Главная » 2022 » Февраль » 5 » Федот Тумусов: "Все равно они начнут кричать, что я предатель, что я их продал…"

Федот Тумусов: "Все равно они начнут кричать, что я предатель, что я их продал…"

29 января в Якутске случилось то, о чем даже не говорили, а только думали эксперты: бессменный руководитель справороссов сдал должность председателя. Кадровое решение Федота Тумусова многих заставило встрепенуться и вспомнить о его былых неоправданных обещаниях. Мы попытались найти общий знаменатель меж двух сторон этого события, но трещина между ними стала лишь глубже. Федот Тумусов больше не председатель регионального отделения справороссов. 20 лет он был на посту, а теперь сам уступил место молодому соратнику. Признается, что не от хорошей жизни. А вот с теми, с кем еще полгода назад Тумусов шел рука об руку, ему сейчас не по пути. Опальный политик, предприниматель Владимир Федоров и журналист Виталий Обедин должны были занять ключевые позиции в региональном отделении партии «Справедливая Россия — За правду». Федорову обещали место секретаря Якутской городской организации, а Обедину — заместителя председателя регионального отделения. Не случилось.

 Федот ТУМУСОВ, депутат Государственной думы:

— Я очень благодарен Федорову и Обедину за то, что они пришли за две недели до сентябрьских выборов и помогли мне. Хочу напомнить, что раньше я их всегда поддерживал. Все обещания, предположения, как угодно можно это назвать, были высказаны с учетом моей победы на выборах. Но в сентябре я проиграл и проиграл с треском: и я, и партия в Якутии заняли третье место. Нужно было выбирать новую стратегию, чтобы партия дальше энергично и успешно работала. Было несколько вариантов. Я выбрал тот, когда меняется первое лицо регионального отделения. Понимаю, что есть определенная усталость от меня, проходит смена поколений. Я не буду цепляться за должность ради каких-то своих интересов. Я предложил стать председателем Станиславу Сивцеву. Он давно в партии, и мы хорошо его знаем. Мы обновили и состав Совета регионального отделения, сделав его более компактным и сократив с 15 до 9 человек. Надеюсь, что Стас справится и поведет региональное отделение к новым победам.

Вы полностью отошли от дел?

— Я отошел в сторону. Сивцев — реальный председатель совета. Но не забывайте, что я член президиума Центрального совета партии «СР — Патриоты — За правду». Назначение Стаса было по согласованию с президиумом. Так что вообще со мной не считаться он, конечно, не сможет.

 — Ну а что все-таки с Федоровым и Обединым? Эсеры с ними расстаются?

 — Этот вопрос нужно будет решать новому руководству регионального отделения.

Может быть, вам стоило поговорить с ними откровенно? Обедин пишет, что вы не отвечаете на его сообщения.

— Я видел его звонки и сообщения в эти дни. Но у меня был траур, 31 января исполнилось девять дней со смерти брата. Я нахожусь в стрессовом состоянии, и еще стрессовать с ними у меня особого желания нет. Кроме того, что бы изменил этот наш разговор? Все равно они будут высказываться, начнут кричать, что я предатель, что я их продал… Я их не предавал, не продавал, ни с кем не вел переговоров по их судьбе — я просто решал, что будет лучше для регионального отделения партии. Еще раз подчеркну: теперь это забота Сивцева. Но если бы я оставался председателем, считаю, что их присутствие в руководстве отделения привело бы к маргинализации партии.

 Станислав СИВЦЕВ, 33 года, предприниматель, председатель Совета ЯРО ВПП «СР — За правду»:

— Предложение возглавить совет для меня было неожиданным, но у меня не было оснований отказываться. Нам нужно что-то менять, нужны новые лица, свежие идеи.

Политический вес Тумусова и Сивцева, прямо скажем, очень разнится. Не боитесь, что однопартийцы не будут вас воспринимать всерьез?

— У меня есть официальная должность, на которую меня единогласно избрали на конференции. В «Справедливую Россию» я пришел в 2008 году, еще будучи студентом. Меня здесь практически все знают. Мы доверяем друг другу, больших проблем я не вижу.

Среди этих новых лиц вы видите Обедина и Федорова?

— Ну, это же не новые лица… Я, конечно, встречусь и поговорю с ними. Все решения будут приниматься в зависимости от стратегии, которую мы сейчас вырабатываем. И приниматься не мной единолично, а советом.

Владимир ФЕДОРОВ:

— У меня достаточно хороший иммунитет в отношении подобных событий. Я не придаю какого-то глобального значения тому, что случилось. Принимаю это как данность. Я благодарен за всё Федоту Семеновичу Тумусову. В нашем сотрудничестве были положительные моменты как для меня, так и для него. Он не дал возможности снять меня в 2020 году с выборов депутата Якутской городской думы по Центральному округу. Тогда моя фамилия звучала на уровне председателя партии Сергея Миронова. Я помню, что и в 2013 году Федот Семенович пригласил и дал мне возможность участвовать в выборах в Ил Тумэн от «Справедливой России». Я благодарен ему за школу, которую прошел в прошлом году в его избирательной кампании в Государственную Думу. В том, что он стал депутатом, есть и часть моих трудов. А я стал мудрее, опытнее. Не буду обращать внимания на какие-то негативные моменты. Меня больше интересует то положительное, что мы оба получили, — никто никому ничего не должен. Не нужно зацикливаться на неисполнении каких-то договоренностей: цыплят по осени считают.

По поводу «цыплят и осени» мы политика Федорова не потеряли?

