Главная » 2022 » Декабрь » 24 » Дни Иванова и Трутнева в Якутии

Дни Иванова и Трутнева в Якутии

 

 

В конце прошлой недели свое внимание к Якутску проявили два крупных руководителя — полпред президента в ДФО Юрий Трутнев и генеральный директор, председатель правления АЛРОСА Сергей Иванов. Разберемся, что их привело к нам в самые лютые морозы и чего ждать от этого визита.

Безусловно, наибольший интерес у жителей республики вызвало сообщение о трехдневной поездке в Якутск генерального директора АЛРОСА Сергея Иванова. Пока федеральные СМИ и интернет пестрили сообщениями о его предполагаемом уходе с должности, сам Сергей Сергеевич хранил гордое молчание. Даже в окружении топ-менеджера говорили о том, что не владеют никакой дополнительной информацией и лишь черпают ее из Сети. Некоторые отчаянные головы предположили, что в Якутск Иванов едет, дабы сказать сакраментальное «я устал, я ухожу». Но, как оказалось, ничего экстраординарного в этом визите не было. Алмазный «генерал» уже традиционно под Новый год приехал в республику, чтобы с участием ил дархана подвести итоги финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) компании.

Пока в зале совещаний Дома правительства Якутии красиво расставляли стулья и раскладывали материалы ФХД, Иванов пытал подчиненных. Пользуясь случаем, он решил на месте проинспектировать, как в республике тратят деньги АЛРОСА, выделяемые ею на социальную сферу. Особое место в этом списке занимал Дворец культу­ры и духовности в Намцах, который алмазодобытчики возводят с момента вдохновения на проект до последнего кирпича. В воскресенье, 25 декабря, его откроет Айсен Николаев. Объект Сергей Иванов рассматривал на месте, что планировалось как рядовое рабочее мероприятие. Однако в Намцах решили по-другому, устроив высокопоставленному благотворителю самый радушный прием с алгысом и танцами. В этот день Иванова ждали еще в одном месте Намского улуса — в Хатырыкском наслеге, где находится музей Максима Аммосова.

В канун 125-летнего юбилея выдающегося государственного деятеля Якутии алмазный «генерал» прибыл на его родину не с пустыми руками. В архивах АЛРОСА откопали почти древний сертификат о присвоении одному из крупных добытых в Якутии алмазов имени Максима Аммосова. Произошло это в 1970 году, когда еще не было моды делать копии именных алмазов. Уникальный минерал осел в Гохране России. Недавно его привозили в Якутск на экспозицию, но, как утверждают эксперты, получить алмаз для изготовления его копии практически невозможно: страна бдительно бережет свое достояние, к тому же химическое воздействие при изго­товлении копии может навредить минералу. И вот к чему пришли в АЛРОСА: в геологическое ведомство РФ направлен запрос на поиск фотографии алмаза «Максим Аммосов». Если ее найдут, специалисты АЛРОСА постараются воссоздать точную копию — так называемый страз, повторяющий мельчайшие детали оригинала вплоть до внутренних пузырьков и микротрещин. Пока же коллекция Хатырыкского музея пополнилась сертификатом о присвоении имени алмазу и фирменным сувениром АЛРОСА — песочными часами с необработанными мельчайшими техническими алмазами вместо песка, что также вручил Сергей Иванов.

НАШЕ ВСЁ

Рабочая часть визита гендиректора компании включала в себя два основных момента — подведение итогов ФХД за 2022-й и встречу с активом «Амазов Анабара». «Алмазы Анабара» — это 11% всей добычи АЛРОСА. В уходящем году горные работы велись на восьми участках, в следующем к ним добавят еще два — Кумах-Юрях и Балаганнах на прииске «Маят». В зоне производственных интересов находятся Анабарский, Оленекский, Булунский районы, а также Таймырский автономный округ Красноярского края. Три года назад здесь взялись и за добычу золота, направив геологов на Анабарскую и Таймырскую площади. Стратегические задачи АЛРОСА и ее дорогой дочки рассматривались за закрытыми дверями. В открытый доступ попали лишь скудные сведения, из которых следует, что год «Алмазы Анаба­ ра» закрывают с перевыполнением плана и знают, куда им расширяться. О том, что АЛРОСА — по-прежнему наше всё, на совещании по итогам финансово-хозяйственной деятельности не преминул напомнить Айсен Николаев. Это не только крупнейший налогоплательщик республики, но и одна из немногих корпораций, кто остался в ней на регистрационном учете. А это и моральное удовлетворение якутян, и дополнительные отчисления. К слову, как отметили на совещании, с 2010 по 2021 годы АЛРОСА выплатила в бюджет республики более триллиона рублей, сто миллиардов из которых пришлись на социальные инвестиции... «В ВРП республики вклад компании составляет 10%. Основная часть налоговых поступлений АЛРОСА, её львиная доля остается на территории нашей республики в государственном бюджете Якутии и её муниципальных образований», — оценил «наше всё» ил дархан. Сергей Иванов заверил участников совещания, что компания твердо стоит на ногах, помнит, где родилась, и видит новые горизонты: «Наша компания в Год труда, объявленный в республике, продолжит активно заниматься и созданием новых вакансий, и программами обучения, и подготовкой кадров. В этом году только АЛРОСА трудоустроила за девять месяцев текущего года свыше двух тысяч сотрудников, которые зарегистрированы на территории республики. В следующем мы планируем дополнительно создать под рост наших работ и инвестиционной программы 1,5 тысячи новых вакансий, преимущественно для жителей Якутии». По словам алмазного «генерала», эти планы диктуют производственные задачи. «По добыче компания перевыполнит план. Показатели выручки и чистой прибыли будут превышены. Превышен будет и план по перечислению налогов в бюджет республики и федеральный бюджет», — сказал Сергей Иванов.

