До свидания, айтишники!
Если уж мы и были флагманом в области IT-технологий на Дальнем Востоке, то только благодаря компаниям InDriver и MyTona, которые сумели построить в Якутии действительно глобальные международные бизнесы. Сотрудники обеих компаний покинули Якутию, как только началась спецоперация на Украине. Переехали кто куда: в Казахстан, Грузию, Армению, Таиланд. Айтишники не привязаны к одному месту, могут работать удаленно из любой точки земного шара.
УСКАКАЛИ ТАБУНАМИ
Айтишники уехали из страны первыми. Не интеллигенция, не звезды эстрады, не политические оппозиционеры, не журналисты. А именно айтишники. Конечно, представители других профессий тоже покинули родину, но совершенно в иных масштабах. Кстати, великий исход можно было спрогнозировать: когда начались массовые протесты в Беларуси с глушением интернета в Минске, из этой страны немедленно уехали более 20 тысяч высококвалифицированных айти-специалистов, что для этой страны весьма большая цифра. Минцифры в конце февраля подготовило пакет мер для удержания ITспециалистов. Предлагалось освободить всех сотрудников IT-компаний от уплаты НДФЛ на ближайшие три года, а сами компании — от уплаты налога на прибыль. Спецам хотели выдавать льготную ипотеку под 5%, а парням также предоставить отсрочку от армии. Но не помогло.
С начала спецоперации на Украине по разным оценкам уехали от 50 до 70 тысяч айтишников. В основном в ближнее зарубежье. Глава группы InfoWatch Наталья Касперская рассказала депутатам Госдумы, что «проблема оттока кадров существует». «Она была довольно массовая в конце февраля – начале марта, когда «табуны» айтишников, не разбирая дороги, куда-то помчались». По мнению главы InfoWatch, это связано с «тонкой душевной организацией» айтишников: «Они люди молодые, во многом связаны с Западом, работали на западном «железе», такой слом системы приводит их в трепет, поэтому их надо успокаивать». При этом Касперская сообщила, что многие из уехавших не стали увольняться, поэтому она надеется, что специалисты «посидят-посидят и вернутся». Её прогнозы, к сожалению, не внушают оптимизма.
По разным оценкам, уже в апреле Россию могут покинуть ещё 70– 100 тысяч человек в рамках «второй волны» эмиграции IT-специалистов, заявили в Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК). «С первой волной уже уехали 50–70 тысяч человек. Сдерживает вторую волну только то, что там дорогие билеты, жильё выросло в цене, невозможно проводить транзакции. Но вторая волна точно будет, по нашему прогнозу от 70 до 100 тысяч человек в апреле уедут. Это только айтишники», — сообщил глава РАЭК Сергей Плуготаренко.
ВСТУПАЙ В КИБЕРВОЙСКА!
На этой неделе в Госдуме предложили отправлять призывников, не годных к воинской службе, в кибервойска! Их предложили создать на заседании профильного комитета Госдумы. Предлагается набирать туда призывников, которые имеют ITспециальность или являются сотрудниками IT-отрасли. Предложение прозвучало в ответ на инициативу Минцифры давать айтишникам отсрочку от армии — это одна из мер поддержки отрасли, которую предлагает ведомство. «Среди мер поддержки IT-отрасли есть инициатива Минцифры по отсрочке от армии. Прозвучало встречное предложение: не отсрочка, а формирование кибервойск, то есть защищать страну не с автоматом в руках, а сидя у компьютера», — рассказала депутат ГД от Башкирии Эльвира Аиткулова.
МИНУС 500 МИЛЛИОНОВ
В Якутии также ситуация с айтишниками развивалась драматично, но не трагично, как считает министр экономики Якутии Майя Данилова. «Трагедии не произошло! Переезд IT-компаний InDriver и MyTona из Якутии особых последствий для региона не повлечет».
Майя ДАНИЛОВА, министр экономики Якутии:
— Эти компании вносили вклад в налоговые доходы бюджета через НДФЛ, давали рабочие места. Однако их доля несопоставима с сырьевиками. Санкции влияют на то, что более конкурентоспособная мобильная рабочая сила может быстро утекать. Но она так же быстро может и вернуться. Не нужно впадать в панику в этом отношении. Министр экономики отметила, что половину валового регионального продукта занимает добыча полезных ископаемых. Строительство, торговля, транспорт занимают каждый по 6%. Государственное управление, здравоохранение и социальное обслуживание — примерно по 5%.
