Главная » 2023 » Июль » 10 » Вихрь-холорук по старым народным представлениям

Вихрь-холорук по старым народным представлениям

И когда стоит жара, и когда происходят летние перепады температуры, появляются вихри. Начиная с мая и особенно сейчас самое время для вихрей, что время от времени и наблюдаем на полях, пыльных проселочных дорогах, иногда и в городе.

РАЗНОВИДНОСТИ ВИХРЕЙ

Пылевой вихрь — явление, представляющее собой вихревое движение воздуха, возникающее у поверхности земли днём в малооблачную (обычно жаркую) погоду при сильном прогреве земной поверхности солнечными лучами. Как в народе представляют, это происходит из-за борьбы встретившихся холодного и горячего воздуха.

Вихрь имеет вертикальную (или слегка наклонённую к горизонту) ось вращения; высота составляет обычно 10–20 м (в ряде случаев может достигать несколько десятков метров), диаметр 1–5 м, время существования — от нескольких секунд до 1–2 минут. Вихрь поднимает с поверхности земли пыль, песок, камешки, мелкие предметы, перенося их порой на значительное расстояние, исчисляемое сотнями метров.

Самый распространенный у нас здесь вариант вихрей. У якутов обыкновенный пылевой вихрь называется «холорук». За рубежом это атмосферное явление прозвали dust devil (песчаный дьявол). Правда, это больше разговорный термин. Смерч-вихрь — вертикальный вихрь, образующийся в результате подъёма более нагретого воздуха от поверхности земли. Смерч-вихри, в отличие от обычных смерчей, развиваются снизу вверх, а облако над ними если и образуется, то является следствием вихря, а не его причиной. У якутов — хара холорук (черный вихрь). Название произошло не столько от цвета пылевого вихря, а сколько от крупности размера и силы. Смерч (у отечественных метеорологов под смерчем понимаются вихри на воде, а сухопутные называют «тромб») спускается сверху с облака. В наших краях это явление практически не наблюдается. С вихрями у различных народов связаны всевозможные суеверные представления. Некоторые из них весьма схожи в разных культурах.

У РУССКИХ

В восточнославянской мифологии вихрь — это нечистый, опасный для людей ветер, производимый нечистой силой или являющийся её воплощением. В народе считалось, что причина вихря в том, что это крутятся, вращаются и дерутся между собой играющие свадьбу черти, ведьмы, полудницы, лешие, кикиморы, шишиги и др. Также старинные люди думали, что вихрь мог возникнуть в результате смерти человека, особенно когда человека убили: «неупокоенная душа» мертвеца летает. Вихрь возникает в полдень или полночь, чаще летом, в засушливое время или перед дождём или грозой, а также в Преображение Господне. При этом вихрь образуется на пыльной дороге, в поле или в лесу, иногда внутри печной трубы, а также на месте «неправильной» смерти. Согласно старинным представлениям, вихрь выглядел как столб пыли, в котором крутятся солома, листья и всякая мелочь. Он мог видеться черным или огненным, с большими загребущими руками. Это всё объяснимо. Пыль, пепел, земля, дым, поднимаясь на воздух под воздействием вихря, окрашивали в темный цвет и его. При пожарах (особенно лесных) вихрь-смерч мог быть и огненным. А руки — нередко крупный вихрь имеет в окружении небольших своих «собратьев», — иногда касаясь основного столба, образуют на короткое время сложные фигуры. По суеверным представлениям, в вихре можно было увидеть демонов разного вида, для этого поворачивались к нему спиной, нагибались и смотрели между ног. Также смельчаки смотрели на вихрь с целью увидеть черта через левую руку, через рукав кафтана или вывернутую рубаху. Вихрю приписывали способность валить деревья, срывать крыши домов, разбрасывать сено, раскручивать холсты. Он мог подхватить человека и унести вдаль или ударить о землю. Считалось, что вихрь может вызвать у человека, всего-то обдав пылью, физические (моровая язва, паралич, искривление лица, онемение, глухота, колтун, выкидыш, слабость живота) и психические (падучая, слабоумие, «бесноватость», кликушество, помешательство) заболевания. Может навести на человека порчу, вызвать несчастливый брак, принести прочие несчастья и даже смерть или сделать ясновидящим. Вылечиться же от принесенных вихрем болезней считалось невозможным. По другим представлениям, могли помочь специальные заговоры и различные обереги и обряды. «Вихревые» болезни якобы предотвращало купание в ледяной еще воде на Благовещение. Прогнать вихрь, считалось, возможно было плевком, киданием в него латунной пуговицы, деревянного дрына или камня. Считалось, что нельзя показывать вихрю кукиш и лицо, разговаривать при нем, бросать в него нож. Ничего нельзя шить из ткани, закрученной вихрем, носить одежду, в которой попал в вихрь (пока не выстираешь или не обкуришь). Вихрь, получается, в народном понимании передает свои «нечистые» свойства предметам и явлениям, на которые он якобы воздействовал. В русских заговорах вихрь прозывался помощником говорившего колдуна. Считалось, что определенного типа вихри уносили болезни человека прочь, впрочем, присваивая их другим встреченным людям. Вихрь упоминается в ругательствах — при этом запрещено было ругаться на детей: «носи тебя вихрь». Считалось, что вихрь снился к заботам и хлопотам.

