даёт о себе знать родным.
— Заметила, что дети часто теряются и в большинстве случаев, слава богу, быстро находятся.
— Ситуации бывают разные. Ребенок мог просто пойти гулять без телефона. Или потеряться. Родители панику забили, и кто-то увидел и нашел его. Или ему друзья могли сказать: «Ой, смотри, тут тебя показывают». И те сразу бегут домой. Мне порой кажется, что это так и происходит. Потому что после выпуска ориентировки они сразу в тот же день находятся.
— А кто вам сообщает, что человек нашелся? Полиция?
— Мы постоянно с ними на связи. Если дело касается пропажи школьников, то вполне возможно такое, что будем на связи с классными руководителями. Они тоже параллельно с одноклассниками общаются.
— Со всеми школами тогда, получается, сотрудничаете?
— С некоторыми только. Это, можно сказать, мои личные знакомства в школах.
— Сложно быть волонтером?
— В первую очередь надо всегда быть на связи. Особенно, если состоишь в группе инфосопровождения. Буквально 24/7 нужно быть онлайн, так как тебе могут позвонить и сообщить, что человек пропал или нашелся. Нам сейчас очень сильно не хватает людей, которые тоже могли бы быть на инфосопровождении. Мы бы их обучили всему. Как проводить опросы, составлять ориентировки, как общаться с полицией. К сожалению, не все понимают, что это такое. Бывает, приходят и потом сразу отказываются. Мол, у меня семья и работа, я не могу быть 24/7 онлайн.
— Понять их можно. Не все готовы жертвовать личным временем.
— Поэтому нам нужны люди, готовые помочь.
— Работа на безвозмездной основе?
— Да. Это полностью безвозмездный труд. Это волонтерство в прямом смысле этого слова на благо наших детей.
— Какие-нибудь сборы проводите? Чтобы закупить оборудование для поиска или еды волонтёрам, например.
— Нет, никогда не проводили и не будем. Вся помощь оказывается на добровольной основе. У кого что есть, то и приносят. Если поиск масштабный, а в нашей команде, допустим, есть мамочки с детьми, которые не могут отлучиться из дома надолго, они могут приготовить поесть и отправить волонтерам. Раскидать ориентировки — это тоже большая помощь. Чем больше людей увидит, тем больше людей будет осведомлено о пропаже человека. Это как принцип пирамиды. У каждого человека есть свои знакомые, а дальше сеть уже разветвляется по цепочке по другим людям.
— Тяжко, наверное, вам приходится. Бывали случаи, когда пропускали через себя?
— Я человек мнительный. Но сейчас уже спокойнее стала относиться. У меня была ситуация, когда лично с потеряшкой общалась. Прямо на связи была с пропавшей девушкой. На следующий день передала правоохранительным органам и родителям. Мне после этого случая еще два-три дня плохо было морально.
— То есть вы нашли быстрее всех?
— Она не только со мной на связи была. Но и с некоторыми родственниками. Но более-менее она связь держала со мной. У неё были определенные проблемы.
— Летом дети чаще пропадают?
— Дети пропадают, к сожалению, всегда. Для них нет определенного сезона.
— Что бы вы посоветовали, чтобы дети не терялись? Маячки, может, вешать?
— Прежде всего, надо общаться с детьми. Рассказывать им про правила безопасности и поведения в различных жизненных ситуациях. И самое главное, если ребенок потерялся, надо сразу обращаться в полицию. Не терять время. Как только на связь перестал выходить, звоните в 02. Некоторые до сих пор верят в байку про трое суток. Надо про неё забыть. Неважно, взрослый потерялся или ребенок, надо сразу идти и писать заявление в полицию.
— Вы упомянули про опрос, а как это происходит?
— Общаемся с заявителем, чтобы выяснить подробности. Люди в последнее время сами начали отправлять заявки, без полиции. Было бы неплохо, если бы они сначала обращались в полицию и затем уже к нам. У нас есть контактный номер 8-924-872-91-12. Сейчас, слава богу, нет активных поисков. Всё заканчивается инфопоиском. Но всё равно сидишь готовый в любой момент выехать.
Хотелось бы обратиться к людям: сообщайте, пожалуйста, своим родным, где вы находитесь, если пропали из их поля зрения. Самое страшное для ваших близких — это быть в неведении. Объясняйте также детям, чтобы тоже всегда держали в курсе, куда они идут, с кем будут и прочее. Не теряйтесь!
27 июля проводим учения для желающих вступить в наш отряд волонтёров. Там будет представлена теоретическая и практическая часть, в том числе отработка усвоенного из теории, ведение поиска потерявшегося от начала и до момента его нахождения. С информацией можно будет ознакомиться на наших страничках в соцсетях.
Надежда СИВЦЕВА