Баайыылаах: степень богатства или наделения властью?
Якуты до сих пор говорят, характеризуя начальника или известного человека, «орто баайыылаах тойон», «орто баайыылаах киhи». Буквально можно перевести как «начальник (человек) среднезавязанный» или «начальник (человек) со средней степени узлом», что можно понять как «начальник среднего звена» или, если это относится не к начальнику, то «среднестатистический человек». Этимология слова очень любопытна.
ПРОЛОГ
Буквально на днях поговорил со старинным товарищем — знатоком истории Якутии и Якутска Пантелеймоном Петровым. Он сообщил, что его коллега Андриан Борисов вообще-то правильно сравнил прилагательное «баайыылаах» с трехузловой печатью, которую воевода Петр Головин выдал намскому князьку Мыымаху, известному тем, что в свое время в 1634-м был во главе восстания против завоевателей, а позже, оказавшись снова в центре новых волнений, саботировал их, уговорил разойтись по улусам.
Намский Мыымах и борогонский князек Лөгөй в таком качестве и вошли в якутский фольклор. Ну ладно. Мы здесь собрались не для того, чтобы оценки историческим личностям ставить.
Я помню, что Пантелеймон Петров давным-давно считал, что Мыымах наверняка звался Маамык — в результате метатезы гласных звуков это вполне объясняется. Маамык — это типа аркана, но в данном случае это титул того, кто носил на шее знак своего начальственного титула — веревку с узлами. Теперь П. Петров на основе сказанного коллегой развил идею, что действительно могли быть начальники с одним узлом на нашейной веревке (из чего и какого вида она была, мы не знаем). Были с двумя узлами на нашейной веревке — среднего звена князьки (орто баайыылаах). А также с тремя узлами — үс баайыылаах — главы крупных родов. П. Петров в беседе осторожно отметил, что «баайыы» возможно от «баай», т. е. не только от глагола «вязать», но и от омонима «богач; богатство». Тогда получается градация не столько в самих узлах, а они обозначают лишь степень богатства и влияния человека на свой и окружающие роды. Опять же «үс баайыылаах» («с тремя завязками-узлами») явно соотносится с трехузловой печатью. П. Петров развил передо мною мысль: на трехузловой маамык Мыымаха воевода Головин мог поставить печать. Залить средний узел кляксой олова или свинца и поставить печать с двухголовым орлом Якуцкого острога, наделяя Мыымаха полицейскими обязанностями над своим народом. И тут же Головин начал раздавать приказы. Съездить к тому-то, поговорить-образумить. Стоп, Пантелеймон Пантелеймонович, говорю я, и у меня есть что сказать по этому поводу. «Баайыы», скорее всего (да стопроцентно), от средневекового тюркского «байса» (фирман), происходящего от китайского «пайцза», знакомого нам по истории монгольских завоевательных походов. Однако давайте по порядку.
ЗАГЛЯНЕМ К ТОКАРЕВУ
Мысль дернулась: надо полистать труд Токарева. Все-таки с детства читал монографию С. Токарева 1945 года издания «Общественный строй якутов XVII века», кое-что оттуда помню наизусть. Вот зачитанный до дыр томик. Вот оглавление, а вот аккуратные закладочки между страниц с кратким указанием ключевых слов — почерк моего отца. Вот про Головина и Мыымаха: «Еще до восстания 1642 г., в феврале этого года, посылая в Намский улус атамана Осипа Галкина с казаками, воевода Головин писал князцу Мымаку: «И он бы Мымок государю послужил, ныне б ехал по всему своему улусу с ним Осипом, и которые якуты подростки и захребетники государю ясаку с себя преже сего не давывали, и он бы Мымок тех якутов всех ему Осипу и целовальнику Юшке указывал...». Сейчас же после ликвидации восстания Мымак облекается еще более широкими полномочиями: «Того же числа (28/IV) дана печать государева с тремя узлами намскому князцу Мымаку, и велено ему с тою государевою печатью послать сына своего да племянника своего Ибеева сына да Чегуная к бетунскому князцу Будую з детми да к Баге з детми дак Багазакову брату и Ченчюкаю с племянником, и велено им говорить, чтоб они отдали кобылы и кони, все что взяли у Ортуевых детей (во время восстания), им Ортуевым детям, а сами бы не ходили никуда, жили бы на прежних своих житьях на Тарагане, а дале бы никуда не ходили». Мы видим, как воевода использует авторитет крупнейшего тойона, доказавшего свою лояльность во время мятежа, авторитет его среди якутского населения даже других волостей и прямо наделяет его полицейскими функциями, как своего агента». Да, действительно, есть там этот сюжет с передачей князьку трехузловой печати. И действительно наши современные историки правы. Носили этот знак с тремя узлами на шее крупные родоначальники, а у Мыымаха за лояльность к завоевателям еще и с печатью. Печать государева.
