Главная » 2022 » Февраль » 15 » Битии. Сакральный танец помощников белых шаманов

Битии. Сакральный танец помощников белых шаманов

Среди старинных народных танцев якутов практически нет чисто развлекательных плясок. Все известные танцы имеют обрядовый характер и выполняют тот или иной магический функционал. Тот же осуохай, известный всем якутянам, посвящен небожителям Айыы. Не зря основой якутского слова үҥкүү — танец — является корень үҥ — молиться, поклоняться, кланяться. Среди этих обрядовых танцев есть и вовсе сакральные. Наш сегодняшний рассказ о танце «битии».

ЛЕВОЕ КРЫЛО, ПРАВОЕ КРЫЛО

В пору, когда айыы ойууна (шаманы светлого толка), или, как по-другому их называли, бахсы (учитель), были столь же многочисленны, как и обыкновенные шаманы, путешественники по сферам Нижнего мира, тяготеющие к темному началу, как считают этнографы, имели помощников. У черных шаманов это кутуруксуты — «хвостовые помощники», которые помогали одеваться в костюм (өhүк саҕах, куму), готовить атрибуты (греть на пламени камелька кожаную мембрану бубна) перед камланием, а затем во время процесса пляскихамнаа удерживали шамана за веревку, чтобы он «не улетел» (вероятно, чтобы в экстазе не упал или не врезался в стены юрты-балагана).

У белых шаманов во многих ритуалах были задействованы также помощники иного рода, чем профессиональные «оруженосцы» — кутуруксуты. А именно в зависимости от проводимого обряда шаману Айыы требовались несколько юношей и девушек — для исполнения священного танца «битии» (можно перевести как «топотание»). Обязательное условие для них — чистота и беспорочность. Подбирали детей 12– 16 лет. Обыкновенно разных возрастов, чтобы стояли друг за другом по росту. Светлый шаман обучал их, в какой момент ритуала выполнять тот или иной элемент движения, что и как говорить.

В принципе, это было несложно повторить, поскольку, изучив основные элементы исполняемого танца и произносимых словосочетаний, следовало во время церемонии лишь беспрекословно повторять действия и слова шамана. Шаман называл этих своих помощников «битииhит», т. е. исполнители танца «битии». В основном это были девять юношей и восемь девочек. Иногда их количество было другим. Например, при призывании души ребенка бездетной семье светлый шаман приглашал по семь юношей и девушек. В других случаях количество тоже могло разниться.

Чаще всего обряды со светлым шаманом и его битииситы происходили в лошадином загоне. Коллектив становился клином: юноши — справа от шамана, девушки — слева. Считалось, что парни олицетворяют собой журавлейтуруйа, а девушки — стерхов-кыталык. Это передавалось в хореографии танца в виде плавных попеременных махов вверх и вниз руками перед собой. Движение на себя в начале танца означало призывание и получение благодати от небожителей Айыы, а движение от себя ближе к концу — дар этой благодати собравшимся на ритуал.

В то же время способ перемещения битииситов, то самое топотание-битии, указывает на культуру движения священного для якутов создания — коня. Танец исполнялся в начале медленно, затем темп движения заметно убыстрялся, а потом и вовсе топотание пятками во время продвижения вперед превращалось в барабанную дробь и даже при незначительном весе тел исполнителей, все же вступая в резонанс, вызывало вибрации земли и пространства в целом. Получался вполне убедительный для зрителей призыв добрых духов, практически вгоняя всех присутствующих, и не только исполнителей ритуальных движений, в измененные состояния сознания, то есть транс.

Итак, биомеханика движений «битии» была анималистичной, т. е. подражающей звериным движениям. По характеру смешанная — птичье-лошадиная. Основывающаяся на мифологических представлениях якутов о крылатых конях, посвященных добрым духам Айыы. Коня с белым рисунком на лопатках — дьаҕыл — якуты называли крылатым. Видимо, их и олицетворяли помощники светлого шамана.

До сих пор артистов (зачастую в отнюдь не юниорском возрасте) в роли битииситов можно видеть на церемонии открытия любого ысыаха (летнего праздника якутов) как сопровождающих благословителяалгысчыта. Правда, другое дело, что при этом современные исполнители лишь семенят ступнями в стиле Чио-Чио-Сан, а должны были именно топотать. Действительно, в старину каждый ысыах сопровождался танцами битииситов. Также битииситы сопровождали шамана (и даже после исчезновения института светлого шаманства) в таких ритуалах, как Айыыhыты тардыы (Призывание богини Айыысыт — испрашивание души ребенка), Ынахсыты тардыы (Призывание трех божеств, отвечающих за рождение и благополучие крупного рогатого скота — Тумэдьиин Тойон, Мунхадьыын Хотун и Күннэккэй Куо), уруу сиэрэ (свадебные обряды), куту кетеҕүү (поднятие души усопшего при погребальном обряде), кымыс үрдэ (ритуал освящения созревшего кумыса) и в ряде других.

