Главная » 2022 » Октябрь » 1 » Что ждет нашу экономику

Что ждет нашу экономику

 

Частичная мобилизация, ведущая к временной потере 300 тыс. рабочих рук. Плюс еще бегущие из страны молодые мужчины. Серьезная турбулентность на биржах, где акции российских предприятий обвалились с 21 сентября. Планируемое присоединение новых территорий и необходимость обеспечения их населения (до 8 млн человек) социальными выплатами и государственными гарантиями, положенными гражданам РФ.

Расходы на восстановление гражданской инфраструктуры в ЛНР, ДНР, Запорожье и на Херсонщине. Новый, восьмой пакет санкций, который готовит ЕС. Выход из строя двух ниток газопровода «Северный поток»... Думаете, это всё серьезно? Нет. Всё это НЕ окажет никакого влияния на экономику России. И это не наши выводы, а текущая позиция правительства РФ и конкретно Министерства финансов.

28 сентября премьер-министр Михаил Мишустин внес в Государственную думу проект бюджета на 2023–2025 годы. Он базируется на прогнозах и расчетах, сделанных до 21 сентября. Иными словами, никаких корректировок, изменений, «подушек безопасности», антикризисных мер и иных попыток как-то подготовиться ко всему, что обрушит на нас недалекое будущее, чиновники делать не стали. Мы, конечно, немного утрируем. Естественно, в экономическом блоке правительства не могут не осознавать, что нынешние расчеты требуют пересмотра. Просто бюджет страны — слишком громоздкая конструкция, чтобы менять его «с шага ноги». Поэтому логика такая: надо внести, принять в первом чтении, а потом делать корректировку. С другой стороны, какой смысл спешить, если уже сейчас очевидно, что придется пересматривать прогноз и вносить эти самые корректировки? Не проще повременить с принятием и внести в конце октября — ноябре? В Якутии, к слову, понимают, что изменения в экономической политике будут и серьезные... Впрочем, давайте по порядку.

ОПЯТЬ ОПТИМИЗАЦИЯ!

За день до распоряжения Мишустина глава Якутии Айсен Николаев провел рабочую встречу с министром финансов Валерием Жондоровым, в ходе которой поручил последнему при корректировке бюджета уже на текущий, 2022-й год (даже не на следующий) учесть расходы на поддержку семей военнослужащих. Упоминание о влиянии мобилизации на бюджет и, соответственно, экономику республики получилось косвенным, но это в духе времени. Комментируя встречу, сам Жондоров намекнул: грядет время затягивать пояса.

Валерий ЖОНДОРОВ, министр финансов:

— Айсен Николаев потребовал обратить внимание наших министерств, ведомств и учреждений на эффективное использование средств, оптимизацию расходов, которые сейчас не являются первоочередными. Аккумулированные средства будут направлены на решение важнейших задач по поддержке экономики и решение социальных вопросов, в том числе в первую очередь на финансовое обеспечение Указа Главы Республики Саха (Якутия) «О мерах поддержки семей военнослужащих». «Оптимизация расходов, которые не являются первоочередными» на языке финансистов означает «сокращение». И это пока главная антикризисная мера руководства Якутии — поджаться в расходах, чтобы был финансовый запас. Делать что-то еще просто затруднительно, потому что прогнозировать развитие ситуации прямо сейчас нельзя даже на неделю вперед! Выпуск с текущим материалом был сверстан и сдан в печать 29 сентября.

30 сентября состоялось обращение Владимира Путина Федеральному Собранию. На 3 октября запланировано заседание Государственной думы, на котором ожидается рассмотрение федеральных конституционных законов о включении в состав России новых областей. 4 октября соберется Совет Федерации, чтобы эти законы одобрить. Кто знает, какие изменения еще нас ждут. Боестолкновения на Украине не прекратятся, войска Украины никуда не уйдут, и это будет означать, что военные действия ведутся уже на территории Российской Федерации, а значит, речь уже идет не о военной спецоперации за границей, как обстоит дело сейчас. Будет ли объявлено военное положение? Будет принято решение о том, что СВО теперь КТО (контртеррористическая операция — как называлась война в Чечне)? Никто сегодня не может сказать с точностью. В то же самое время совершенно понятно, что экономика военного времени, если оно будет объявлено, это нечто совсем иное, чем то, к чему мы привыкли. Она подразумевает и ценовой контроль, и ненормированный труд, и снижение социальных гарантий, и даже реквизицию всего нужного государством, если потребуется.

