Трагедия писателя Тэки Одулока
В Якутске есть улица, названная в честь писателя Тэки Одулока. Если старшее и среднее поколения могут сказать, кто это такой, то молодежь о нем мало что слышала. Между тем Николай Спиридонов вошел в историю как основоположник юкагирской литературы, ученый, общественный деятель и исследователь Севера. Кстати, псевдоним Тэки Одулок в переводе означает «маленький юкагир».
Рассказы Тэки Одулока печатали в известных советских журналах, а его повесть «Жизнь Имтеургина старшего» понравилась Максиму Горькому, Алексею Толстому и Александру Фадееву. Ещё при жизни автора книга трижды издавалась в СССР, выходила в Англии, Франции и Чехословакии.
Между тем судьба Тэки Одулока трагична. В 1937 году он был арестован, в сталинских застенках его сломали, и после пыток он признался в том, что входил в несуществующую шпионскую организацию, работавшую на Японию, а также оговорил несколько человек, один из которых к тому времени был уже несколько лет как мертв. Погиб писатель в неполные 32 года.
Николай Спиридонов появился на свет 22 мая 1906 года в многодетной семье охотника неподалеку от юкагирского стойбища Нелемное, на берегу реки Ясачной. В семье он был одиннадцатым ребенком. Как только мальчик подрос, отец отвез его в Среднеколымск в услужение к богатому купцу, где смышленый подросток получил возможность учиться в церковно-приходской школе. В эти годы он познакомился с политссыльными и после октябрьского переворота организовал в улусе первую комсомольскую ячейку. Впоследствии этот период жизни был описан Тэки Одулоком в рассказе «Имтехай у собачьих людей», напечатанном в 1937 году в журнале «Пионер».
В 1921 году Спиридонова направили на учебу в Якутск. По дороге он попал в плен к белым и сбежал от них только через год. Прибыв в Якутск, юноша окончил годичную партийную школу. В 1925 году был принят в ряды компартии и направлен на учебу в Ленинградский университет. Первым литературный талант Николая разглядел его преподаватель — известный этнограф и исследователь Севера Владимир Тан-Богораз, он же помог автору при создании двух романов — «Союз молодых» и «Воскресшее племя». Спиридонов впервые начал печататься в 1927 году, открыв читателям новый мир, о котором они имели весьма смутное представление. Кроме книг, Николай написал статьи про юкагиров для первого издания Большой советской энциклопедии. По заданию комитета Севера и комиссии Академии наук СССР по изучению Якутской АССР только что окончивший второй курс Спиридонов отправился в составе экспедиции на Колыму и Чукотку. Вернувшись осенью 1928 года в Ленинград, взялся за монографию о быте и культуре юкагиров. Однако комиссия Академии наук по изучению производительных сил Якутии сослалась на отсутствие денег и работу издавать отказалась. Однако не всё в карьере писателя было так безоблачно. Мы нашли справку из архива Хабаровского крайкома от 23 мая 1955 года, составленную уже после смерти писателя, видимо, для его реабилитации. В ней указано, за что Тэки Одулока исключили из партии: оказывается, он имел «не тех родственников». «Спиридонов Николай имеет двух братьев и одну сестру. Старший брат Гавриил Иванович в настоящее время занимается сельским хозяйством, имеет коров, рыбачит, охотится. В 1931 году в марте месяце Спиридонов Гавриил лишается избирательных прав как эксплуатировавший батраков (см. справку, выданную Спиридонову 2-м Баидунским поссоветом от 14.03.1931). Младший брат Спиридонова Н. И. Спиридонов Михаил на Колыме считается подкулачником, женат на кулачке, занимался эксплуатацией нелемских одул, отдавая последним на использование волосяные сети и получая от них 50% пойманной рыбы». В 1931 году Спиридонов окончил этнографическое отделение Ленинградского университета и поступил в аспирантуру Института народов Севера по специальности «экономическая география». Через три года успешно защитил диссертацию на тему «Торговая эксплуатация юкагиров в дореволюционное время», став первым юкагиром, получившим ученую степень кандидата экономических наук. В то же время он сотрудничал с «Детгизом», где впервые под псевдонимом Тэки Одулок вышла его повесть «Жизнь Имтеургина старшего» под редактурой Самуила Маршака. В 1934 году Николай был направлен в бухту Нагаева для работы в качестве научного консультанта «Дальстроя».
В течение двух лет, с 1934-го по 1936-й, работал секретарем Аяно-Майского райкома партии и заведующим национальным сектором Хабаровского отделения Союза писателей. В 1936 году Тэки Одулок вернулся в Ленинград, чтобы защитить докторскую диссертацию. Как свидетельствует Википедия, Спиридонов также был членом Якутского комитета Севера и в составе оргкомитета Дальневосточного крайисполкома принимал участие в создании Чукотского национального округа и не раз становился участником этнографических экспедиций. 30 апреля 1937 года Тэки Одулок был арестован и обвинен в шпионаже и убийстве председателя Дальневосточного комитета Севера Карла Лукса, которого он, естественно, не убивал — тому были свидетели.
Кто такой Лукс?