— Нет, конечно. Политика Федорова если даже и нет, он всегда в повестке. Недели не проходит, чтобы обо мне не говорили, даже если я ничего не делаю.

Но политик без партии — сегодня практически нонсенс. Вы рассматриваете возможность примкнуть к какой-либо другой политической силе?

— В Государственной Думе уже пять политических партий, 14 имели возможность выдвигать своих кандидатов в депутаты Госдумы по Якутии. Может быть, будет 25… Но избирательная система больше нацелена на то, чтобы увеличить число одномандатников. Собрать 500–800 подписей для выдвижения под камеру, под нотариальным контролем сегодня не проблема. В 2012 году на выборах главы Якутска я собрал 16 тысяч подписей и зарегистрировался в условиях тотального всемогущего противостояния. Так что, если что, мы подготовимся, поверьте. Может быть, и хорошо, что сегодня акцент делается на самостоятельных депутатах, а не партийных выдвиженцах.

 —Мы сейчас говорим абстрактно или о каких-то конкретных ваших предстоящих выборах?

— Мы говорим конкретно об Ил Тумэне в 2023 году и выборах главы республики в 2023-м. Кроме того, я буду участвовать в той или иной форме в сентябрьских муниципальных выборах 2022 года, поддерживая независимых альтернативных кандидатов или группы. Ну а насчет новой политической силы посмотрим. Как правило, перед выборами партии делают предложения харизматичным лидерам общественного мнения.

 — И все-таки как далеко простираются ваши личные амбиции? Вы сказали про выборы главы республики. Будете выдвигаться в ил дарханы?

— Если жители республики пожелают, чтобы я стал кандидатом на выборах главы республики или в команде кого-то из альтернативных кандидатов, я готов. Сейчас завершаю написание дипломной работы в магистратуре об управлении российским Севером и сажусь за кандидатскую диссертацию, которая позволит мне на профессиональном уровне говорить, как нужно управлять российским Севером. А практических навыков в разных сферах, в том числе и во власти, у меня хватает.

Ну и последний вопрос: тандем Федоров-Обедин сохраняется?

— Конечно. Если Виталий Валерьевич не будет против, я готов сотрудничать.

 Виталий ОБЕДИН:

— Наши договоренности с Тумусовым были и до выборов, не отказывался он от них и после. Так, 6 декабря я написал Федоту Семеновичу: «Вы нас слили, получается?». Он мне ответил: «Я от своих слов еще не отказывался. С учетом проигрыша по одномандатному округу и по другим обстоятельствам я нахожусь на стадии размышления по поводу стратегии своей политической деятельности… Надеюсь, до конца года определюсь, в крайнем случае до 1 февраля». И я до 1 февраля 2022 года его не беспокоил, ждал, что он определится. А 29 января они проводят свою конференцию, на которую нас с Федоровым даже не приглашают и принимают соответствующее решение. После этого стало очевидно, что нас, по всей видимости, слили.

Почему, по вашему мнению, Тумусов не стал привлекать вас с Федоровым к руководству региональным отделением?

— На сентябрьских выборах в Госдуму он проиграл республику, но победил в Якутске. Так что мы его не отягощали, а, наоборот, дали тот электорат, который никогда бы у него не появился. С точки зрения репутационных потерь этот его шаг для регионального отделения «СР» будет очень неудачным. Тем не менее Тумусов на него пошел. Полагаю, это связано с получением каких-то личных выгод или преференций от власти. Может быть, переговоры были даже не на уровне республики, а совет не связываться с нами поступил из Администрации президента РФ.

Ваши дальнейшие планы? Я только что беседовал с Федоровым. Он говорит, что не видит большой проблемы в том, как прошла конференция «СР».

— Что нас не убивает, делает нас сильнее. Это был неприятный урок. Но что поделать, политика — это искусство возможного. Я не такой идейный сторонник «Справедливой России», но искренне надеялся, что к 2022 году мы сможем превратить региональное отделение в площадку для продвижения независимых кандидатов. Значит, будем искать другие варианты.

Не слишком наивно надеяться, что парламентская партия может стать площадкой для продвижения независимых кандидатов?

— У нас в Якутии сложилось так, что из-за личного противостояния председателя регионального отделения «СР» с руководством республики «Справедливая Россия» выполняла функцию главной оппозиционной силы. Поэтому я считал, что в рамках отдельно взятой республики парламентская партия может стать независимой площадкой.

Виталий, поскольку политика — это искусство возможного, может быть, вам искать другие возможности? Политик Владимир Федоров — достаточно токсичная фигура. Может быть, пора идти своей дорогой? Тот же Федоров в свое время не раз пользовался услугами «СР», а когда было выгодно, расходился с ними.

— Я считаю, что предавать людей — это ненормально. То, что ты политик, не делает тебя фигурой, стоящей над моралью и этикой, а, наоборот, ты должен быть примером. Не считаю, что политикам разрешены все приемы. Мы с Володей друзья с 2003 года. Ну и как из-за того, что у него какие-то неудачи в политике, что он поставил не на тех лошадок, я его должен предать и оставить?

Это вопрос  терминологии — предать или идти своим путем…

— Если он начнет совершать недопустимые поступки, если начнет предавать соратников, друзей, тогда да, тогда мы можем разойтись. Но я не вижу его токсичности. Федоров выступает в роли, к которой отчасти привык, — оппозиционного политика. Он диктует нормальные вещи, но это многим не нравится.

 

Сергей СУМЧЕНКО.

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2024 Хостинг от uWeb