В Якутии появилась гора имени Михаила Николаева
На днях в Якутск из трехнедельного комбинированного путешествия по северному массиву хребта Сунтар-Хаята со сплавом по реке Сунтар вернулась группа туристов-экстремалов из спортивно-туристического клуба «Орион». С 8 по 30 июля под руководством заслуженного путешественника России, туриста с 44-летним стажем, врача-травматолога Георгия ЦЫПАНДИНА они прошли 200 километров пешком по горам и более 100 километров на катамаране, чтобы присвоить безымянной горе в ее верховьях имя первого президента Михаила Николаева.
Группа уже много лет занимается восхождениями на самые высокие горы республики и вне ее. 22 года назад одну из высочайших гор республики они назвали именем А. Е. Кулаковского в честь 125-летия писателя. В 2022 году в честь 100-летия ЯАССР две горы назвали именами основателей республики П. А. Ойунского и М. К. Аммосова.
В прошлом году две горы в отрогах Скалистого хребта также назвали в честь основателей республики Исидора Барахова и Степана Аржакова.
Рассказывает Георгий Ионович:
— Миссия нашего похода — популяризация активного образа жизни, спортивного туризма, открытие новых непройденных троп по хребту для дальнейшей организации туров по нему, испытание новой системы питания в походных условиях. Также мы планировали наречь безымянную высокую и сложную для восхождения гору именем первого президента Якутии Михаила Николаева. Все цели нами достигнуты.
— Ранее мы были в этой местности и издалека заметили видную гору, но она находится в стороне от Муус Хайа, труднодоступна, поэтому не доходили. Стоит на границе Якутии и Хабаровского края, ее высота 2727 метров.
— В 2022 году мы включали ее в свой план, но не было группового скального оборудования, поэтому отказались. В этот раз взяли с собой все оборудование. Также с нами пошли два спасателя с целью их обучения хождению по таким горам.
ГРУППА
— Итак, о команде. Как я уже сказал, были два спасателя — это Егор Гуляев, чемпион мира по мас-рестлингу, и Вадим Винокуров, борец, всесторонне развитый спортсмен.
— Самый сильный из нас — это Константин Оконешников, он тащил на себе основной груз, за что я очень благодарен ему. У него с собой были квадрокоптер и фотоаппарат, благодаря его съёмкам у нас есть замечательные фотографии.
— Наш незаменимый кинооператор — Андрей Рукавишников, думаю, такого профессионального оператора-экстремала в республике больше нет. Его жена пишет стихи, посвященные мужу и его друзьям-туристам.
— Женщины в команде — все опытные туристки: Галия Дьячковская, Мария Румянцева, Екатерина Слепцова, Нелли Пахомова, Дария Тотонова. Четыре из них ходят по горам, одна водник — Мария (клуб «Арго»). В горах не была ни разу, но выдержала все тяготы дальнего похода.
— Галия Дьячковская — участница и руководительница многих категорийных путешествий. Душа компании, никогда не унывает, всегда всех поддержит добрым словом. А если гитара в руках окажется, то поет задушевные походные песни.
— Екатерина Слепцова в прошлом учитель, сейчас массажист и турист. В первый раз она поднималась с нами на гору Афродита в Оймяконье, теперь сама водит туда группы.
— Нелли Пахомова — наш завхоз. Отвечала за питание и равномерное убывание веса рюкзаков.
ПИТАНИЕ И СНАРЯЖЕНИЕ
— Кстати, у нас нынче новая система питания: на десять человек в сутки рассчитано всего два килограмма продуктов. Каким образом мы выжили с таким рационом в тяжелых условиях?
Дело в том, что вся еда высушенная: мясо, овощи, фрукты, но питательные вещества все сохранены. Говядину перекрутили и высушили в специальном приборе — это уже суп-набор. Рыбу, жеребятину режут на слайсере тонкими ломтиками и тоже сушат, получается сытно и вкусно. Картошку для супа заготавливают таким же образом.
