Про якутский нож. Полузабытые нюансы
Разнообразие вариаций традиционного якутского ножа поражает воображение. Неужто может существовать так много разновидностей? И да, сейчас основной упор делается на декоративность. Поговорим немного на тему традиций и новых веяний.
ЯКУТСКИЙ ИЛИ ПАРЕНСКИЙ
С детства мне привычнее стандартный якутский нож. Рукоять из удьурхай (березовый кап) не длинная — чуть более кулака, чтобы, к примеру, упираться в торец основанием ладони при некоторых работах. Не пустотелая, как сейчас делают (для нулевой плавучести ножа), а из массива. Сечение рукояти тяготеет от яйцевидного к каплевидному. Последний вариант сперва кажется неудобным за счет острого ребра спереди, однако это дает и свои плюсы: контроль глубины погружения клинка при стругании древесины, мерзлой рыбы или мяса не в пример точнее и четче.
Поверхность клинка не бугристая, а гладкая, имеет выкованный или выточенный дол, часто и второй дол, узкий и вдоль основного — халтаha («веко»). Клинок длинный и узкий, словно выработанный многочисленной заточкой, однако узкий клинок удобен в полевых условиях, чтобы, например, провертеть дыру в дощечке (когда грабли делают или отверстия под копылья нарт), открыть консервную банку (слишком широкие клинки требуют больших усилий, а таежник или тундровик ценит принцип достаточного усилия, чтобы экономить силы).
Таковы по большей части ножи из археологических раскопок и старинные ножи, сохранившиеся в семьях, — узкие и достаточно длинные. Именно рабочий вариант якутского ножа для стругания, резания, разрубания (в том числе костей со стороны спинки ножа), сверления, втыкания и других операций.
В наши дни же стандартный и самый распространенный «магазинский» якутский нож — с недлинным широким клинком с бугорчатой поверхностью, напоминающей скорее ноздреватое тело железного метеорита и призванной продемонстрировать, что нож кованый. Рукоять потолще и подлиннее, чем у традиционных ножей, — современные люди нахваливают, что, мол, удобно для стругания мерзлой рыбы или при отщипывании лучин из полена. Внутри часто полость. Если рыбак на лодке уронит такой нож в озеро, он может успеть подхватить, поскольку у ножа нулевая плавучесть или даже положительная.
Вся конструкция этого модернового брутального «грубой ковки» «якутского ножа» всем своим видом отсылает к другому «этническому» ножу — паренскому. Очень уж «легендарный» нож. Настолько, что нельзя не остановиться. Происходит от топонима Парень. Селение Парень расположено на берегу Пенжинской губы, которая находится в северо-восточной части залива Шелихова, что в Охотском море. Якобы лет сто пятьдесят назад, а то и двести, выбросило на Пенжинскую губу заокеанскую «лоханку» — деревянную шхуну из Штатов, с полезным грузом, составлявшим швейные иголки. У населявших берег коряков появилось множество этих трофеев. Настолько много, что пенжинцы-паренцы решили заняться черной металлургией (так гласит легенда). Сковывали иглы в брусок — и получился якобы паренский нож — чудо-орудие практически с неубиваемым клинком. Легенду эту подхватил камчатский краевед и ножедел В. К. Сушко. Он достал образцы корякских ножей, зачастую скованных очень грубо «вхолодную» (без кузницы и накаливания металла) из квадратного сечения гвоздей, скрепляющих доски деревянных барж. Гм. Легенда не совсем соответствовала найденным артефактам. Но их и скопировал В. Сушко. Нечто между ножом новгородцев и русских поморов с элементами корякских ножей. Создал кузнец бренд «пареньский нож» в 1997 году. Это был успех. Современные стальные сплавы, декоративность с первобытной ковкой клинка, этничность (интерес к северной экзотике только появлялся). Все это стало составными частями Новой Легенды и торговой маркой «Пареньский нож». Вот только относящееся к селению Парень в виде имени прилагательного пишется «паренский». Это как «конь» и «конский» — мягкий знак исчезает. Но не в случае с той торговой маркой. Ну, пусть.
К вспыхнувшей тогда «звезде» приезжали многие кузнецы, в том числе и наши. И именно с начала нулевых под якутским ножом начала пониматься разновидность ножа Сушко, о чем он сам не раз говорил, мол, научил кузнецов из Якутии делать ножи... И это действительно так. Старинные якутские ножи имеют иной вид. К счастью, в последнее десятилетие появились среди местных кузнецов и ревнители традиций предков. И это хорошо.
КАК НОСИЛИ НОЖ?
