Столик «веры» и ваза из Делфта
Часто, посещая тот или иной музей, мы очень часто просто мельком пробегаемся по экспонатам, не входящим в экспозицию тематической выставки. И зря. Такие предметы, скромно ютящиеся в уголочке, бывают очень даже интересными. Экспонаты, на которые мы хотим сегодня обратить ваше внимание, не просто уникальны. Они, как и многое в музее, бесценны. Почему? Об этом подробнее расскажет Вероника ЕГОРОВА, сотрудник Галереи зарубежного искусства им. М. Ф. Габышева, филиала Национального художественного музея:
— Мы стоим перед шкафом-креденца и дельфтской вазой. Они поступили в музей в 1962 году в числе других произведений западноевропейского искусства, переданных семьёй якутского учёного и коллекционера Михаила Федоровича Габышева. На основе этого дара и была основана наша галерея.
— То есть это первые обитатели галереи?
— Да. После кончины профессора семья, исполняя его волю, передала собрание республике — малой родине отца. Всего было около 250 предметов живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, в том числе этот прекрасный шкаф-креденца XIX века, сделанный из дуба.
— Что значит шкаф-креденца?
— Название мебели происходит от латинского слова credenza, что означает «вера, доверие». По одной из версий, происхождение названия восходит к старинному обычаю проверки еды и напитков на содержание в них яда. Название этого ритуала «доверия» могло перенестись на мебель, использовавшуюся для подачи пищи. Постепенно креденца утратил свою роль сервирочного шкафчика, но название закрепилось.
— Удобно, и по пути никто ничего не подсыплет.
— Совершенно верно. В зависимости от страны и эпохи шкаф-креденца бывает разной формы. Аристократам еду подавали на низком шкафчике, он был немного другой формы. Шкафы наподобие нашего служили в эпоху Возрождения украшением интерьера, изготавливались из ценных пород древесины, на них выставлялись сервизы, фарфор, серебро и другие декоративные предметы. И тут стоит сказать, что помимо «шкафа веры» другим родственником нашего шкафа мог служить алтарный церковный шкафчик для хранения реликвий.
— Расскажите подробнее о нашем шкафчике.
— Скорее всего, он был изготовлен в 19 веке. Шкаф сделан из дуба, который со временем приобрел красивый темный оттенок. Шкаф по форме похож на сундук, приподнятый на высоких ножках над пятигранным постаментом. Это сходство объясняется тем, что самыми дальними родственниками шкафов были сундуки для хранения домашнего скарба.
В верхней части спереди мы видим голову мужчины, увенчанную короной, — она служит ручкой. Снизу выдвижной ящик, украшенный ручкой в виде головы льва. По бокам мы видим ещё четыре головы, они не имеют практического назначения.
— Кому принадлежал этот шкаф? Какой-то царственной особе, раз на ней голова с короной?..
— К сожалению, информации об этом у нас нет. Скорее всего, эти головы вырезались в качестве украшения. Вряд ли они имеют портретное сходство с какими-то историческими личностями.
— Здесь есть замочная скважина на дверце. Можно заглянуть внутрь?
— Дверца не заперта. Сейчас в этом нет необходимости. Но внутри нет такой красоты, древесина там не обработана.
— Вы говорите, шкафы украшались предметами из металла, фарфора. Эта ваза шла вместе с шкафчиком?
— Нет. Предметы поступили по отдельности.
— То есть вы хотели просто показать интерьер того времени?
— В том числе и это. И вазу нужно было где-то экспонировать. Кстати, при взгляде на вазу вы, может, вспомнили какой-то другой предмет искусства или у вас возникли ассоциации с какой-то страной?
— С Китаем. Вазы эпохи Мин у всех на слуху.
— Да, эта ассоциация не случайна. Такие вазы в Нидерландах XVII века производили в подражание китайскому фарфору. Вообще, это удивительная история. После того как в XIII веке путешественник Марко Поло впервые завёз в Венецию китайский фарфор — «белое золото» Китая, — все страны Европы по очереди стали «пленяться» этим искусством. Однако никто не знал секрета изготовления китайского фарфора, тонкого, но прочного, пропускающего свет белого материала.
В XVII веке в городе Делфт в Северных Нидерландах стало процветать гончарное ремесло. У появления гончарных мастерских тоже есть предыстория.
— Расскажите...
— В Делфте с давних времён были развиты пивоварение и текстильная промышленность. Но текстильная промышленность портила воду, а вода — основной ингредиент пивоварения, поэтому в конце концов пивоварни закрылись, пришли к упадку. После их исчезновения остались места, где варили пиво, оснащённые большими печами, которые приглянулись гончарам. И вот они стали осваивать эти старые пивоварни. Названия некоторых пивоварен при этом остались. В 1670 году в Делфте появилась мастерская «Металлический горшок». С 1691 по 1721 годы ею руководил Ламбертус ван Эйнхоорн. Мастер нашей вазы долгое время оставался безымянным, но в ходе исследования главным научным сотрудником музея Асей Львовной Габышевой было установлено, что эта ваза была изготовлена как раз таки Ламбертусом ван Эйнхоорном.
— Как это выяснилось?
— На дне вазы есть его клеймо LVE, его инициалы. Сама ваза имитирует не только росписи сине-белого китайского фарфора эпох Ваньли и Канси. Возможно, мастер черпал вдохновение в орнаментах модных в то время кашмирских шалей из Индии. Если вы присмотритесь, то увидите, что на тулове изображены попугаи, растительные орнаменты, декоративное украшение в виде лиц. Они называются маскароны.
— Сколько она весит?
— Примерно три килограмма. Нужно уточнить, что в то время изделия дельфтских гончаров называли фарфор, но на самом деле это не является фарфором, это другой материал — фаянс. Он более пористый, обжигается при более низких температурах и, соответственно, менее прочный. Если открыть крышку вазы, мы там увидим, скорее всего, сколы от того, что изделия открывали и закрывали и материал повреждался. Это, конечно, нисколько не понижает ценность изделия.
— Ну, конечно, ей уже столько лет, что она просто сама по себе уже историческая ценность.
— Да, в начале 18 века в Германии был раскрыт секрет изготовления китайского фарфора, и после этого популярность дельфтского фаянса стала понижаться. Сегодня Нидерланды продолжают производство легендарного фаянса, зародившееся в городе Делфт, а изделия, выпущенные в период расцвета производства, можно найти в антикварных магазинах, частных и музейных коллекциях.
— Что хранили в таких вазах или они представляли просто эстетический интерес и служили предметом интерьера?
— Они использовались в разных целях. Эта ваза — с крышкой, возможно, в ней что-то хранили. Хотя, судя по росписи, она могла служить просто декоративным украшением в каком-то из залов у зажиточного человека того времени.
Шкаф-креденца и дельфтскую вазу можно увидеть с 22 октября в обновленной экспозиции Галереи зарубежного искусства им. М. Ф. Габышева по адресу: ул. Петровского, 4. Режим работы галереи: со среды по воскресенье с 10.00 до 18.00, касса закрывается в 17.30.
Виктория БУШУЕВА