— Для многих из нас это было в новинку, так как раньше мы брали с собой тушенку, другие консервы, но всем хорошо «зашло», было питательно и заметно легче носить с собой.
— Также идет в ход подножный корм: ревень, корни клейтонии. Так как в высокогорье нет деревьев для дров, мы с собой берем газ. Воду пьем из рек, растапливаем снег.
— В походах мы делаем заброски, чтобы не тащить на себе продукты и снаряжение на весь длинный маршрут. Одну оставили на базе стада № 1 ОПХ «Ючюгейское», большое спасибо им и стаду № 7 за поддержку. В другом месте заброску пришлось оставить просто так, без охраны, но ни звери, ни вода не тронули ее, к счастью.
— Медведи были на всем протяжении, но к нам не приближались, так как мы издалека шумели, громче разговаривали в местах, где они могли встретиться. — Снаряжение у нас полное — и горное, и водное. Водное оставили с продуктами на месте начала сплава. Горное снаряжение — веревки, скальное и ледовое оборудование — таскали с собой. Личное горное снаряжение состоит из системы безопасного подъема и спуска со скал и ледовых склонов.
***
— Ледники из-за глобального потепления интенсивно тают, и в последние годы в горах зимнего снега практически не оставалось. Но нынче, возможно, из-за большого уровня и позднего таяния снега в Оймяконе, мы по колено шли по снегу с водой. Одежда, обувь все промокали, но мы не останавливались, потому что все равно шел дождь. Только когда выглядывало солнце, пытались хоть немного просушиться.
— На острых горных камнях сапоги, брюки легко рвутся, поэтому даже водонепроницаемая одежда в таких условиях становилась бесполезной. — В одном месте чуть не застряли из-за водопада. Отправили скалолазов Костю и Вадима лезть на 50 метров вверх. Они привязали и спустили нам верёвку, по которой мы забрались с тяжелыми рюкзаками за спиной. В другие разы путь перекрывали ледники, перевалы, приходилось также преодолевать их с веревкой или обходить издалека.
— Мы чувствовали помощь неких высших сил. Например, когда прошли реку Сунтар вброд, вода была чуть выше колена. На следующий же день вода поднялась на полтора метра, и если бы мы не перешли вовремя на тот берег, то остались бы отрезанными от мира без пропитания на долгое время. В другом месте, когда мы уже были на катамаране, высокий уровень воды нам, наоборот, помог.
— Нынче много воды, ранее такого не видел. Дождей выпало много, и прогноз обещал их и далее, но мы не могли ждать, поэтому решили продолжить путь.
— Каньоны были полные воды, с большими камнями и волнами высотой в 2–3 метра, которые и наш длинный пятиметровый катамаран с трудом преодолевал.
— В двух местах большие пороги — Кривун Сунтара и Тэйэ Хапчаҕайа. На сложных участках приходилось очень быстро принимать решения, спорить некогда. До этого все проходили инструктаж, поэтому слаженная работа всех участников команды позволила пройти эти участки без потерь. — Зная погоду наперед, до ухудшения вместо запланированных трех дней прошли оставшуюся часть маршрута за два дня. Да, пришлось напрячься, но мы успели. К тому же по пути в Якутск нужно проехать Таттинский улус, где дорога после дождей становится непроходимой.
ИМЯНАРЕЧЕНИЕ
— Кто может дать название безымянной горе? Тот, кто поднимается, оставляет записку под камнями и позже пишет в отчете, что назвал ее так-то. Данные нами в прошлые годы названия гор уже есть на туристских картах. А по внесению в общепринятые мировые карты работа ещё идёт, процедура сложная.
— Имена Ойунского и Аммосова в позапрошломгоду хотели сначала дать одним горам, но у них уже были названия, поэтому нашли другие горы.
— Есть ещё народные названия. Я заранее говорю с местными, они подсказывают, какая гора, перевал как называются. И мы уже не переименовываем их, хотя этих названий нет на туристских картах.
— Благодарим за поддержку Отделение Русского географического общества в РС(Я) и Целевой фонд будущих поколений РС(Я).
Людмила ИВАНОВА