Главная » 2023 » Февраль » 8 » В Якутске открылась выставка художника Ивана Попова

В Якутске открылась выставка художника Ивана Попова

 

Фильм якутского режиссера Любови Борисовой «Не хороните меня без Ивана» вышел в российский прокат. Кстати, фильм получил специальный приз жюри кинофестиваля стран ШОС в Мумбаи. Если еще не посмотрели, то зря: он не может не понравиться!

 Это история дружбы художника Ивана Попова с косарем Степаном Бересековым, полная приключений, тонкого юмора и глубокого сакрального смысла. В фильме ярко показаны практически все традиции якутов, бережно собираемые Иваном Поповым в экспедициях — он был еще и талантливым фотографом, и этнографом. Необычная выставка, на которой представлены работы Ивана Попова, а также реквизит фильма, ждет своих посетителей до марта.

СТРАШНЫЙ ЭНТУЗИАЗМ

 Влада ТИМОФЕЕВА, директор Национального художественного музея:

 — В начале экспозиции нас встречает изумительная телега, которая сыграла большую роль в сюжетной канве этого фильма, а также показан начальник с нагрудными и наспинными подвесками, специально исполненный как реконструкция экспоната из Музея Грасси в Лейпциге.

Дело в том, что наше правительство совместно с Национальным художественным музеем ведет такой масштабный проект, как «Материальная и духовная культура народов Якутии в музеях мира». Сотрудниками музея был составлен большой каталог, где представлена также часть экспонатов, хранящихся в музеях Германии, и огромный их пласт был собран народным художником Иваном Васильевичем Поповым.

Кроме того, фотографии, сделанные им в экспедициях по республике, имеют ныне большую популярность в сети Интернет. Истории создания этих фотографий повествуются в данном фильме. Эта выставка очень интересна, потому что она многопланова по своему составу: здесь представлены и экспонаты из коллекции нашего музея, и реквизит, связанный с созданием фильма, и творчество одного из первых профессиональных художников Якутии Ивана Попова. С преогромным удовольствием ждем наших гостей посетить прекрасную и, на мой взгляд, очень необычную выставку.

Анатолий КИРИЛЛИН, актер, руководитель строительной площадки фильма:

— Проект очень большой, мощный, впечатляющий. Так получилось, что я кроме того, что сыграл эпизодическую роль, стал руководителем строительной площадки. В бригаде было семь ребят, настолько огромный объем нужно было выполнить в кратчайшие сроки. А сундуки таскать! Каждый из семи сундуков едва поднимали четыре здоровых мужика. Тем не менее, пройдясь по выставке, некоторые вещи обнаружил впервые. А двести костюмов — подумать только! А реквизит какой шикарный — не в каждом фильме такое увидишь.

Дария ДМИТРИЕВА, художник по костюмам:

— Два года назад мне позвонил продюсер Дмитрий Шадрин и сказал: пожалуйста, очень вас прошу, сразу не отказывайтесь. Я посмотрела картины Ивана Попова и вдохновилась на сей, надо сказать, титанический, но вместе с тем благодарный труд. Получилось все аутентично, и музея достойно, это ведь наша с вами история, что приятно вдвойне.

Николай ТАТАРИНОВ, историк, консультант режиссера:

— Якутское кино создается на страшном энтузиазме. Впервые я принял участие в съемках. Это был, по сути, передвижной мобильный музей, причем из реальных музеев нам реквизит для съемок доверяли, а это страшно ответственно! Постоянные переезды с места на место: утром загрузились — и в путь, назавтра вновь новые места. Я этот чорон (в фильме есть огромный старинный чорон. — Я. Н.) специально упакованным в кофры в руках перевозил бережно, как ребенка.

Настолько же бережно к нам относились только оба наших режиссера — Люба и Настя (второй режиссер. — Я. Н.), именно поэтому я с большой готовностью носил через узкий мостик теленка, сильно при этом брыкавшегося, хранил труп сухой лошади, который собрал по частям в балагане мертвых, и таких историй масса.

Мы снимали в оригинальном доме Ивана Васильевича Попова, где он жил и умер. Дому уже больше ста лет. Представьте мое состояние, когда я одалживаю в музее настоящие вещи этого замечательного художника и привожу их в его дом спустя сто лет — только благодаря магии кино такое представляется возможным. И даже немного корил себя за то, что до этого не знал стольких подробностей биографии Ивана Васильевича, а ведь он сохранил для нас огромный пласт нашей культуры. Роль и участие одной личности в сохранении нашей истории попросту колоссальны!

Второе название фильма «Кэрэни көрбут» — это не только о той красоте, от которой терял сознание Степан Бересеков, но и об Иване Попове, который не просто видел всю эту красоту, но и умел сохранять ее в виде картин и фотографий. Для меня было огромной честью принять участие в создании этой чудесной картины.

С преогромным удовольствием «ЯВ» пообщался с исполнителем главной роли фильма Александром ЧИЧАХОВЫМ:

— Александр, это ваша первая роль в кино?

