Главная » 2022 » Июль » 14 » Виртуальный музей горожан: издание туземного кружка

Виртуальный музей горожан: издание туземного кружка

 

Горожанин Айхал Кузьмин принес в редакцию и показал нам уникальное издание Туземного краеведческого кружка при Томском государственном этнолого-археологическом музее. На обложке над грифом ведомства рисунок с изображением чума, похоже, из бересты и коры, а также изображены те самые «туземцы». Название книги «Опыт программы исследований поселения малых народностей Севера». Имеется здесь же эпиграф: «Познай свой край, чтобы суметь его перестроить». Издана книга в Томске в 1925 году.

Любопытно, что печатные буквы прямым шрифтом и курсивом выполнены явно от руки. Притом не самой твердой рукой. Открываем книгу и видим, что текст и вовсе выполнен прописным почерком. Притом все это напечатано как бы типографским способом. Что за чудо-юдо?

Если присмотреться к обложке, то внизу можно вычитать, что напечатано стеклографическим способом в Томском типографском издательстве тиражом всего 200 экземпляров. Итак, стеклография. Это способ воспроизведения текста и простых рисунков малыми тиражами с использованием принципов плоской печати. Печатная форма изготовляется на стеклянной пластине, на которую сначала наносят грунт, а затем прижимают машинописный или вычерченный специальными чернилами оригинал. Печатающие элементы образуются в результате химического взаимодействия компонентов слоя грунта и краски оригинала. Стеклография характеризуется простотой технологического процесса, однако имеет место быть и отрицательная сторона — малая производительность и низкое качество изображения.

 Давайте полистаем книгу и пройдемся по ее содержанию. Сперва идет предисловие представителя Томского ГЭАМ А. К. Иванова, обозначенное 15 июня 1925 года. В предисловии говорится, что краеведческое движение за последние годы мощно развивается и захватывает все больше глухих уголков СССР, однако же только-только понемногу начинает проникать в среду обитания малочисленных народов Севера. Между тем изучение традиционного быта этих народов крайне важно — ведь он постепенно исчезает, заменяясь новыми формами быта, культуры и жизни. Научные экспедиции после разрухи Гражданской войны и малого финансирования науки могут охватить лишь небольшие территории и слои общества. Напротив же, изучение культуры и быта отдельных «малых народностей Севера» представителями этих же народов сулит большие выгоды. Студенты вузов и техникумов из числа народов Севера знакомы с родными языками, культурой, верованиями и обычаями. Информаторы раскроются быстрее им, нежели исследователям-чужакам. Далее текст сообщает, что Туземный краеведческий кружок довольно молод — работает всего несколько месяцев с 1 февраля 1925 года. Однако же национальные кадры ведут уже активную работу. Несмотря на некоторые обобщения и упущения, отсутствие финансирования, Туземный кружок за короткий срок сформулировал представленную программу исследований. И здесь мы видим «якутский след» этой программы.

Составителями данной программы выступили туземцы, члены кружка. Особенно энергичной и талантливой проявила себя представительница якутской секции А. Н. Ефимова, студентка ТГУ. Представитель музея А. К. Иванов особо выделяет ее, как много потрудившуюся для того, чтобы дать хотя бы схематическую, но разностороннюю программу, которой могли бы пользоваться киргизы, якуты, буряты, ойраты — представители основных секций кружка. Программа и создана для летней практики представителей этих секций. Всего программа имеет 60 страниц, на которых даны вопросы и уточнения по бытописанию народов, включая их материальную и духовную культуру. Притом вопросы во многом касаются старого режима, т. е. дореволюционных времен. Социальный быт, положение различных слоев, положение женщин и молодежи, основные занятия (скотоводство, охота, рыболовство, народные промыслы и пр.), вспомогательные, земельные наделы, верования и религиозные обычаи, отдельные вопросы по шаманству, где также уделяется внимание материальной стороне (как называются бубен и шаманский плащ, их детали, какой формы и какие смыслы имеют), также уделено достаточно много страниц с рекомендациями для изучения фольклора родного народа. Жаль, что мы не знаем о судьбе автора программы нашей землячки А. Н. Ефимовой. Может быть, отзовутся ее потомки или родственники, читающие «ЯВ»?

 ПАПКА СО СТАРЫМИ СНИМКАМИ

 

У меня хранится старая толстенная папка с ледериновой обложкой. Уникальность — в содержимом папки. Здесь около двух сотен альбомных листов, на которые наклеены копии дореволюционных снимков и оригиналы фотографий советского периода 1950–1970-х с видами на различные образчики старинного зодчества Якутска. Большинство фотографий дореволюционных времен нам, конечно, давно известны. Некоторые фотографии советского времени принадлежат авторству драматурга, сценариста и фотографа Айсена Дмитриевича Сивцева — Дойду. Некоторые же все-таки малоизвестны широкой публике и скорее всего сделаны народным писателем Якутии, энтузиастом музейного дела Дмитрием Кононовичем Сивцевым — Суоруном Омоллооном. По крайней мере, его руке принадлежат все подписи к снимкам. Эти надписи нашего замечательного классика якутской литературы и знатока былых времен не менее ценны, чем сами фотографии.

Подарены мне эти материалы замечательным человеком — соучредителем Союза архитекторов Якутии Михаилом Алексеевым с пожеланием и далее изучать образцы старинного зодчества, чем с удовольствием и продолжаю увлекаться. Выходит так, что этот труд был проделан специально для «Якутгражданпроекта» Суоруном Омоллооном. Однако же во время эпохи перемен многие архивные данные были утеряны, в том числе и выброшены в мусор. Михаилу Васильевичу, как человеку дальновидному, тогда удалось сохранить содержимое данной папки. Храню теперь я.

ПРЯГА

Вот такая латунная пряжка хранится в семье Васильевых. Вообще-то нам удалось за продолжительное время несколько раз увидеть металлические пряжки для ремня с обозначением «ЯРУ». Но каждый раз пряжка бывает чуть другой, чем прежние: беря в руки подобную металлическую пластину, чувствуешь благоговение. ЯРУ расшифровывается как Якутское реальное училище. Храм знаний для дореволюционной передовой молодежи, часть которой, активно включившись в подпольную революционную борьбу, затем возглавила молодую Якутскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. Реальное училище называют колыбелью якутской интеллигенции. Здесь учились известные революционеры и купцы, инженеры и государственные служащие. После ремонта в 1930- х гг. в нем размещались Якутский пединститут, историко-филологический и инженерно-технический факультеты ЯГУ. По воспоминаниям студентов 50-х, широкие коридоры позволяли проводить физкультуру прямо там. В начале 2000-х здание было отдано под магазины. Было некое подобие оптовой базы из множества лавок. Затем здание заморозили. С годами реальное училище начало разрушаться. Окна и двери вынесли. Здесь собирались группы праздной молодежи, а также любители сообразить «на троих». Посетители филиала УФМС, находившегося здесь рядом, использовали руины в качестве отхожего места. Происходили пожары. Любители старины все еще надеются на реставрацию исторического здания Якутского реального училища.

 

Владимир ПОПОВ.

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2024 Хостинг от uWeb