Карл Лукс был одним из руководителей Дальневосточного комитета Севера и основателем Магадана. Он занимался переустройством экономики и культуры коренных народов Севера, созданием сети культурных баз. В 1932 году возглавил научную экспедицию в Якутию, во время которой трагически погиб. 29 августа 1932 года в местности Каменный Подволок, что в 20 километрах от Амбарчика, Лукс развьючивал лошадей и был смертельно ранен в живот саморазрядом винчестера.
В электронном архиве Вениамина Йоффе по изучению советского террора, собранном в 1970–1980-е годы, мы нашли материалы уголовного дела Николая Спиридонова. Все их мы тут приводить не будем, ибо чтение уж очень неприятное. Прочитать все 39 документов по делу можно по ссылке: arch2.iofe.center/ person/36711 Из справки 3-го отдела Управления НКВД Ленинградской области:
«УНКВД ЛО установлено, что гр. Спиридонов Николай Иванович, 1906 г. р., уроженец Якутии, член ВКП(б), сотрудник Детгиза, является участником контрреволюционной троцкистско-зиновьевской организации. По агентурным данным известно, что Спиридонов, проживая в Якутии, являлся одним из участников убийства ответственного партийного работника — представителя комитета народов Севера т. Лукс. Участники убийства выявлены не были. Ранее Спиридонов, как участник антипартийных националистических группировок, дважды исключался из членов ВКП(б)». На основании изложенного, Спиридонов Николай Иванович подлежит немедленному аресту с привлечением к ответственности по ст. 58 п. 8-10 п. 11 УК РСФСР. Заместитель начальника 3-го отдела УНКВД капитан госбезопасности Кононович»
На первом допросе, 29 апреля 1937 года, Николай Спиридонов все отрицал, но спустя две недели стал говорить то, что было нужно следователям. Главой «контрреволюционной организации, работавшей на Японию» чекисты сделали умершего за пять лет до этого Карла Лукса. Как писал позже Юрий Крейнович, также ставший обвиняемым по этому делу, лично ему не давали спать восемь дней — несколько следователей постоянно его допрашивали. Следователь Куберский, который «раскрыл шпионскую организацию», признавался ему, что таким образом «состряпал» уже полторы тысячи таких дел. Какие методы дознания применяли к Тэки Одулоку — неизвестно, но он подписывал все, что ему скажут.
Из заявления Крейновича Ю. А. от 21.03.1955 года в военную прокуратуру Ленинградского военного округа:
«На одном из допросов следователь Куберский сказал мне: «Слушай, Крейнович, и жить умирать и не жить умирать. Дай-ка я поужинаю с тобой. Я закажу вина, ужин, мы посидим ... (неразборчиво) и ты подпишешь, что нужно. Охота тебе мучиться и сопротивляться. Вот Спиридонов живет у нас в отдельной камере, получает из нашего ресторана завтраки, обеды и ужины, читает книги и подписывает то, что требуется. Хочешь, мы и тебя устроим... (неразборчиво)».
По словам Спиридонова, перед его поездкой в район Колымы Лукс якобы сообщил ему, что «малые народы Севера при Советской власти обречены на голод и вымирание, что в связи с принятыми партией темпами индустриализации страны положение этих народностей еще больше ухудшится и что они, эти народности, должны надеяться только на интервенцию и захват Японией северных районов Дальнего Востока и Якутии». После чего Лукс якобы предложил ему «вступить в организацию в Хабаровске, связанную с деловыми кругами в Японии».
Из протокола допроса Никифорова от 15 мая 1937 года:
«Намечалось на основе федерации образовать из малых народностей Севера — тунгусов, чукчей, камчадалов, якутов и прочих проживающих в ДВК и Якутии — самостоятельное государство под протекторатом Японии. Экономико-хозяйственное развитие этих районов мы намечали направить по линии создания промысловых хозяйств по типу Аляски, о чем у организации имелась договоренность с японскими правительственными кругами. Организация ставила себе задачу всемерно противиться проведению политики индустриализации и коллективизации Севера».
Далее Одулок назвал 11 фамилий тех, кто якобы входил в эту организацию во главе с давно погибшим Карлом Луксом. Все они были арестованы и получили сроки. 8 января 1938 года Николай Спиридонов по приговору трибунала Ленинградского военного округа был приговорен к высшей мере наказания.
По разным данным, Тэки Одулок был расстрелян 14 апреля или погиб в заключении 17 марта 1938 года. Детского писателя реабилитировали посмертно только в 1955 году.
Вместо эпилога
Как говорится, не рой яму другому. Следователь Виталий Куберский, который вел дело, дослужился до должности помощника начальника отделения по контрразведке в Финляндии. В 1939 году, когда закончилась «ежовщина», его сначала перевели на работу в Киргизию, а затем привлекли к уголовной ответственности за нарушение законности при ведении следствия. Помимо сфабрикованных дел, следствие очень интересовали, куда делись две печатные машинки, изъятые у Тэки Одулока. Куберский получил 10 лет лагерей, но был освобожден в мае 1942 года. Служил в армии до 1946 года, потом работал в Петрозаводском стройуправлении.
Татьяна КРОТОВА
В статье использованы материалы из открытых источников и Фонда Вениамина Йоффе. Иллюстрация из повести «Жизнь Имтеургина старшего»