* * *
Но с ней не согласен депутат Ил Тумэна Виктор Фёдоров. «ЯВ» он рассказал, что эти две компании вносили достаточно мощный вклад в бюджет Якутска. Виктор ФЁДОРОВ:
— Уход из республики «Индрайвера» и «МайТоны» негативно скажется на бюджете Якутска. Это снизит доходы бюджета города почти на 500 млн руб. Внедрение пониженной ставки до 1% и 5% по УСН снизит эти доходы еще где-то на 1,5 млрд рублей.
ЧТО ОСТАЛОСЬ ПОСЛЕ YKT?
В конце 90-х Арсену Томскому удалось создать портал, который со временем получил невероятную популярность у якутян, оставаясь единственной площадкой в интернете буквально для всего: общения, заказа еды, строительства и ремонта, форумов, из которых был популярен «Кому за». Компания развивалась по западному типу, Томский умел находить и пестовать в Якутии настоящие таланты. Даже их офис — это идеальное место обитания молодых, умных и креативных людей. Нестандартно, лаконично, ярко и невероятно удобно после серых стен съемных кабинетов постсоветской эпохи.
Внедрял Томский и сугубо западные стандарты вроде тимбилдингов — набор активных мероприятий, направленных на сплочение коллектива, например, вывозил всю команду за границу. Теперь портала ykt нет. Так же как и новостного сайта news.ykt.ru. После начала спецоперации на Украине Арсен Томский на планерке (из Канады) объявил журналистам, что портал прекращает свое существование после 23 лет работы.
Томский пообещал, что команда ykt. ru частично будет переведена в inDriver, частично в «Синет Спарк». Но большая часть сотрудников сокращена. Журналистам он пообещал выплачивать зарплату пять месяцев. Позже Томский написал:
— В эти дни стало ясно, что портал как независимая площадка не проработает долгое время. С нас требуют закрывать комментарии к новостям, не затрагивать определенные темы и личности. Мы много лет выдерживали давление, но сейчас страна всерьез закрывается от мира, нагнетается атмосфера борьбы с инакомыслием и нетерпимости к мнениям, отличающимся от спускаемых сверху. Последние оставшиеся независимые медиа блокируются, вводится цензура, опускается новый железный занавес. Журналистам грозят уголовным преследованием и сроками заключения до 15 лет — это очень серьезный риск. Мы не будем высказывать свое очевидное мнение, правильно это или нет, в интересах страны это или нет, но мы никогда не позволим ykt.ru превратиться в провластный, цензурируемый ресурс, прислужливо поддерживающий все принимаемые наверху решения. Чтобы сохранить репутацию портала и команды, нашу славную историю, мы решили остановить работу ykt.ru. Пришло время закрыть портал. Подчеркиваю, это наше самостоятельное решение, принятое в ответ на сложившуюся ситуацию.
ПЛАТИТЬ НАЛОГИ В KAЗAXСТАН
Конечно, «Якутск вечерний» поинтересовался у Арсена Томского, сколько специалистов были приглашены работать за границу. Он отказался отвечать на этот прямой вопрос: «Давай не говорить на эту тему. Одно расстройство». За него слово сказал Рамиль Мухопяров, казахстанский технологический предприниматель, инвестор, основатель и совладелец Chocofamily Holding. В своем аккаунте в инстаграме (признан экстремистским на территории России) он радостно сообщил:
— Встретились с Арсеном Томским — фаундером глобального InDriver. Он подтвердил релокейшн значительной части ключевой команды в Казахстан — шикарная новость для нашей страны! Надо тепло встретить гостей в Алматы — это сильнейшие люди России (и мира), будут в Казахстане жить, платить налоги, тратить деньги, обучать и передавать знания и технологии жителям! Welcome to Kazakhstan. Арсен будет с 25 марта по начало апреля в Алматы — хотите послушать его выступление?
«ЗА ВСЁ ПЛАТИТ АРСЕН ГРИГОРЬЕВИЧ ЛИЧНО»
Знаменитый пятый этаж в Глухом переулке. Здесь когда-то располагалась империя Арсена Томского, которую весь город называл ykt. Всё, что после них осталось, — это груда кресел сотрудников, сваленных друг на друга в коридоре (мебель явно увозят). Популярная некогда переговорка, занять очередь в которую можно было электронно, пустует, там, кстати, проводили политические дебаты в прямом эфире кандидаты во всевозможные депутаты и мэры. Но в коридорах не совсем пустынно. Люди явно остались. Это немногочисленные для такого большого помещения сотрудники Sinet Spark Foundation — некоммерческого проекта и образовательной организации.
