Главная » 2024 » Декабрь » 21 » Ученик Мейерхольда в Якутске

Ученик Мейерхольда в Якутске

Мало кто знает, что в нашем Русском театре в годы Великой Отечественной войны работал один из любимых учеников режиссера, теоретика и практика театрального гротеска Всеволода Мейерхольда. Павел УРБАНОВИЧ не только был задействован во многих якутских постановках, но и открыл в городе первую двухгодичную театральную студию, в которой преподавал биомеханику — систему упражнений, помогающую актёру прокачать свои физические данные. В 1945 году он стал заслуженным артистом республики, а еще через два года Павлу Владимировичу дали звание народного артиста ЯАССР.

Павел появился на свет 10 января 1898 года в городе Слоним Гродненской губернии. Его отец был местным чиновником, а мать — домохозяйкой. Когда началась Первая мировая война, вся семья была эвакуирована в Рязань, где юноша устроился в местный военкомат. В неспокойные годы Гражданской войны он занимался вопросами культурного просвещения красноармейцев и организовывал работу гарнизонных клубов.

Именно в Рязани молодой человек впервые столкнулся с таким явлением как театральная самодеятельность. И уже спустя некоторое время возглавил городскую театральную студию, с которой объединилась в 1920 году его красноармейская мастерская. Новое объединение получило название театральной студии Рязанского военного округа. Здесь герой нашего повествования познакомился и подружился с артистом-красноармейцем Герасимовым — будущим великим актером Эрастом Гариным, Виталием Жемчужным, ставшим позже известным кинорежиссером и сценаристом, и Николаем Боголюбовым, в будущем советским актером, лауреатом Сталинской премии.

Осенью 1920 года Рязанский гарнизонный самодеятельный театр вызвали на гастроли по Южному фронту и в Москву, где артисты должны были выступить на смотре-конкурсе перед крупными военачальниками. Они еще не знали, что в столице их ждет ошеломительный успех и незабываемые встречи.

Вот как об этой московской поездке вспоминал Эраст Гарин:

«Наконец, в предутренней дымке тумана проявляется фигура нашего передового, всегда подтянутого, до предела организованного и целеустремленного товарища П. В. Урбановича. Он уже был на вокзале и узнал, что поезд простоит здесь долго и надо выгружаться.

Быстро освобождаем вагоны от груза; тяжелые вещи будут доставлены транспортом, а личный состав, забрав вещевые мешки, сумки и чемоданчики, пешим ходом направляется на место своего временного пребывания в Москве. Куда? Мы не знаем.

Все знает Урбанович.

Шагом марш! И отряд двинулся в путь».

В Белокаменной коллектив стал называться Окружным самостоятельным театром Красной Армии. В один из дней к ним на спектакль пришел Всеволод Мейерхольд, недавно назначенный на высокую должность руководителя театрального отдела Наркомпроса.

В 1921 году, когда их военный театр был расформирован, Урбанович, Гарин и Боголюбов поступили в открытые Мейерхольдом Высшие режиссерские мастерские. Павел почти сразу вошел в число любимчиков Мастера, как тогда все называли знаменитого режиссера, потому что круче других преуспел в биомеханике. Надо отметить, что у Урбановича для этого были прекрасные данные — он был ловок, подтянут и имел атлетическое телосложение. Вскоре Мастер попросил своего ученика преподавать этот предмет другим студентам в открывшейся в 1924 году биомеханической лаборатории. Так молодой человек стал правой рукой Мейерхольда.

Ах, какое это было волшебное время! Учениками Всеволода Эмильевича были такие мастера сцены, как Игорь Ильинский, Михаил Жаров, Сергей Мартинсон, Валентин Плучек, Евгений Самойлов, его друг Эраст Гарин, Зинаида Райх и Мария Бабанова. В театре Мейхерхольда частым гостем был Владимир Маяковский, поставивший здесь свою «Баню» и «Клопа», театральный педагог Леонид Вивьев, министр просвещения Анатолий Луначарский, театральный режиссер Константин Станиславский, художник и скульптор Юрий Анненков и многие другие известные люди. Захаживал сюда и сам «главковерх» Лев Троцкий, который однажды по просьбе Мейерхольда даже принял участие в одном из поставленных спектаклей про Красную Армию.

Из воспоминаний Эраста Гарина:

«Он [Мейерхольд] входил в дверь в наброшенной на плечи зеленой солдатской шинели (кто-то из союзников до революции снабжал Россию такими шинелями). В зале всегда была невысокая температура. Нам, молодежи, да еще усиленно двигавшейся, это не мешало. Мейерхольд садился к полукруглой, вогнутой внутрь изразцовой печке, потягивал махорочную самокрутку (ему единственному разрешалось курить) и смотрел на нас, как бы изучая каждого. Таким он и запомнился мне, одиноко сидящим у кафельной печки бывшего особняка бывшего адвоката-златоуста Плевако. Он наблюдал за своим выводком. Был он похож на серого доброго волка. Серые глаза, серые волосы, серый френч. Глаза пристально изучающие, добрые и холодные».

А вот как вспоминал о тех временах народный артист СССР Игорь Ильинский:

«У Мейерхольда был меткий глаз, он сразу замечал талантливых людей, открывал их. Он тянулся к совершенно неизвестным еще людям и безошибочно угадывал, что их талант со временем разовьется. Так угадал он Шостаковича, художников Дмитриева и Кукрыниксов, Зощенко, Эрдмана, Олешу, Андронникова и многих других».

В 1925 году герой нашего повествования хоть и числился одним из режиссеров-лаборантов мейерхольдовского театра, но уже занимался и другими проектами. К примеру, в Театре революции он возглавлял студию, где преподавал акробатику, пантомиму, актерское мастерство и, конечно же, свою любимую биомеханику. А затем возглавил техникум, работающий при этом театре.

В 1935 году он в качестве режиссера ставит спектакли в Центральном театре Красной Армии и преподает в театральной школе, открывшейся при этом культурном учреждении. Здесь Урбанович служил до 1943 года. В годы войны Павел Владимирович много работал с фронтовыми госпитальными бригадами при Центральном доме работников искусств.

В 1944 году его направили из Москвы в далекий Якутск — работать в открывшемся в ноябре 1941 года Русском театре. Здесь он прослужил четыре года. Был худруком, главным режиссером, педагогом и заведующим учебной частью местной театральной студии, которую открыл вместе с другим известным московским актером Владимиром Бутурлиным.

Урбанович преподавал мастерство актера и биомеханику, народный артист ЯАССР Борис Баташов вел занятия по мастерству актера и художественному слову, технику речи и уроки дикции преподавала Тамара Лебедева, курс истории театра — преподаватель местного пединститута Реенгардт. Артистка балета Ленинградской оперетты Мария Жорницкая занималась с артистами бальными и западно-европейскими танцами.

Торжественный выпуск студийцев состоялся в 1947 году. Все ученики остались работать в родном театре.

В 1948 году Павел Владимирович получил новое назначение, на этот раз в Германию, где он занял должность режиссера театра советских войск и проработал до февраля 1951 года.

Вернувшись в столицу Советского Союза, он преподавал в цирковом училище и московской центральной студии циркового искусства.

Ушел из жизни ученик великого Мастера очень рано, в 55 лет.

Подготовила Татьяна КРОТОВА

В материале использованы документы из архива Русского театра и материалы и фото Ирины СИРОТКИНОЙ

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2024 Хостинг от uWeb