Гадания на старинном столе в традициях городских якутов
В рождественских публикациях местные СМИ из года в год пишут об одних и тех же общеизвестных способах гаданий на Святки и Таҥха. Вот и нынче появляются в газетах и пабликах такие материалы. Частенько это копипасты и цитирование ранних авторов и блогеров, собственно авторских текстов и исследований не публикуется уже давно, что удивительно. Ведь тема местного городского фольклора и мифологии предоставляет нам богатое непаханое поле даже в наши дни. Бери да внимай у старцев и знатоков старины глубокой. Хоть и записывал я более 40 лет городской фольклор Якутска у старожилов, а конца-края работе нет и сейчас.
«СТОЛ НАЧАЛ СКАКАТЬ»
Меньше всего сведений о таком загадочном для нашего современника способе, как гадание на старинном якутском столе. Вот как звучит довольно-таки поверхностный рассказ о гадании при помощи стола, кочующий по местным пабликам: «Пожалуй, это гадание самое страшное, и для его проведения нужен старинный якутский трехногий стол, сделанный без единого гвоздя. Его проводить может только человек в возрасте, имеющий достаточный авторитет. Поверхность стола грели при огне камелька, натирали сливочным маслом и при этом просили стол предсказать судьбу собравшимся. Если просьба была услышана, то стол начинал медленно передвигаться по жилищу, потом, убыстряя ход, начинал настолько быстро «бегать», что его трудно было остановить. В этот момент его необходимо было ударить по столешнице якутским ножом. Будущее трактовали по его движениям и перемещениям. К сожалению, это гадание практически забыто, в памяти народа сохранилось только то, что оно часто могло привести к печальному исходу: сломалась у стола нога — кто-то должен умереть; треснет его поверхность — большое несчастье; загонит в угол человека — тоже к его печальной участи. Помимо этого, трехногий стол давно стал символом гаданий. Я сама часто слышала истории о том, как в разбушевавшийся стол не успевали вонзать нож, и он просто убивал людей».
Однако. Что за полтергейст такой? Отчего бы столу начать дрожать и скакать по помещению? Какие-то сказки. Но объяснение всему этому есть. Есть и много различных вариантов традиционных способов гадания при помощи старинного якутского стола.
ПРОЗАИЧЕСКОЕ
Якуты на Таҥха (якутские святки) обязательно гадали на грядущий год. Не только молодые девушки на «суженого ряженого», как обычно гадали на Святки, но и взрослые мужчины и даже старики. Выросший в традиционной культуре анимистов (тех, кто одушевляет природу и ее силы, верит в присутствие духов в любых объектах, явлениях и событиях), старинный якут был ограничен в своих действиях системой требований и запретов, был суеверен и верил в некие высшие силы и зловредных духов. Одновременно якут был фаталистом, считая, что всё предопределено заранее — частенько переносил несчастья и беды со стоицизмом, думая: «Как Небесный Писарь Уhун Дьурантаайы написал в Книге Судеб Дьылҕа Бичигэ, так тому и быть». Но знать это свое предопределение, чтобы встретить во всеоружии, ему всегда было любопытно. Потому нередко можно было наблюдать, что человек, не сумев принять верного решения, бросал жребий — деревянную ложку или шапку через голову за спину. Упадет шапка пустотой кверху или ложка выемкой кверху — ответ «да», упадет шапка стоймя или боком, а ложка перевернуто — ответ «нет». Многие гадания на Таҥха проводили по этому принципу.
Было такое гадание — «этэрбэс хаамтарыы» («заставить ходить торбаса»). Человек снимал и брал свой торбас с левой (духовные вопросы) ноги или с правой (вопросы на материальные темы) в руки. Приставлял на свой выбор носком или пяткой к основанию средних нар балагана (как вариант — к основанию своей кровати) и начинал переставлять их, как бы отсчитывая циркулем. Если к порогу дома приходила пятка торбаса, то ответ на вопрос был положительный, если носок, то отрицательный. Но чаще всего гадали о том, покинет ли нынче надолго человек родной дом (по причине наема на рыбный промысел в Булуне, на перевозку грузов в Аян, стараться на золоте в Бодайбо, попадет ли в тюрьму, а то и покинет дом по причине своей смерти) или останется благополучно жить в родных краях.
Также обыватели могли гадать при помощи обыкновенного якутского трехногого стола. Подвязывали к ножкам лоскутки разного цвета и договаривались насчет того, какой цвет что означает. Затем по примерной прямой начинали переставлять ножки стола от холумтан (шестка камелька) к порогу дома и смотрели, каким лоскутком ножка стола упиралась в порог юрты-балагана. По сути никакой мистики. Стол и торбаса никуда не скачут и не пляшут. Это всего лишь способ принятия трудного решения, также способ избегания ответственности от принятия решения. «Духи подсказали». Другое дело — ветхий старинный стол при таком «хождении» мог и вправду развалиться. Это действительно считалось «к несчастью».