В июне в пору проведения ысыахов (республиканского, Ысыаха олонхо, улусных, наслежных, сельских и ведомственных) мужчины наряжаются в волосяные шляпы, кафтаны и торбаса. На декорированном поясе каждого висит как элемент национального костюма якутский нож. Часто слева от пряжки, рукоятью к пупку. Подойдет, конечно, этот способ для степенного тойона с хорошо выпирающим брюшком. Доставать нож из ножен за столом, чтобы разделаться с кусками вареной жеребятины на деревянном шампуре-үтэhэ таким образом, — самое то! Однако представьте всадника в зимней одежде или охотника, присевшего на корточки, — нож обнажить из ножен при таком подвесе будет весьма проблематично. Надо тянуться налево, нащупывать в толстенных варежках, а нож где-то в складке живота или ушел левее за поясницу.
Потому коневоды, охотники и прочие рационально мыслящие и регулярно пользующиеся ножом люди (а в старину все) носили нож за поясом справа, рукоятью назад, чтобы легко нащупать и обнажить нож одной правой (рабочей) рукой.
Мой дед Муотаан, до старости кадровый охотник, а в 1930–1940-е гг. заведующий пушными факториями на Дальстрое, тоже носил нож справа на поясе. Кожаная ременная петля на ножнах была у него в два раза длиннее. Он обнажал нож, просовывал тот длинный ремешок снизу под ремень, в петлю, образовавшуюся над ремнем, совал пустые ножны, и получалось у него прикрепить ножны к поясу, не расстегивая ремня. Оставалось сунуть нож обратно в ножны. Если петля веревочная, то нож в ножнах болтался и перекручивался. Однако ременная петля была достаточно удобна и фиксировала нож нормально: ничего не перекручивалось и не болталось.
Были и другие традиционные способы ношения ножа. Засунуть нож в ножнах за голенище торбаса или унтов. Поднял согнутую в колене ногу и свободно достал нож из-за голенища.
Описанная выше длинная ременная петля на ножнах была удобна, когда ремень перекручивали на раз и, сложив вдвое, совали кисть в эту двойную петлю. Нож в ножнах надежно фиксировался в левом рукаве. Дед Муотаан так тоже носил нож в тайге. Удобнее всего для обнажения ножа. Не надо тянуться к боку и нащупывать. Поднял руки перед собой, и все.
ВЫЕМКА НА РУКОЯТИ
На интернет-форумах часто критикуют якутский нож за отсутствие гарды или упора. При сверлении деревяшки острием, забивании скота (оленя, допустим) и при других ситуациях, где усилие приходится к острию ножа, мол, кисть может соскользнуть с рукояти к клинку, и пользователь сам же получит травмы.
Дело привычки да необходимых навыков специфических усилий и крепости пальцев, на самом деле. Привычный к такой рукояти человек не травмируется, если, конечно, не имеет некоторых ограничений из-за травм этой основной рабочей конечности.
Однако в таком случае прибегали предки к некоторым хитростям. Попадались старые якутские ножи, на рукоятях которых была выемка со стороны спинки-өнчөх клинка ножа. В основном такие выемки на спинке рукояти делали немощные старики и... маргинальные элементы (выпивающие, поножовщики, бандиты, разбойники). Когда режешь мясо или втыкаешь нож в тушу животного (в порядке самозащиты, при разделке ли), то усилие на рукоять давящее, и часть длани между указательным и большим пальцами упирается в передний конец выемки — не дает кисти соскользнуть к лезвию. Когда держат нож лезвием кверху, чтобы проткнуть что-то и распарывать снизу, то в переднюю часть выемки на рукояти упирается указательный палец. Нож с такой выемкой надежно фиксируется в руке.
КАК ДОСТАТЬ СИЛИИ?
Так что насчет силии (костного мозга)? Вот надо разбить трубчатую кость коровы, чтобы достать и съесть костный мозг. Бьют спинкой-өнчөх ножа. Если рукоять полая (как помним, для положительной плавучести), то такие действия грозят поломкой рукояти и отлетанием по немыслимой и непредсказуемой траектории клинка. Старые короткие и без воздушной полости рукояти выдерживают такие нагрузки надежно. Били раньше таким образом спинкой ножа не поперек кости (потом сложнее выковыривать костный мозг), а вдоль, по более выпуклой стороне ее. При этом клинок немного заваливали в сторону, и удар приходился не плоскостью спинки клинка, а острым ребром, что было гораздо эффективнее.
Разных традиционных способов ношения и применения якутского ножа очень много. Описанное — лишь мизерная крупица народных знаний, к сожалению, малоизвестных и разрозненных.
Владимир ПОПОВ