ТОПОТАНИЕ ШАМАНА

Ранее я упоминал, что много сведений по якутской этнографии я получил от своего отца. По части шаманизма мой отец многое выведал, будучи любознательным ценителем старины еще в довоенное время, у шамана, к тому времени отказавшегося от своего искусства и в силу чего ослепленного его шаманскими духами, Н. Яковлева, известного как Курууппа Ойуун. Тогда Курууппа часто приходил к моему деду Василию и иногда подолгу оставался в гостях.

Мне в свое время удалось записал во всех подробностях сведения по шаманской культуре движения хамнаа. Движения шамана имитировали его духов-помощников: орла, ворона, гагару, сокола, лебедя, железную рыбу и т. д. Сам шаман с бубном представлял собой усредненный сборный образ птицы-жеребцарыбы. Он должен был доскакать на коне-бубне до определенного места. При этом его перемещения в юрте, где проходило камлание, имитировало рысцу, галопирующий бег, а на кэрдии — площадках для отдыха при подъеме в Верхний мир или спуске в Нижний мир — шаман подражал движениям стоящего коня — фыркал, мотал и кивал головой, пускал по телу мелкую дрожь, ложился и кувыркался, словно жеребец на зеленой траве переворачивается через спину. Затем, опять подкидывая колени выше пояса или захлестывая голени назад, бежал дальше. Добравшись до Высокого моря Кындыа Байҕал, шаман превращался в гагару и нырял вниз головой.

Далее в гибельных водах мог превратиться в железную щуку. Воспаряя в небесные сферы, он превращался в лебедя или сокола-пустельгу. Все это отражалось в телодвижениях шамана. По мнению Курууппа Ойууна, битии являлось самым настоящим шаманским действием. При отсутствии бубна и других приспособлений (небесной плети дьалбыыр и прочих) шаман мог вгонять себя в транс одними лишь движениями хамнаа, где неистовое топотание пятками («битии») выступало основным элементом. Это и протаптывание тропы в неизведанных далях Трех миров, это и призыв духов (заменитель шаманского бубна, когда топотание выступает ударами колотушкой, а мембрана бубна заменяется землей), и способ вогнать себя в транс.

ВИБРОГИМНАСТИКА АКАДЕМИКА МИКУЛИНА

 Выше я упоминал, что традиционная манера топотания при «битии» уступила у современных исполнителей свое место мелкому семенению, имитирующей походку японки, одетой в традиционное кимоно. В силу этой перемены принципа движения теряется не только и не столько сакральный смысл, а явно присутствовавший оздоровительный эффект, позволявший даже довольно пожилым шаманам в двухпудовом шаманском костюме двигаться продолжительное время. По логике регулярное ношение тяжелого костюма должно вызывать у шаманов сердечнососудистые заболевания — «садится» сердце от сверхнагрузок, страдают от варикозного расширения вен нижние конечности. Однако, судя по всему, этого не происходило. Возможно, благодаря вибрационному топотанию «битии»?

Академик АН СССР Александр Микулин, главный конструктор Московского авиамоторного завода им. М. В. Фрунзе, в своем пожилом возрасте в силу сидячего образа жизни заработал кучу болячек. На пенсии главный конструктор, прекрасно разбиравшийся в технике и уподобивший в своих воззрениях человеческий организм авиационному двигателю, начал заниматься укреплением своего здоровья. И разработал простой способ избавления мышц ног от молочной кислоты и улучшения венозного кровотока — постучать определенным образом пятками об пол. Академик Микулин с энтузиазмом начал пропагандировать свой метод среди знакомых ученых светил, и многие были очень благодарны этому способу поправить свое старое сердце и больные ноги. Однако дальше дело не пошло. Светила медицины не поверили в действенность чудо-виброгимнастики. Пришлось академику в свои 76 лет поступить в медицинский институт, который он с отличием закончил в 1975 году.

В следующем году его монография по активному долголетию была принята к защите в качестве кандидатской диссертации. Микулин прожил, применяя свой метод, до 90 лет. Суть метода: в положении стоя оторвите пятки от пола на 2–3 см и резко опустите их. Таким образом, вы прогоняете кровь вверх по венам, не даете ей застаиваться. Если проделывать это упражнение многократно (30 резких опусканий по пять раз в день), жаловаться на болезни ног вам не придется. Также улучшится сердечная деятельность. Топотание пятками в «битии» имеет схожий эффект, хотя и производится не одновременно обеими пятками, а попеременно, по очереди. Это даже более щадящий вариант. Может быть, в недалеком будущем «битии» ожидает воскрешение в качестве оздоровительного метода?

 

Владимир ПОПОВ.

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2024 Хостинг от uWeb