ГОСУДАРЕВА ПЕЧАТЬ
В XVII столетии у государя Русского царства было три печати. Опять три! В XV–XVI веках на смену свинцовым вислым печатям пришли восковые печати — черные, желтые, темно-коричневые и красные, — которые в конце XVII века сменили сургучные печати.
Печати имели великие князья и их посадники. В течение всего московского периода государственная печать прилагалась ко всем актам вместо подписи великого князя или царя. Начиная, по крайней мере, с Ивана Грозного, известно три типа печатей, каждая из которых обладала своей степенью важности и использовалась по необходимости при заверении грамот: большая государственная или «Росийского Царства» с двуглавым орлом и полным «титлом» (титулом) для дипломатических сношений изначально со всеми независимыми, а позднее с важнейшими странами; складная двусторонняя (на одной орёл, на другой обыкновенно «ездец») «кормленая» с сокращённым титулом для жалованных грамот и дипломатических сношений с остальными суверенными правителями и примерно такого же размера односторонняя «воротная» (от того, что думные дьяки носили её на шее) с таким же титулом для остальных документов, включая грамоты к калмыцким тайшам. Вероятно, последнего типа печатью и поставили оттиск на трехузловой ошейник Мыымаха. Из чего мог быть этот фирман, наделяющий властью? Свинца в виде пуль пищалей было много, завозили и олово. Вероятнее всего, из них и сделали «дощечку» для государевой печати с орлом.
БААЙЫЫ — БАЙСА — ПАЙЦЗА
И вот мы подошли к подведению итогов. Больше чем уверен, якутское «баайыы» связано со средневековым тюркским понятием «байса». У китайцев — пайцза 牌子 [пайцзы] (дощечка; табличка), у тюрков — байса, басма, у монголов — гереге (верительная бирка, металлическая или деревянная пластина с надписью, выдававшаяся китайскими, чжурчжэньскими, монгольскими правителями разным лицам как символ делегирования власти, наделения особыми полномочиями). Носилась при помощи шнура или цепи на шее либо на поясе.
Время введения в оборот пайцз в точности неизвестно, но уже в летописях династии Тан (620–901 гг.) упоминается о существовании серебряных дощечек, длиной в 5 и шириной в 1,5 дюйма, с надписью: «Серебряная дощечка для проезда на казенных лошадях по Государеву повелению». При династии Сун (960–1279 гг.) употребление пайцз в Китае значительно распространилось. Пайцзы бывали деревянные, медные, серебряные и золотые; иногда украшались драгоценными камнями. Китайские источники 1220-х годов сообщают о пайцзах, использовавшихся в Монгольском государстве в ранний период, при жизни Чингис-хана. Сохранилась ли у якутов эта традиция с тех пор, как некоторые их предки жили в степях современных Китая, Монголии и Прибайкалья? Или трехузловыми шнурами с государевой печатью начали наделять лояльных родоначальников лишь русские воеводы? Это предстоит выяснять уже профессиональным историкам.
****
Прообразом герба Якутска была печать Якутского острога. По росписи 1692 года она выглядела так: «На великой реке Лене в Якутском остроге печать государева — орел поймал соболя, а около вырезано: «Печать государева новые Сибирские земли, что на великой реке Лене»». Какой она была в 1642 г., не совсем ясно
Владимир ПОПОВ.