 У ЯКУТОВ

Во многом у якутов представления о вихре-холорук совпадали с вышеозначенными мифами. Считалось, что в виде сильного непрозрачного темного вихря путешествуют по Срединному миру Орто дойду демоны-абааhы. Менее сильные вихри — это души шаманов и удаганок, отправившиеся во время своих камланий в путешествие по сферам Трех миров, либо души тех ойуунов, которые в силу каких-то негативных причин не смогли отправиться в шаманский загробный мир Дьабын и вынуждены, превратившись в юер (неупокоенные души, тревожащие мир людей), вечно скитаться в Срединном мире. Легкие прозрачные вихорьки, которые наблюдаются весной и в начале лета, — в таком виде якобы путешествуют духи зеленой растительности эрэкэ-дьэрэкэ, дети богини — покровительницы людей, посредницы между небожителями и человеческим родом Иэйэхсит. От касания и дыхания эрэкэ-дьэрэкэ распускаются листья и ростки на растениях, зеленеет трава. Другая обязанность духов растительности — это облет стойбищ всех живых людей и составление так называемой Белой Грамоты — Юрюнг Сурук (поименного списка тех, кому нынче предстоит остаться в живых; кто не попал в этот список, якобы умирает). В этом функции эрэкэдьэрэкэ схожи с зимней работой водяных духов сюллюкюнов, вылезающих ради этого из прорубей во время якутских святок — Танха. Те тоже составляли списки — Черную Грамоту — Хара Сурук. Только в том списке имена тех, кому, напротив, предстоит нынче умереть. Особенно в заречных улусах бывают (редко, но бывают) разрушительные пылевые вихри. Настолько сильные, что порою оставляют за собой в лесу небольшие просеки, вырывая молодые деревья с корнем. А вихри, которые разбрасывают стожки заготовленного сена, равномерно распределяя пучки по лугу, — это в некоторых местах дело обычное. В старину думали, что если холорук закрутит человека и тот не устоит на ногах, то либо заболеет падучей, либо сойдет с ума, либо умрет. Якут не любит вихри-холорук. Некоторые пожилые до сих пор испытывают суеверный страх перед большим вихрем. Потому особенно раньше якуты противодействовали им как только могли. Лучшим средством борьбы с вихрем является его «убийство».

Вот как это выглядело еще в недавнем прошлом. Якобы в центре большого вихря можно увидеть что-то черное, шарообразное величиной с кулак. О таком народном представлении сообщает нам исследователь родной культуры, реалист-просветитель, один из основателей якутской художественной литературы А. Кулаковский. Мол, этот темный шар и является «иччи» (хозяином) вихря. А «иччи» этим мог быть и абааhы, и душа-кут зловредного черного шамана или удаганки, вздумавшей навести порчу на кого-нибудь. Чтобы уничтожить «хозяина» вихря (отчего вихрь в сей момент распадется), следовало метнуть нож и попасть именно в ту сердцевину. Нож метался левой рукой наотмашь (горизонтальным движением руки в локте изнутри наружу) хватом за рукоять.

Коневоды, путешествующие часто в одиночестве путники, бродяги, в старину наслушавшись подобных суеверий, часто с младых ногтей приобретали привычку носить второй нож (основной на поясе висит) в правом рукаве. Одним движением выхватывая нож за рукоять из рукава, метали точно в цель. Овладевший таким навыком путник както чувствовал себя увереннее при встрече с вращающимся «абааhы». В фольклоре описываются случаи, когда эдакий молодец точно метает в «сердце» вихря нож и тот распадается. Позже парень слышит, что живущий недалеко шаман внезапно умер или у него неизвестно кем выбит глаз. Старики, которых мы помним в детстве, всегда призывали вести себя тише в тайге, местах, где раньше жили люди. Не кричать, не смеяться от нечего делать, не балагурить почем зря. А в некоторых местах запрещали стрелять. Мол, на перекрестках и развилках проселочных дорог, да и просто в дорожной пыли могут лежать отдыхать злые и добрые духи, шаманские души, неприкаянные души незахороненных мертвецов. Тревожа их громкими звуками, можно якобы навлечь на себя их недовольство — мол, могут восстать из пыли в виде вихря-холорук. Конечно, бред с точки зрения современного человека. Не знаю отчего, но действительно есть места, где в определенные сезоны и соответствующий жаркий период от резкого звука возникают вихри. Не зря, видать, полка на кремневом механизме старинных ружей якутами называется «холорук» (а вслед за этим и полка для икон в красном углу юрты так же называлась в прежние годы). Хотя, может, и совпадение.

Владимир ПОПОВ.

Фото:naturae.ru

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2024 Хостинг от uWeb