Страна глухих. Завершение
Об этой громкой истории мы писали летом 2023 года. Но никто и подумать не мог, что дело примет столь драматичный оборот. Воспитателю школы-интерната для глухих Валентине Федоровой, которая рассказала о том, что в учреждении другие воспитатели физически наказывают воспитанников, назначили реальный срок — 4 года в колонии общего режима! Прокуратура просила назначить вообще 8 лет.
Теперь другим на заметку: не выносите сор из избы! В январе 2024 года в отношении Федоровой было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 307 УК РФ «Заведомо ложные показания, соединенные с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления». На следующий день было возбуждено уголовное дело по п. «а», «г» ч. 2 ст. 117 УК РФ «Истязание в отношении двух или более несовершеннолетних или лиц, заведомо для виновного находящихся в беспомощном состоянии».
«Взять под стражу в зале суда!» — постановил судья Алексей Петров. Арестовывать было некого, накануне Валентину Иннокентьевну на скорой госпитализировали в психоневрологический диспансер. «Еще бы! У кого угодно нервы сдадут за год тяжбы!» — прокомментировала подруга Федоровой по имени Ульяна. Андрей Федоров, сын осужденной, рассказал «ЯВ», что общался с врачом и тот подтвердил, что состояние его мамы «в острой фазе».
Кроме того, по решению суда Федорова будет обязана заплатить 600 тысяч рублей четверым потерпевшим в качестве моральной компенсации. Если денег у нее нет, то наложат арест на имущество по двум адресам. Также ей нельзя будет после отбывания наказания 2 года 6 месяцев заниматься педагогической деятельностью.
После оглашения приговора стороны обменялись колкостями. Так, например, представитель истцов громко сказал:
— А что, она думала, что все вокруг дураки, а она одна умная!
А в коридоре суда и вовсе случился скандал. Нашему коллеге Роману Кутукову судебный пристав запретил снимать интервью со сторонами. «И в коридоре уже снимать нельзя?!» — возмутились судебные журналисты. Но пристав был неумолим.
Ульяна САВВИНОВА, подруга:
— Мы с ней из одной деревни. Вчера (в воскресенье. — М. Р.) соседи вызвали Валентине скорую помощь, бригада врачей приняла решение госпитализировать ее в диспансер. Как нам сказал психиатр, срыв у нее случился на фоне длительного стресса. Это нормальная реакция человека, который не виновен. Внутреннее сопротивление идет! Нам даже врач замечание сделала, что нужно было раньше обратиться! Тогда можно было бы купировать ее состояние. Она ведь хоть что могла сделать с собой в таком состоянии.
— Получается, как только она выпишется из больницы, ее отправят в тюрьму?
— Она будет лечиться, и причем долго. Но сын Андрей сегодня сказал, что обязательно будет подана апелляция. Это так все несправедливо! И причем случилось это с ней! Она сама слабослышащая, у нее дочка приемная глухонемая, учится в Туле, ее взяли из той самой школы-интерната. Она, кстати, тоже рассказывала, как над ней издевались в интернате.
Отрывок из прошлых публикаций
СЕРАЯ БЛУЗКА
Пусковым крючком для начала открытого конфликта послужил инцидент, имевший место быть во время подготовки к празднованию Дня республики, когда учитель Любовь Прокопьева в присутствии воспитателя Валентины Федоровой стала кричать на ученицу 4 класса Екатерину (имя изменено) по поводу якобы недостаточно чистой блузки. Но более всего Валентину даже не это возмутило, хотя блузка была чистой, ее поразила реакция девочки: когда учительница нависла над ней, Катя зарыдала. Валентина дополняет свой рассказ жестами и действиями. Она встает, нависает надо мной, сидящей на стуле, показывая, как это происходило в тот день, и мне, взрослому человеку, умеющему за себя постоять, крайне неприятно подобное нарушение личных границ, так что хочется оттолкнуть это напирающее облако. Автоматически. А при этом учительница еще и кричала на ребенка, выясняя, единственный ли в ее гардеробе бюстгальтер или имеется в наличии другой. Девочка явно боялась отвечать учителю, и тогда Валентина за нее вступилась. Позже в разговоре с девочкой она выяснила, что психологическое, а иногда и физическое насилие над нею продолжается не первый год. Кроме того, Катя рассказала, что и над другими детьми учитель так же издевается, позволяя себе не только кричать на них, но и толкать в бок, в лоб, в живот, щелкать по голове, в зависимости от настроения, и при этом велит им молчать, так как это «секрет» и «нельзя говорить». Найдя в Валентине защитницу, девочки решились записать видео, где жестовым языком рассказали о том, как оскорбляла, обижала и била их учительница. Тем временем учительница эта на хорошем счету у руководства, которое, по словам Валентины, знает о ее столь жестоком обращении с учениками, ровно так же, как и другие члены коллектива. Но они закрывают глаза и делают вид, что ничего не происходит, так как у Прокопьевой хорошие показатели, всяческие награды, и она председательствует в совете школы, в функции которого входит, кроме прочего, распределение стимулирующей и премиальной частей заработной платы работников. У Прокопьевой и раньше возникали конфликты с учениками, но после них она либо уходила в длительный отпуск, либо брала больничный, либо увольнялась, но затем ее вновь принимали обратно. Так всё на тормозах и спускалось. Давайте, дескать, об этом забудем.
«Я НЕ ВИНОВАТА!»