— Раньше снимался в эпизодах — в фильмах «Муммуттар» и «Журавли над Ильменем». А главная роль впервые досталась, и тут нам всем очень повезло с режиссером — Любовью Борисовой. Именно режиссер на площадке создает атмосферу, а она была спокойная, очень миролюбивая. Мы все подружились, поэтому и трудностей не замечали.

— Ваш герой близок вам по характеру?

— Очень!

— Вы столь же тонко чувствующий, что от красоты способны и в обморок упасть?

— Способен, — смеется.

— Как вы находите Дариуса Гамаускаса (исполнитель роли Ивана Попова. — Я. Н.)? Похоже, он очень задумчивый и неторопливый человек.

— Именно так. Задумчивый и неторопливый. Очень серьезный. Но мы с первых дней нашли общий язык, а потом и подружились, так что сниматься с ним было легко. К тому же наша природа умеет покорить сердце любого человека, а уж мне якутское лето завсегда в радость! Очень благодарен всему коллективу, работавшему над созданием картины: прекрасные люди, бесценный опыт, доброе кино.

— Где вы работаете? Расскажите о вашей семье.

— Работаю в Ойской средней школе учителем технологии. Моя супруга — тоже учитель в этой же школе. У нас трое детей — два сына и дочь. Хобби? Играю в народном театре.

ПИСЬМА ЛЬВА ТОЛСТОГО В ЯКУТИЮ

А еще мы беседуем с Иваном ПОПОВЫМ, внуком Ивана Попова, тоже художником.

— Иван, каковы впечатления от картины?

— Очень теплые. Картина тоже теплая получилась, если так можно выразиться, душевная. Мы с братом смотрели, как снимается фильм, и я ловил себя на мысли, что реально попадаю в прошлое, даже в то, которого не видел, но хорошо знаю о нем по рассказам папы. От лица семьи хочу поблагодарить всех участников съемочного процесса и, конечно, талантливого режиссера Любовь Борисову.

— Мне запомнилась девочка, отлично сыгравшая дочь Ивана Попова. Сильный характер!

— Девочка Кира гениально сыграла нашу любимую тетю Фомаиду Попову.

— Какое необычное имя. Была такая святая Фомаида.

 — Нашу тетю мы тоже считали святой. Она была невероятно доброй. А как готовила вкусно! Любила петь песни, плела коврики из камыша, одним из хобби были вырезки из журналов о культуре, в частности о художниках, которыми очень живо интересовалась. Фомаида Ивановна работала фельдшером. В 50-е годы Таттинский улус страшно накрыла малярия, с которой она боролась до последнего.

— У вас династия художников и медиков.

— Это правда. Дедушка не только писал, но и лечил, реально спасал людей. Его друг Прокопий Сокольников (в фильме ведется повествование и о нем тоже. — Я. Н.) был первым профессиональным врачом из народа саха, который обучался на медицинском факультете Императорского Московского университета у таких титанов медицины, как Иван Сеченов, Николай Склифосовский, и основоположника педиатрии Нила Филатова.

После учебы он был назначен лекарем в Чурапчу и обслуживал территорию нескольких улусов, выезжая к пациентам на лошади, причем врачом он был многопрофильным — и роды принимал, и операции выполнял, и деток лечил. Дед тоже не раз противостоял эпидемиям оспы, брюшного тифа, малярии, кори, не боясь заразиться.

Кстати, Прокопий Несторович был дружен со Львом Толстым, который уважительно отзывался о своем якутском друге и был благодарен за помощь, которую Сокольников оказывал ссыльным духоборам. Их переписка длилась много лет. Папа, а звали его тоже Иваном, очень любил своего отца, рассказывал, что маленьким постоянно ходил за ним хвостиком. И рисовал на стене за камином, да и на самом камине углем. Бабушка хотела побелить, но дед велел не трогать произведение искусства. Папа тоже пошел по его стопам, став художником. Сын старшего сына Ивана Попова Святослава тоже стал художником. Кстати, по маминой линии много медиков, моя мама Люция Саввишна — хирург-онколог.

— Иван, расскажите о себе, пожалуйста.

— Учился в 9-й школе, потом перевелся в 31-ю. После закончил Якутское художественное училище и Красноярский художественный институт. Работаю в краеведческом музее. Женат. Дочь учится на художника. У меня есть два брата: средний работает в «Сахапечати» художественным редактором, младший — в Институте космофизики.

— Удалось вам завершить папину работу — памятник прадеду Димитриану Дмитриевичу Попову (протоиерей, этнограф, миссионер, переводчик священных текстов на якутский язык, основатель первой школы в Ытык-Кюеле. — Я. Н.)?

— Да, памятник прадеду установили рядом с часовней.

— Как идут дела с написанием якутской иконы (однажды «ЯВ» делал интервью с Иваном по этому поводу. — Я. Н.)?

— Идут. Возможно, не так быстро, как хотелось бы, но написание икон — в целом дело небыстрое. Я стараюсь.

Яна НИКУЛИНА.

Фото автора

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2024 Хостинг от uWeb