СТОЛ, БЛЮДЦЕ, ХОРУОНКА
Многие из нас хотя бы в юности собирались на Таҥха / Святки в кругу своих друзей, доставали заранее приготовленный ватман со схемой, разогревали над пламенем восковой свечи блюдце и с щекочущим нервы волнением прикладывали к краю перевернутого блюдца указательный палец. Иногда ничего не происходило, иногда кто-то из друзей, договорившись заранее, начинал водить блюдце, чтобы метка на нём «подходила» к определенным буковкам — якобы присутствующий дух отвечал. Бывало и жутковато при этом. Вот что рассказывает о якутском способе гадания на столе и блюдце знаток городского фольклора, кузнец, мастер народных промыслов Дмитрий ВАРЕНОВ:
— Не раз присутствовал на таких обрядах. Способ гадания на Таҥха именно городских якутов. Это рассказывали и проводили гадания бабули Коммунарова, Осогостоох, табагинская Козлова, наша хатынг-юряхская Явловская и другие. Берут действительно старинный якутский стол. Можно трехногий с круглой столешницей, а можно четырехногий с квадратной столешницей. Не суть важно. Но лучше все-таки именно старинный стол, прослуживший семье много-много лет. Бывали и специальные гадательные столы — закрашенные, с разметкой. Такие хранили в сенях и не использовали для хозяйственных нужд. Поверхность столешницы натирали топленым сливочным маслом (бабушка Козлова, кстати, свободно говорившая по-якутски и по-тунгусски, натирала свиным салом) и вправду грели — над печью. Совсем как кожаную мембрану шаманского бубна сушили в старину перед камельком. Но только над чугунной плитой. Явловские снимали при этом кольца плиты, другие не снимали, бывало, и над газовой печкой столешницу грели, например, в доме на Ленина, 34 — ну, городские. Ставили стол посредине комнаты. Нагревали фарфоровое блюдечко. Желательно, чтобы вогнутая часть блюдца хорошенько закоптилась. Затем клали блюдце в перевёрнутом виде на центр стола. На старинных столах там часто был нарисован круг, разделенный на четыре равных сектора с разным рисунком, а то и с частым рисунком, напоминавшим румбы на картуше морского компаса. Затем ведущий (человек обязательно спокойный и рассудительный, часто пожилой или в годах, по крайней мере) объяснял, что справа от блюдца — духовное, слева — материальное. Сверху — «баар» («есть»), а снизу — «суох» («нет»). Могли быть и другие условные обозначения («жребий мертвецов», «дальняя дорога» и прочая). После того, как все уговаривались, ведущий брал в рот стеклянную бусинку-«хоруонка» (часто с заранее залепленным белой глиной отверстием, чтобы получился шарик идеальной формы. В мое детство часто использовали горошину черного перца — она даже удобнее: легче, двигается более непредсказуемо). Ответственный, держа горошину во рту, говорил по-якутски: «Я призываю» и клал горошину в центр донышка блюдца. Все прикладывали подушечки указательного и среднего пальцев обеих рук к столешнице снизу. Задавая вопросы, формулировали их так, чтобы ответ был «да» или «нет». Далее все участники, рассаженные вокруг стола, начинали, задав вопрос, потихоньку выбивать ритм пальцами по столу и говорить тихо: «Ич-чи кэ-лиэ-ҕэ, иччи кэ-лиэ-ҕэ, кэл, кэл, си-биэ, си-биэ, ыр-чык-таа...» («Дух придет, дух придет, приходи, приходи, шаманский стол, шаманский стол, предугады- вай...»). При этом бусина/горошина могла кататься произвольно. Но считалось, что как только гадательный дух появлялся, то горошина катилась чётко в одну сторону, давая ответ. Далее время от времени проговаривали, что не отпустят духа, пока он не ответит на все вопросы. И якобы дух порой начинал беситься, не желая отвечать и не имея возможности освободиться от заклятия — стол трясся и чуть не летал. Когда не было тарелки, то использовали вместо нее перевернутую раскаленную чугунную сковороду без рукояти. Могли приготовленную бусинку положить и на поверхность стола. Круг при этом огораживали тряпочкой, веревочкой, мукой. Всё это очень смахивает на европейский спиритуализм — столоверчение. Однако истоки все-таки местные. Интересно, что обыкновенный стол или трехногий стол-сандалы при этом виде гадания якуты называли сибиэ — шаманский стол.
ШАМАНСКИЙ СТОЛ
В старину у якутских шаманов был жертвенный стол. Первоначально делали его так. Срубали три или четыре молодые березки из особого места у шаманского дерева арык мас. Если дело было зимой, то, занося в помещение, отогревали и ставили срубленной частью в чабычах с водой. Чтобы хоть маленько оживить, сделать гибче. Через какое-то время связывали ветки между собой, чтобы получилось трехногое или четырехногое сооружение, способное устойчиво стоять. Сверху стелили вместо столешницы циновку из тростника-хомус. Или клали сам бубен вместо столешницы. Вот такой стол и называли сибиэ. Был он жертвенный для духов: вместо кэрэх мас использовали сибиэ. Также использовали сибиэ для многих других обрядов, не связанных с принесением жертв.
ГАДАНИЯ
На сибиэ из трех березокчэчир укладывали бубен. По центру «столешницы» клали жемчужину или другой круглый гладкий камешек. В записях якутских фольклористов этот камень называется чиндэмээни таас, что удивительным образом перекликается с санскритским чинтамани («камень, исполняющий желания») из индуизма и буддизма. Вокруг чиндэмээни шаман-ойуун посыпал муку из корневищ унньуула (сусак зонтичный), как бы ограждая. Далее шаман совершал хамнаа (шаманский ритуальный пляс) вокруг сибиэ, отчаянно топоча пятками — битии. Вибрации шли по земляному полу. Сибиэ на своих тонких ножках начинал дрожать, а каменная горошина каталась, указывая на то или иное направление, например, куда удалился злой дух абааhы, похитивший у конкретного больного его душу. Вот так гадания на Таҥха перекликаются порою с древними шаманскими ритуалами.
Владимир ПОПОВ.
Фото:SakhaLife.ru