В начале февраля Валентина Федорова обратилась в суде с последним словом. Вот некоторые выдержки.
— Я никогда не совершала того, что мне предъявляют органы следствия. Я считаю, что уголовное дело в отношении меня возбудили с целью оправдания бывшего директора школы-интерната Винокуровой, уволенной за многочисленные нарушения, в том числе за некачественное питание детей. 26 апреля 2023 года учитель Прокопьева весь день оскорбляла меня и ругала ученицу. Девочка в тот день надела на фотосессию чистую блузку, но эта блузка имела сероватый оттенок, и поэтому Прокопьева накинулась и на меня, и на девочку.
Скандал произошел из-за того, что дети начали мне жаловаться, что Прокопьева их бьёт и унижает во время индивидуальных занятий.
После всего этого я написала заявление на имя директора школы, дала флешку с видеозаписями, где дети жалуются на Прокопьеву, и просила разобраться внутри школы.
У меня не было никаких мыслей оклеветать или наказать кого-либо. Я вообще не такой человек. Мне просто стало жалко этих детей. Я посчитала нужным защитить этих девочек.
Я сама видела в школе-интернате грубое и жестокое отношение к детям со стороны воспитателей. Старшеклассники и выпускники рассказывали о грубом и жестоком отношении к себе и обращались с письменными жалобами. Об этом говорила и моя дочь. Я оформила опекунство над девочкой, пожалела ее, потому что в школе тоже издевались над ней, били её. Это я сама видела. Они много раз писали жалобу на других учителей школы.
Не только Прокопьева жестоко обращалась с детьми, но и другие педагоги. Вспомнить хотя бы учителя Олесю Данилову, которая вырвала клок волос одному мальчику. Об этом факте сообщила сама Прокопьева в интервью журналисту газеты «Якутск вечерний» в июне 2023 года. На прошлом судебном заседании 12 декабря 2024 года этот факт подтвердила бывший директор Винокурова и её заместитель Сухардинов.
Все видеозаписи, где девочки жалуются на жестокость Прокопьевой, прошли психологическую экспертизу в Санкт-Петербурге у профессора Василия Георгиевича Белова. В экспертизе говорится, что во всех видеозаписях, где девочки жалуются на жестокость Прокопьевой, имеются признаки достоверности сообщаемой информации.
Я ещё с мая 2023 года писала в следственный комитет и прокуратуру, что идёт манипуляция сознанием детей и их родителей.
В мае 2023 года более 10 родителей написали заявление на имя директора школы о грубом и жестоком отношении, применении насилия со стороны учителя школы Прокопьевой Л. Г.
Среди подписавших были родители ученика Б. Его мать приезжала ко мне домой и жаловалась на Прокопьеву, что её сын приходил из школы с синяками и красными ушами. Она несколько раз писала директору жалобу на Прокопьеву.
Меня уволили 16 января 2024 года за якобы аморальный проступок, за психологическое влияние на ученика школы, за дачу заведомо недостоверных, ложных сведений о работе школы и учителях. Этот старшеклассник летом 2023 года опубликовал в соцсетях видео, где он жаловался на директора, на плохое питание и грубое отношение к нему со стороны некоторых учителей. В этом приказе об увольнении меня с работы нет ни одного слова о грубом отношении к детям. 6 апреля 2024 года в суде меня восстановили на работе. 11 апреля 2024 года меня временно на период проведения расследования отстранили от должности.
Я уже не работаю в школе более года. За это время нечестные работники школы-интерната обработали детей. У меня всегда были хорошие дружеские отношения с детьми. Дети мне доверяли и искренне рассказывали о своем настроении, о жизни, о каких-то впечатлениях. Я хорошо владею жестовой речью, в школе почти все учителя и воспитатели слабо или совсем не владеют жестами. На языке жестов дети называют меня «Хорошая» — это короткое имя, которое дети дают каждому работнику школы, чтобы не называть длинное имя. А у Прокопьевой короткое имя — «Зловредная», «Злая».
Меня опорочили, оговорили, оклеветали. Дети путались в показаниях. 24 сентября 2024 года дети начали говорить, что я якобы делала им больно три-четыре раза. Один мальчик назвал дату, когда я якобы ткнула его по лбу, но в это время я вообще была в отпуске! Это в школе научили детей лгать, чтобы оклеветать меня. Дети говорят заученными фразами. Всё это есть в уголовном деле.
Нашу просьбу провести независимую экспертизу и оценку видеозаписей допроса учащихся по факту ложного перевода, а также установления лжи со стороны несовершеннолетних, следствие отклонило.
Я прошу провести психолого-лингвистическую экспертизу по видеозаписям допросов учащихся с участием независимого сурдопереводчика.
Во время следствия я не имела сурдопереводчика с января до августа 2024 года. В сентябре-октябре 2024 года назначили сурдопереводчиком слабослышащую Максимову Ульяну Павловну. Она неправильно переводила, пропускала. Сама она плохо слышала, и батарейка в аппарате иногда садилась. Сурдопереводчики во время следствия и на судебных заседаниях половину не переводили, упускали.
В марте 2024 года я два раза по своему желанию пыталась пройти проверочное тестирование с использованием полиграфа, но мне было отказано в проведении такого исследования в связи с неудовлетворительным физическим состоянием, из-за слабого слуха.
В октябре 2023 года следствием установлено, что никакого насилия со стороны педагогов не было.
Я считаю, что меня оговорили…
Михаил РОМАНОВ