НАЛОГОВЫЙ ПРЕСС

Будут ли пересматриваться «в связи с тяжелыми временами» отдельные налоги для предприятий и организаций, пока под вопросом. Минфин России уже забрасывает пробные шары, поднимая вопрос, например, о налоге на имущество организаций. Сегодня регионы самостоятельно определяют перечни имущества, налоги с которого берутся по кадастровой (читай, рыночной) стоимости. Ведомство же предлагает эту демократию свернуть и ввести правило — установить взимание налога по кадастровой стоимости для всего имущества. Процесс должен быть запущен сейчас и закончится через два года. «Минфин рассчитывает до 2025 года перейти к налогообложению недвижимого имущества организаций, исходя из кадастровой стоимости в отношении всех объектов недвижимости. Такая мера прописана в проекте «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов». РБК, 27 сентября 2022 г.

 МАЛЫЙ БИЗНЕС: ЕСТЬ ЛИ ШАНСЫ ВЫЖИТЬ?

На фоне плохих перспектив есть и более-менее хорошие новости. Так, глава Якутии Айсен Николаев во время прямого эфира 26 сентября заявил, что поддержит инициативу бизнес-сообщества республики и Министерства предпринимательства и не будет пересматривать ставки основного налога, который платит малый бизнес, — УСН — на 2023 г. Они останутся льготными: 1% с доходов либо 5% с «доходы минус расходы». Эту новость бизнес воспринял с большим облегчением, поскольку накануне ряд муниципалитетов и особенно администрация Якутска выступали с инициативой об обратном — увеличении ставок УСН. Инициатива мэрии обсуждалась на Координационном совете предпринимателей при главе города, где бизнес не согласился с чиновниками. В частности, предприниматели припомнили, что мэрия и в предыдущие годы прогнозировала потерю доходов по УСН из-за ставок в 1 и 5%, но по факту никаких убытков не понесла, а, напротив, собрала налог с большим профицитом. Впрочем, сегодня у якутских предпринимателей есть много тревог и без повышения налогов. Мобилизационные мероприятия привели к тому, что некоторые ИП и ООО потеряли наемных работников, а в отдельных случаях в армию мобилизовали самих предпринимателей.

Альбина КЫЧКИНА, уполномоченный по защите прав предпринимателей Якутии:

— В рамках мобилизации некоторых предпринимателей забирали так быстро, в течение нескольких часов, что они даже не успевали переоформить свой бизнес, выдать доверенности. В итоге человека уже увезли, а дело, которое он создавал, осталось без управления. А как оформлять мобилизованных сотрудников? Важно сейчас сесть с законодательными и исполнительными органами власти и отработать этот вопрос. Малый бизнес в Якутии не является крупным налогоплательщиком: совокупный налог с предпринимателей составляет из года в год цифру менее 5 млрд рублей, что при довольно большом бюджете Якутии (264 млрд на 2022 г., без учета корректировок) выглядит более чем скромно. В то же самое время трудно недооценить вклад предпринимателей в решение такого вопроса, как безработица. В частном секторе по Якутии сегодня занято более 120 тыс. человек — сами предприниматели, самозанятые, наемные работники. Учитывая, что численность экономически активного населения в республике около 580 тыс. человек, получается, что каждый пятый житель Якутии получил рабочее место только благодаря предпринимательству. Разбалансировать этот рынок, увы, очень легко.

ВОСЬМЫМ ПАКЕТОМ – ПО АЛРОСА?