Это всё, что оставил в Якутии Арсен Томский. Sinet Spark работает с проектами совершенно разных направлений. Это и удобные туалеты для Севера, и дороги по вечной мерзлоте, и купольные технологии, и «Синет Сахавуд», и программа защиты Якутска от пыли, и лесные пожары, и полумарафон. Но главное — образовательные программы. Они были созданы в прошлом году, и тогда же на их проекты в итоге израсходовано 250 миллионов рублей! И оптимистично рассчитывают, несмотря ни на какие спецоперации, в следующие три-четыре года ежегодно удваивать размер бюджета. Руководит организацией хрупкая Александра Козулина. Она берет с журналиста «ЯВ» клятвенное обещание, что я не буду у неё спрашивать про почивший в бозе портал. Она готова говорить только о проектах, над которыми работает её команда.
Александра КОЗУЛИНА, руководитель Sinet Spark:
— Сейчас у нас два основных направления — студенческие лаборатории Spark Lab и проекты новой экономики. В прошлом году мы самостоятельно реализовали несколько интересных проектов в республике: акселерационные и грантовые программы для блогеров и предпринимателей, вывоз мусора из леса вблизи Якутска, закупка противопожарного оборудования в 11 районов Якутии, поддержка современного искусства Якутии в рамках «Айар Кут», строительство детских площадок и многие другие. В этом году мы переходим в сторону образовательно-проектного направления.
— Что это означает?
— Над глобальными проблемами и вызовами работают команды лабораторий Spark Lab. С участием студентов, молодых ученых, привлеченных экспертов российского и мирового уровня из разных областей и руководителей лабораторий могут создаваться реальные проекты развития мира! Spark Lab работает по восьми направлениям: лесные пожары, чистый воздух, автомобильные дороги, комфортный дом, многолетняя мерзлота, транспортные технологии, качественные продукты, EdTech. Например, в направлении “Лесные пожары” мы хотим проверить гипотезу зависимости пожаров от сухих гроз, в “Автомобильных дорогах” студенты попробуют разработать прототип мобильного приложения для фиксации участков дорог с плохим качеством, в “Качественных продуктах” — практические исследования новых технологий выращивания клубники в условиях Якутии. Часть прошлогодних проектов уже реализуется. Например, система мониторинга качества воздуха в направлении “Чистый воздух”: закупленные в прошлом году датчики показывали качество воздуха по всему городу, в этом году работа будет продолжена. Промежуточные результаты по направлениям мы планируем получить уже в июне.
— Со школьниками вы тоже работаете?
— Со школьниками мы работаем по программе Star Team, которая направлена на учеников 9 и 10 классов. Участникам предоставляется возможность поступить в лучшие зарубежные вузы. Мы готовы оплатить не только учебу за границей, но и перелеты и проживание. Не менее важной задачей для ребят также стоит повышение знания английского языка, он обязателен при поступлении в иностранные вузы. В этой программе сейчас участвует 126 ребят. Летом в финале останется 14 школьников. Этим ребятам мы окажем максимальную поддержку при поступлении.
— Ваш прошлогодний бюджет — 250 миллионов. В этом году не сокращен? — Нет, мы ничего не урезали. Несмотря на скачок доллара, оставили все проекты. Более того, бюджет этого года превышает прошлогодний.
— Ни пандемия, ни военная операция вам не помешали?
— Мы стараемся не зависеть от подобных факторов. Какая бы сложная ситуация ни сложилась, мы за то, чтобы люди развивались. Мы хотим сделать вклад в развитие мира. Например, в прошлом году на развитие якутского кино в рамках проекта «Сахавуд» было выделено 9,6 млн. В этом году цифра не изменилась. Фильмы снимаются, процесс идёт.
— Проект, когда люди живут под куполом, реализован?
— Да. С нашей стороны проект закончен, мы передали его в СВФУ, они продолжают проводить исследования, анализы грунтов и т. п. Наш следующий проект — купол над общественным пространством в Октемцах. В этом году будет залит фундамент, возведена детско-спортивная площадка и над ней ПВХкупол размером 25х17 метров на деревянном каркасе. Внутрь будет подведен источник тепла — газовый конвектор. Площадка будет возведена в рамках программы по изучению купольных технологий, способов их применения в условиях криолитозоны и экстремально низких температур. Зимой там будет тепло. Кроме детской площадки, там будет беговая зона и зона для прогулок мам с колясками. С администрацией Октемцев есть договоренность, все документы подписаны. Ведет проект Иван Гаврильев.
— А ваш проект по уменьшению пыли в городе на какой стадии?
