Главная » 2023 » Июнь » 17 » Фатализм у якутов

Фатализм у якутов

Продолжим экскурс в пантеон якутских мифологических персонажей. На этот раз не представитель демонологического сонма, а существо рода айыы, т. е. гениев-небожителей. Речь пойдет о том божестве, что непосредственно решает судьбу каждого человека. Хотя для этого существуют множество якутских божеств, однако же все будет так, как прописал Верхний Писарь в Книге Судеб.

БОЖЕСТВА СУДЬБЫ

Действительно, божеств и демонов, решающих судьбу человека, множество. Суд божеств Чыҥыс-хаан, Одун-хаан, Дьылҕа-хаан, Танха-хаан и других определяет будущее человека. Эти суровые, но не злобные божества открывают перед только родившимся человеком благодатные пути. Однако дыхание человека тонко, как шелковая нить, и прерывисто, а грядущее вовсе не предопределено окончательно. На жизненном пути каждого человека встают препоны в виде кровожадных и многочисленных демонов, источников заболеваний и других несчастий, обитающих во всех трех мирах: Верхнем, Срединном и Нижнем. Верхними управляет Великий Господин Улуу Тойон, живущий на Западном небе. В Срединном мире господствует над остальными демонами и голодными дикими привидениями-сибиэн злой дух Тэргэн, мощный, как огромная чугунная пушка. Нижними демонами повелевает ужасный Львиноликий Титан Арсан Дуолан. Последний во время Танха (якутского аналога Святок) отправляет в мир людей мелких водяных демонов, так называемых сюлюкюнов, которые обегают все обитаемые жилища и записывают в Хара Сурук («Чёрной грамоте») тех, кому придется в начавшемся году погибнуть или умереть. При том эти человекообразные демоны очень ленивы, живут долго, и потому все им давно надоело, и если крепкие крещенские морозы начинаются заранее, то не успевают обегать все населенные дома, и оттого в такой год умирает меньше людей.

Если во время Танха стоит тёплая погода, то результат будет противоположный: умрет очень много людей. С приходом православия его народные представления смешались с ранней мифологией якутов. Потому считалось, что глава подземных демонов Арсан Дуолан сидит по шею в Огненном Море Уот Кудулу Байҕал или Уот Далай и не смеет поднять глаза на Срединный мир, так как дух Кыччыйаан (Святой Касьян) все время бьет молотом демона по макушке, не давая смотреть на людей и скот да лес. Если же сумеет поднять глаза, то встают в мире эпидемии, мор, лесные пожары. И чаще всего это происходит зимой, когда у Кыччыйаана руки мерзнут и он не всегда успевает отработать молотом. В весенне-летний период переписью населения занимаются дети божества Аан Алахчын хотун, отвечающей за плодородие людей и животных да растений, — духи зеленой растительности Эрэкэ-Дьэрэкэ. Они, считалось, в виде легких вихорьков путешествуют повсюду, подмечают и вносят в списки Юрюнг Сурук («Белого Письма» или «Белой Грамоты») тех людей, кому суждено в нынешнем году оставаться живыми. Всё это вместе суммирует и заносит в Книгу внук Сээркээн Сэсэна и главного божества Юрюнг Аар Тойона (он же Айыы Тойон) Небесный Писарь Долговязый Прямец Уhун Дьурантаайы. Якуты любили пословицу: «Что написано, то уже не собьешь». То есть окончательное решение вопросов — за самим Писарем.

ДЕД ПИСАРЯ

Дед Писаря Дьурантаайы — дедушка Говорливый Старец Сээркээн Сэсэн. Выглядит, как в два вершка ростом дед в старинной якутской одежде. Живет якобы в полости огромного пня, что на перекрестке дорог во все три мира. В правой руке у него балта. На современном якутском языке это слово понимается как «молот». Однако у других тюркоязычных народов балта понимается как «боевой топор». Выдающийся художник Якутии М. Носов, известный своими этнографического плана картинами, изобразил Сээркээн Сэсэна с деревянной палицей, в которую насажено литое бронзовое тесло.

В народной мифологии считается, что Сээркээн Сэсэн знает ответы на все вопросы. В олонхо к нему ездят за мудрым советом богатыри. Он также может стать проводником по трем мирам Мироздания, если, конечно, суметь уговорить его. Однако старец всегда берет вознаграждение. Иногда он требует у спрашивателя советов такие драгоценности, что тот хочет избежать потери такой вещи, но всегда бывает жестоко наказан мудрецом. Маленький топорик в руках Сээркээн Сэсэна — очень грозное оружие, а норов старца не так чтобы совсем мягкий и добрый. Одним ударом своего топорика-балта сказочный старец может убить любого богатыря и витязя, кем бы он ни был — небожителем, человеком или демоном.