Как бы ни были велики заслуги предпринимателей, главной кормилицей Якутии остается, понятно, компания «АЛРОСА». Учитывая, что западные страны ввели бесчисленное количество санкций и уже трудно изобрести что-то новое, что могло бы серьезно уязвить экономику России, сохраняется перспектива анонсированной ранее «каменной войны». То есть принятия мер по ограничению покупок российских алмазов, тех самых, что на 94% добываются в Якутии, и других драгоценных камней. Ранее, еще до мобилизации, под санкции попал президент компании Сергей Иванов-младший, которого отнесли к числу лиц, сделавших карьеру благодаря вхождению в ближний круг Владимира Путина (в этот круг входит не сам Иванов-младший, а его отец, спецпредставитель президента РФ по экологии). Кроме того, Госдеп США пытался инициировать решение Кимберлийского процесса о признании российских алмазов «кровавыми». Кимберлийский процесс — международная организация, отвечающая за сертификацию алмазов. Создана ООН для предотвращения появления на рынке алмазов, добываемых незаконно, чтобы финансировать закупки оружия. Такие алмазы и называют «кровавыми». Международные алмазные биржи не должны иметь с ними дела. Россия — участник процесса. В 2004 г. его председателем выбирали Вячеслава Штырова, на тот момент президента Якутии. Всё это не оказало существенного влияния на российскую торговлю алмазами, но дамоклов меч все равно над отраслью завис. Лишнее доказательство тому: сейчас обсуждается вопрос о включении в очередной (восьмой!) пакет санкций компании «АЛРОСА». Крупное европейское издание Politico накануне сообщило о проекте нового пакета санкций, в котором фигурирует в числе прочего запрет на закупку в России стали и «определенных элементов, которые используются в производстве ювелирных изделий, такие как камни и драгоценные металлы». Это означает, что в дальнейшем при сильном желании ЕС сможет полностью прекратить покупки не только алмазов, но и золота. Впрочем, пока проект не опубликован и даже официально не анонсирован, может, и пронесет. А вот если нет, то одними алмазами не отделаемся. Европейцы готовы ударить по собственной торговле, чтобы наказать Россию: в проекте, по информации Politico, предусмотрено также ограничение поставок в Россию обычного ширпотреба — от «товаров для красоты и макияжа» до предметов личной гигиены, включая туалетную бумагу и мыло. И такой запрет уже совсем не то же, что добровольный исход с рынка ряда торговых брендов, начавшийся в марте 2022 г. Прямой запрет неизбежно скажется и на ассортименте российских магазинов, и на ценах...

КВАРТИРУ Н-НАДА?

Общая нестабильность в стране не может не сказаться и на рынке недвижимости. Сегодня он находится в некоторой стагнации, но эксперты предполагают, что будет ажиотажная вспышка в октябре, а потом снова наступит покупательская «апатия».

Илья ГОРСКИЙ, вице-президент Российской гильдии риелторов:

— [В целом] за 2022 год цена на недвижимость вырастет от 10 до 15%. Начало сентября — был рост. И мы прогнозировали рост в октябре и ноябре. Предполагаю, что в связи с новыми реалиями (мобилизация, повышенная тревожность населения. — В. К.) рост рынка будет чуть меньше. Видимо, сейчас будет небольшой ажиотажный спрос, и, может быть, будет опять небольшой рост в ноябре-декабре. Полной уверенности, впрочем, в прогнозах ни у кого нет. Тревожные настроения не располагают к быстрым действиям и покупкам. Недвижимость — хорошее вложение в мирное время, а в военное и полувоенное отсутствие мобильности становится большим недостатком вложений. Сейчас, по словам Горского, есть небольшой рост в Москве и Санкт-Петербурге, но рынок недвижимости на Дальнем Востоке встал. Тем временем Минстрой РФ отчитывается о том, что жилья в стране вводится все больше. Из официальных отчетов следует, что на 1 сентября 2022 г. ввод жилья на территории Российской Федерации составил 66,1 млн кв. м. Это на 26,4% выше показателя аналогичного периода 2021 года. Обращает внимание, что увеличение предложения не оказало влияния на спрос: вниз цены не поползли.

То, о чем мы рассказали, — лишь самая верхушка айсберга.

 

Вадим КАРАМБА.

Фото:https://ruwest.ru/

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2024 Хостинг от uWeb