— В прошлом году были закуплены датчики мониторинга качества воздуха. Мы установили их в разных точках. Данные транслировались на главной странице ykt.ru. В этом году руководитель проекта Сергей Сивцев совместно со студентами продолжат работу в направлении Spark Lab “Чистый воздух”. — Прошлым летом при лесных пожарах в городе было нечем дышать. Благодаря вам мы узнавали, каков уровень загрязнения воздуха. Сохранится? — Да, конечно, работа над проектом ведется в Spark Lab. Вся информация будет обновляться на нашем сайте sinetspark.org.
— Государство вас не финансирует?
— Нет. Мы работаем на личные средства Арсена Томского.
— У нас законы меняются раз в день в последнее время. То обстоятельство, что Томский работает за границей, вас никак не заденет политически и экономически?
— Он гражданин России. И у него есть возможность выделять деньги на развитие проектов, реализуемых «Синет Спарк». Все проекты далеки от политики. Не вижу проблем. Это его личная инициатива.
— Как вы пришли в компанию?
— Ykt.ru — это моя первая работа. Я пришла в компанию в 2008 году студенткой 5 курса. Работала менеджером в отделе рекламы, затем была его руководителем. В ноябре 2020 года Арсен Григорьевич предложил мне заняться проектами и возглавить «Синет Спарк». Для меня это интересный опыт. Я набрала новую команду, и за год мы достигли высоких результатов. — Откуда вы набираете в команду?
— Открываем вакансии, проводим собеседования, обучаем и наставляем. Не так важно, из какой сферы пришел специалист, мы все работаем над проектами развития, где нет четких инструментов для выполнения задач. Среди моих коллег — ученые, предприниматели, преподаватели университетов. — Александра, вам печально сейчас без всей команды ykt.ru? Каково ваше личное настроение? Ведь вы же на обломках империи остались, по сути, одни…
— Мы же договорились, что на вопросы про ykt.ru я не отвечаю.
MYTONA: БЕГСТВО ИЛИ СПАСЕНИЕ?
Штаб-квартира основанной в 2012 году братьями-близнецами Афанасием и Алексеем Ушницкими компании MyTona была расположена в Якутске. Налоги, соответственно, они платили в городской бюджет. Уроженцы Хонуу Момского улуса давно бы уехали не только из Якутска, но и вообще из России. Но не делали этого, поскольку предпочитали жить и работать на родине. За разработанные их офисом видеоигры платят миллионы по всему миру. Более того, братья помогали своей родине не словом, а делом. Например, во время лесных пожаров выделили 30 млн рублей: девять улусов получили тракторы, снегоболотоходы, спутниковые телефоны, мотопомпы и бензиновые генераторы. Во время пандемии MyTоna выделила 15 млн рублей на покупку ИВЛ (кстати, то же самое делал и Арсен Томский). Но всё решила спецоперация на Украине.
Из-за того, что одна из игр братьев оказалась заблокирована после начала спецоперации на Украине на территории России, в якутских соцсетях пользователи обвинили братьев в предательстве. Как стало известно Sakhaday, офис компании в Якутске практически перестал функционировать, сотрудникам компания помогла релоцироваться в Турцию, Грузию, Армению. Редакция «ЯВ» направила письма в адрес компании, но ответа не получила. На звонки в местный офис компании отвечает электронный голос: «Попробуйте позже».
Кстати, в Якутске до недавнего времени была и другая компания, которая разрабатывает игры. И весьма успешно. Это студия FNTASTIC братьев Эдуарда и Айсена Готовцевых. Это они выпустили компьютерную игру The Wild Eight, продавшуюся тиражом в 80 000 экземпляров менее чем за полгода. К сожалению, офис компании на проспекте Ленина также не ответил на запрос «ЯВ». Впрочем, ранее Эдуард Готовцев сообщал, что сотрудники компании работают удаленно, но при этом объединены в виртуальный офис и могут в любой момент общаться с коллегами почти так, как если бы физически они находились рядом друг с другом. Созданное для решения этой задачи IT-решение под названием Continent выводит на российский и международный рынки компания Fntastic из Якутии. «Изначально мы придумали этот продукт как инструмент для внутреннего пользования в компании, — рассказывает Эдуард Готовцев, директор Fntastic. — С началом пандемии мы полностью перешли на удаленный режим работы — у нас в компании работают семьдесят человек из самых разных российских регионов, в том числе из Санкт-Петербурга, Новосибирска, Хабаровска, Якутска, Адлера, а также из Казахстана и Германии».
Михаил РОМАНОВ.