Главная » 2022 » Февраль » 22 » Где она, страна Хоро?

Где она, страна Хоро?

В прошлом году в рубрике «Этно» мы рассказывали о нескольких таинственных племенах, живших в Якутии, бок о бок с нашими предками, предками наших знакомых, а то и некоторые из нас являются потомками тех исчезнувших ныне народов. Так, подробно были рассмотрены роды засыпающих на зиму нуорамдьын, загадочные хара сагыл, ушедшие на морские острова онкилоны и шелаги и ряд других. На этот раз проследим сохранившиеся сведения о племени хоро.

АРЕАЛ ОБИТАНИЯ ПОТОМКОВ

Согласно якутским преданиям и легендам третий прародитель якутов (после Эр Соҕотох Эллэй Боотура и Омогой-баай) по имени Улуу Хоро остановился у озера Мюрю, находящегося в великой одноименной долине. Затем его род был истреблен кангаласцами в век кровопролитий и сражений. А остатки потомков Улуу Хоро разбрелись по якутским улусам и наслегам, смешавшись окончательно с якутами. Представители племени хоро, которых исследователи различных экспедиций XVIII–XX вв. обозначают как «хоринцы», отождествляя их с известными им родами забайкальских бурят — хори-туматами, являются одним из известных и многочисленных якутских родов. В начале ХХ в. наслеги под названием Хоро были в Борогонском, Верхневилюйском, Западно-Кангаласском, Сунтарском улусах. Род хоро проживал также в Мегинском, Намском, Средневилюйском, Баягантайском и Олекминском улусах. В окрестностях Якутска хоро жили в Ой-Бэс, среди багарадских и ергетских родов. В XVII в., согласно письменным документам, оставленным казаками-первопроходцами, по рекам Амга, Таатта и Алдан проживали хоро. По легенде и реку Амгу так назвал предок хоролоров Улуу Хоро. В Верхоянском округе тоже жили хоро. На Алдане имелась Хоринская волость (всего 80 чел.). В Магасской волости на Алдане, между устьями рек Томпо и Уяна и частично в нижнем течении р. Татты, также проживает род хоро. Как видим, ареал распространения рода хоро был впечатляющим.

ХОРО И ХОРИНЦЫ

Когда знакомишься с легендами о первопредке племени хоро, то всегда удивляешься тому факту, что, казалось бы, прибайкальские хоринцы пришли на среднее течение реки Лены в долину Мюрю не с юга-запада вниз по реке, не с запада. Великий Хоро верхом на огромном быстроногом быке пришел в эти края с юго-восточного направления. То есть, получается, откуда-то из Ус- сурии или даже южнее. Но давайте пока оставим эту теорию и рассмотрим классическую устоявшуюся за сотню лет гипотезу о бурят-монгольском происхождении якутских хоро.

По мнению исследователя происхождения якутского народа И. В. Константинова, генетическое родство бурятских хоринцев и якутских хоро подтверждается тем, что Улуу Хоро прибыл в Якутию на быстроногом быке, а так как терминология сбруи верховых коней у якутов тюркского происхождения, а названия принадлежностей бычьей упряжки чисто монгольские и не имеют параллелей в тюркских языках, то Хоро получается монголоязычным.

По словам Константинова, хори, то есть современные хоринские буряты, некогда жили в Северной Монголии. По мнению историка Еремея Габышева, с хоринцами связан монгольский пласт в культуре якутов. Можно привести еще много примеров, где исследователи приходят к заключению о том, что хоро являются прибывшими на земли предков якутов хори-бурятами.