ОТЕЦ ПИСАРЯ

Ссыльный поляк В.Л. Серошевский, этнограф-якутовед, вот как описывает верховное божество мифологии саха Айыы Тойона, он же Аар Тойон: «Аи-тоён — это воплощение силы верховной, мощной, неумолимой и самодовлеющей; он не добр и не зол; он не существо, а скорее — бытие вообще; … Он благодать, но благодарить его незачем, как незачем благодарить Вселенную, что она существует: он всемогущ, но ничего не хочет, и поэтому не принято к нему обращаться с просьбами…». Таким образом, Айыы Тойон сравнивается исследователем со Вселенной, с самим Туо (Первоначалом).

 САМ ПИСАРЬ

Небесный Писарь имеет вот каких славных предков в своем роду. И сам занимая, казалось бы, незначительную должность в Небесной Канцелярии, представляет собой не особо заметную, но значительную силу.

Небесного Писаря народная фантазия представляла в виде высокого и худощавого моложавого мужчины с длинными конечностями и в сюртуке черного цвета якутского типа выкройки (по моде рубежа XIX– XX вв.) да с блестящими латунными пуговицами с изображением трехголового ексекю, напоминающего хищную птицу орлана-белохвоста (по-якутски боруллуо). Узкие брюки и изящные торбаза дополняли его наряд. В одной руке прут из каленого железа с острием в виде плоского ромбовидного наконечника стрелы — перо для внесения записей, в другой — Книга Судеб Ырт Бичик. Иногда в подмышке у него зажата стальная линейка — дьураа. Это средство наказания непослушных людей и демонов. Но это же и инструмент оживления людей, которые вопреки записи в Книге Судеб были убиты. Уhун Дьурантаайы якобы водит по истлевшему костяку мертвеца своей железной линейкой, и скелет обрастает плотью, а потом божества сообща вдыхают в безжизненное тело дыхание-тыын. Оживляют. Конечно, в более ранние времена вид Небесного Писаря уж точно был другой. Внешность менялась согласно тогдашней моде. И прекратила меняться с тех самых пор, когда народная мифология забылась в широких массах и начала сохраняться лишь в узкой среде знатоков старины.

КНИГА СУДЕБ

То, что написано в Книге Судеб, а там были записи обо всех этапах жизни каждого человека, не было доступно практически никому из смертных. Даже шаманы не знали день, когда им предстоит улететь в последний путь в их чистилище Дьабын. Именно поэтому среднестатистический старинный якут был фаталистом. Мол, вся жизнь предопределена заранее. Ничего такого, что не записано заранее, не может произойти. Воздействовать на свою судьбу невозможно. Стоит лишь отдаться воле волн и ни о чем не беспокоиться.

Однако в старину не все с этим положением дел были согласны. У якутов существовала прослойка людей — бродяг, зачастую увечных (слепых, хромых), которые кормились за счет своих знаний, красноречия и якобы способности заглядывать в Книгу Судеб Ырт Бичик самого Небесного Писаря, чтобы узнать о судьбе того или иного человека. Таких профессиональных бродяг-гадателей называли ырчык. Основа слова — «ырт», «ырыт» — «толковать». Толковать именно Книгу Судеб. Некоторые из этих ырчык, по поверьям, могли даже вносить поправки в Книгу. Но ох уж эти легенды.

ЫРХ БИТИГ

В 1907 году в числе множества разнородных рукописей была приобретена археологом А. Стейном у служителя храма «Пещера тысячи будд», приблизительно в двадцати километрах от оазиса Дуньхуан (провинция Ганьсу, Китай), так называемая «Гадательная книга» («Ырх Битиг»), составленная из 104 бумажных страниц. Это единственный памятник древнетюркской рунической письменности, отображенной на бумаге. Предположительно данная книга была написана в IX веке. Первые исследования и публикация данного текста принадлежат датскому тюркологу Вильгельму Томсену. Ныне книга хранится в Британском музее (Лондон). Книга, возможно, была предназначена для «младшего динтара» и «бурвагуру» — служителей манихейской общины, а также для рядовых членов общины. Она состоит из 65 поэтических миниатюр, содержащих описания различных объектов, существ, ситуаций, каждая из которых заканчивается выводом «это хорошо» или «это плохо». Технически, скорее всего, это сонник. Якутский Ырт Бичик из фольклора явно имеет отношение к данному древнетюркскому руническому памятнику. Как бы воспоминания далекого прошлого.

Владимир ПОПОВ.

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2024 Хостинг от uWeb