«ГДЕ ХОЛОДНО, ТАМ МЫ»

Юрия Трутнева чаще наблюдают в Нерюнгри, где появилось еще одно «наше всё» — угледобывающая компания «Колмар». Тем не менее его поездку в Якутск сенсационной никак не назовешь. Вот что делал полпред в столице республики. В 2017 году президент России распорядился обеспечить выравнивание тарифов на электроэнергию в ДФО. Свет у нас подешевел потому, что для потребителей европейской части и Сибири он стал дороже. Такая уравниловка пришлась по вкусу не всем. С 2022 года субсидии начали сокращаться. Задирать тарифы при этом не позволили, и акцент их дотирования сместился с федерального на региональный уровень. «В прошлом году мы подтвердили дефицит средств на эти цели в размере 1,2 млрд рублей. В 2023 году эта сумма уже становится 3,6 млрд рублей, а в 2024-м — 4,6 млрд», — доложил Айсен Николаев на совещании с участием полпреда. Позже в своем телеграмканале он отписал, что Юрий Трутнев дал две недели федеральным ведомствам на поиск решения для сокращения новых бюджетных обязательств Якутии по сдерживанию энерготарифов. В ворохе цифр и проблем, которые в эти дни обсуждали полпред президента и глава республики, ярким пятном выделялся их визит в креативный кластер «Квартал труда», что презентовали в Якутске 23 ноября. Здесь Трутнев и Николаев провели несколько ознакомительных встреч, на одной из которых хочется остановиться особо. Компания «Хоту тент» с семилетней историей не только представилась полпреду, но и получила отдельный абзац в ежегодном Послании Ил Дархана Ил Тумэну.

Руководитель военного направления «Хоту тента» Дуолан Андреев рассказал корреспонденту «ЯВ», почему именно сейчас компания оказалась в тренде и чем это заслужила:

— В эту среду от Минобороны мы получили протокол первого этапа испытаний нашей продукции. По всем позициям оценка «отлично», сейчас проходим второй этап. В обычное время они бы заняли лет пять, но сейчас все идет в ускоренном варианте. Мы выпускаем палатки, автоберлоги для машин (более известные у нас как «Наташи»). Но в этом году большое внимание уделяем развитию военного направления: тенты для техники, специализированная армейская форма — все, что позволяет сохранить тепло. Поначалу это была наша главная задача, но, как оказалось, раз мы сохраняем тепло, то делаем людей и технику невидимыми для тепловизоров. Композитный многослойный материал, который мы применяем, может быть полезен во многих направлениях.

— Этот материал в Китае закупаете?

— У нас договор о передаче патента с Новосибирским НИИ текстильной промышленности, а закупаем материал в основном в Иваново, есть и другие российские поставщики. Есть и китайские, но, как показала практика, у них качество может меняться в каждой партии. Кроме того, закупки из Китая происходят долго из-за ковидных ограничений и требований к растаможке. Российское качество лучше, при этом цена материала дороже процентов на 10, а по некоторым позициям даже дешевле китайского. Главная проблема, что российский производитель не может поставить необходимые объемы. В основном они работают на оборонку, и заказы расписаны на полгода вперед.

— Что вы ждете от визита полпреда?

— Новых заказов. Правительство Якутии нам хорошо помогает, у нас есть оборудование, помещение, но нужны заказы. Раньше мы ориентировались на республику, но теперь вышли в другие арктические регионы страны, есть частные заказы из Канады, Норвегии и Финляндии. Везде, где холодно, где есть снегоход, рыбак и охотник, там есть мы. Опять же, хотелось бы ускорить сертификацию продукции в Минобороны. К примеру, на одну модель снайперского костюма нужно до 1,5 тысячи согласований категорий — от роста, размера, цвета до диапазона инфракрасного излучения, в котором снайпер будет не виден. Для этого нужны специально обученные менеджеры — для нас это трудно. Мы обеспечивали формой наших якутских бойцов СВО. Они передавали с линии, что довольны качеством.

***

Слова Дуолана Андреева «где холодно, там мы» вполне могут быть девизом всего сурового якутского бизнеса.

 

Сергей СУМЧЕНКО.

Фото:YakutiaMedia.ru

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2024 Хостинг от uWeb