ВОРОН И КРЕСАЛО

Ворон является одной из птиц, терпящих суровые климатические условия Якутии. Он очень прожорлив и приносил убытки охотникам. Может выслеживать и разорять силки, ловушки, черканы, самострелы, капканы — съедает или портит добычу. Несмотря на это, якуты не убивали воронов. Изредка ворон из жадности залезает не с той стороны и становится жертвой, задев насторожку черкана или ловушки давящего типа. В таких случаях охотник клал в клюв мертвого ворона кусок заячьей шкуры, заворачивал в бересту и вешал на ветках лиственницы, растущей поодаль от посещаемых людьми и скотом местах. Ведь считалось, что ворон может пожаловаться своему отцу — грозному божеству Великому Господину Улуу Тойону. И тогда убийце ворона грозят ужасные кары. У родов, происходящих от Улуу Хоро, ворон считался божеством-покровителем, сыном божества Великого Ворона Улуу Суоруна. Как-то один хоро из Западного Кангаласса переплыл реку Лену на быке и искал хорошие места обитания на правом берегу, чтобы переселиться туда. Незаметно наступила осень, а хоро всё выбирал себе подходящее место. Где-то по пути он потерял кисет с кресалом, кремнем и трутом. До поры до времени обходился без них. Но вот пошли заморозки. Человек не может ни обогреться, ни приготовить добытую дичь. И вот, истощившись и замерзая, он лежал в найденной заброшенной охотничьей юрте-уутээн. Вспомнив, что покровитель их рода-племени — ворон, он обратился с просьбой к пролетавшему ворону. Тот улетел дальше. Через какое-то время хоро вышел во двор. И вот летит к нему ворон. Сбросил прямо под ноги кисет. Хоро растопил камелек обретенными кресаломхатат и кремнем-чокуур и таким образом выжил. Есть также варианты, где в тех же условиях оказывается беременная женщина: ее сын становится первым хоро. Другой хоро заблудился на зимней охоте в тайге. Добычи не попадалось. Куда идти? Что есть? Где укрыться? Вдруг на ветку рядом сел ворон. Хоро попросил его о помощи. Ворон отлетел и снова сел на ветку. Хоро пошел за ним. Вскоре ворон привел хоро к недавно павшему лосю. Утолив голод и соорудив чум из шкуры сохатого, хоро спасся. Вскоре нашел свою тропу и вернулся к себе домой. Такие истории ходили в среде потомков хоро — о том, что ворон является подлинным защитником и покровителем племени. Чуть не каждый хоро считался потомком шаманского рода. Якутские шаманы во время камлания, проговаривая зачастую тарабарщину, утверждали, что говорят на магическом языке хоро. Каждого потомка рода хоро считали способным излечивать от кожных заболеваний. Кожные заболевания, думали якуты, есть напасть, насылаемая духом огня Хатан Тэмиэрийэ за определенные грехи. И вот обладающих кресалом хоролоров считались способными вылечить страдающего кожными заболеваниями следующим заговором: «От зари до зари дьотту. От хоринца хоро дьотту. Начинаю высекать я, являющийся внуком хоринцев. Блесни лучезарно Солнечное высекание, Лунное высекание, Солнечное высекание, Лунное высекание». При этом пото- мок хоро высекал кресалом и кремнем красного цвета искры прямо на нарывы и язвы. Говорят, помогало.

ХОРО СИРЭ

В сказаниях говорится, что родина этого племени находилась в стране Хоро Сирэ в юго-восточном направлении. Фольклорист Сэhэн Боло составил географическую карту мира олонхо «Дугуйа Беге» («Силач Дугуйа»). Там у границы северо-востока Китая обозначена «страна искусных в пении и танцах Хоро». То есть, получается, это Маньчжурия или даже Северо-Западная Корея? Тогда Хоро означает Корё (название древнего корейского государства)? В японских храмовых праздниках можно до сих пор наблюдать представления боккайгаку (искусства Бохая). Бохай — страна, где жили и тунгусы, и корейцы. Бохайцы славились своими танцами и пением, так же как жители страны Корё. Японцы в те далекие времена приезжали изучать эти искусства в обеих странах и сохранили танцы и песни в законсервированном виде до наших дней. Нижнеамурские айну имели слово «сири» — «земля, место». Это как-то может быть связано с Хоро Сирэ. Также из других произведений якутского фольклора становится ясно, что хоро прибыли на наши земли откуда-то из областей рядом с Нюкэн Уедэнэ. Никань — это маньчжурское название Китая. Что-то вроде: «они — китайцы». Отсюда русское название Китая в XVII веке — Никаньское царство. Северная часть Китая, где обитали маньчжуры, казаки называли Богдыханским царством. То же самое у якутов: те земли считались владениями Богдо-хаана. Доктор исторических наук Розалия Бравина считает, что якутские хоро испытали наслоение нескольких культурных наслоений: прибайкальские хоринцы, хоринцы в Приамурье, соседствовавшие с даурами, и тунгусо-маньчжурские или смешанные тунгусо-монгольские хоринцы Приамурья. Есть мнение доктора исторических наук Булата Зориктуева из Улан-Удэ, что хоролор являются потомками палеоазиатов нижнего течения реки Уссури, где есть местность Хор или местность Кори на Нижнем Амуре. Этим объясняется их почитание ворона, которого под именем Кутх обожествляют практически все палеоазиаты (эскимосы, чукчи, коряки, ительмены). Эта же древняя гипотетическая ветвь приамурских палеоазиатов, по мнению Б. Р. Зориктуева, могла быть компонентом при образовании корейского этноса. Одним из тотемов в древнекорейском государстве Когурё являлся трехлапый ворон. В некоторых якутских преданиях также упоминается трехлапый ворон в качестве божества племени хоро. Так все же кем были якутские хоро — бурятские хоринцы, тунгусы, корейцы или палеоазиаты? Вопросы остаются.

 

Владимир ПОПОВ.

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2024 Хостинг от uWeb