Герб Верхнеколымского района не утвержден
В 2004 году власти на местах осознали, что у них до сих пор нет своего собственного герба. Как так? И начался вал самоидентификации на улусном уровне. Президентом республики тогда был Вячеслав Штыров. Процесс утверждения гербов прошел, можно сказать, молниеносно. Всего за три года своими гербами обзавелись все улусы Якутии. Первым свой герб зарегистрировал, как и положено по алфавиту, Абыйский улус — 27 октября 2004 года (конь и олень вокруг сэргэ). Последним — Эвено-Бытантайский улус 21 января 2005 года (скачущий над алмазами чубуку).
Казалось бы, все улусы имеют свой герб. Однако выяснилось, что у Верхнеколымского улуса его нет. Районные депутаты его утвердили, флаг с гербом гордо реет над администрацией, но он пока не утвержден в Геральдическом совете в Санкт-Петербурге, а значит, незаконен. Причина отказа? Колымчане нагромоздили в герб всё, что только можно. А герб должен быть лаконичным.
12 НОВЕНЬКИХ
Буквально после новогодних праздников 12 населенных пунктов Якутии обзавелись собственным гербом, который защитили в городе на Неве, они официально внесены в государственный регистр. Это Саныяхтахский наслег Олекминского улуса, Батаринский наслег Мегино-Кангаласского улуса, МО «Берт-Усовский наслег» Усть-Алданского улуса, МО «Борогонский наслег» Усть-Алданского улуса, поселок Витим Ленского района, Жилиндинский национальный наслег Оленекского улуса, Курбусахский наслег Усть-Алданского улуса, Октябрьский наслег Горного улуса, Онерский наслег Усть-Алданского улуса, Оспехский наслег Усть-Алданского улуса, Столбинский наслег Верхоянского улуса, Черюмчинский наслег Верхоянского улуса.
СВОЙ ГЕРБ МОЖЕТ ИМЕТЬ И МАЛЕНЬКАЯ ДЕРЕВНЯ
Кто имеет право на собственный герб? Какова процедура утверждения? И по какой причине чиновники «зарубают» эскизы?
Артур МАТВЕЕВ, геральдист, старший референт управления государственного протокола и государственных наград АГИП Якутии:
— Как это делается? Сначала муниципалитет должен изъявить желание и обратиться к нам. Затем мы совместно работаем над эскизами. Потом начинается официальная часть: эскиз проводится через наслежный совет. Если получено положительное заключение, мы рассматриваем его на совете при главе республики. Если и там дают положительное заключение, выходим на Геральдический совет при президенте России в Санкт-Петербурге. И лишь потом, опять-таки при положительном заключении, герб официально вносится в Государственный геральдический регистр.
— Обязательно иметь герб населенному пункту?
— Нет. Но по закону они вправе иметь. Свой герб может иметь даже маленькая деревня. Почему нет? Помимо тех 12 населенных пунктов, которые получили свой герб, я внес на рассмотрение в Геральдический совет при президенте России еще несколько населенных пунктов.
— Процедура долгая?
— По-разному. Могут принять и в сжатые сроки, а могут вернуть эскиз, отказав.
— А каковы причины отказа?
— Нагромождение всего и вся. Некоторые населенные пункты хотят видеть на своем гербе очень многое. Это не соответствует требованиям геральдических норм.
— Можете назвать один пример?
— Герб должен быть лаконичным, узнаваемым, красивым и аутентичным. Наши стараются туда внести всё что можно! Это основная причина отказа. Улусы Якутии начали обзаводиться своими гербами с 2003 года. Все внесены в регистр, кроме Верхнеколымского улуса. Они не прошли официальную регистрацию.
— Почему?
— По той же причине. Нагромождение всего и вся. Но их депутаты этот герб приняли, так что колымчане считают, что у них есть герб. И, кстати, я считаю, что герб-то на самом деле неплохой. Только действительно там многовато всего: и судоходство, и полезные ископаемые, и пушнина, и рыба.
— Для чего вообще нужен герб?
— Демонстрация своих особенностей. Раньше во время республиканских соревнований все были похожи друг на друга, как близнецы. Не могли разобрать, кто есть кто. Сейчас же у всех улусов есть своя спортивная форма, свой флаг и герб. Это красиво! Особенно на торжественных открытиях и закрытиях. Это упорядочивает. И то, что у улуса на гербе, — это действительно то, чем они славятся на всю Якутию и чем гордятся. Люди показывают свой улус через себя, не стесняясь, как принадлежность к одной общности.
— У нас гербы наносят, например, на тетради, ручки?
— Естественно, особенно на ежедневники, посуду, календари, сувенирную продукцию. Я с удовольствием замечаю, что в последнее время много красивых изделий с изображениями гербов.
— Где-то учат рисовать гербы?
— Нет. Наверное, надо выучиться сначала на художника. Или посетить курсы, семинары. Иногда рисуют местные художники-самородки. Некоторые обращаются к профессиональным художникам. Порой я им делаю гербы.
— Как интересно! И сколько вы создали гербов?
— (Смеется). Я сам счет не веду, просто людям помогаю. Когда-нибудь посчитаю. Но в основном не рисую, а подсказываю художникам, как это выполнить правильно.
— В других регионах страны геральдика так же активно развивается, как в Якутии?
— Я занимаюсь геральдикой более 20 лет. Сколько езжу в Санкт-Петербург, постоянно убеждаюсь — и это я говорю без излишнего хвастовства, — что Якутия по части геральдики стоит на одном из первых мест в стране. Это отмечают все профессионалы. С 2003 года до 150 поселений и городов республики официально состоят в государственном регистре. Вряд ли этим может похвастаться любой другой регион страны. И работа продолжается на наслежном уровне!
ДВЕ ЛОШАДИНЫЕ ГОЛОВЫ
Спиридон БОРБУЕВ, начальник управления образования Верхневилюйского улуса:
— Мы очень гордимся своим гербом! Да и всем национальным. Как вы знаете, мы даже на работу выходим по определенным дням в национальной одежде. На нашем гербе в лазоревом поле стрела в столб, поверх которой — две взаимообращенные и примыкающие друг к другу лошадиные головы, каждая из которых увенчана бычьим рогом, и ниже венок из пшеничных колосьев. Во главе семь дугообразно расположенных якутских алмазов. Все фигуры золотые. Корова, лошадь, колосья пшеницы символизируют сельскохозяйственную направленность экономики нашего улуса.
ЗАКУПИМСЯ В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ
Иван ЛАПТЕВ, глава Среднеколымского улуса:
— У нас на красно-зеленом фоне изображена лошадь, символизирующая то, что мы сельскохозяйственный район, а внизу в волнах рыба — это дары нашей реки Колымы. Я относительно недавно приступил к обязанностям главы района, так что календари и ежедневники с гербом заказать не успели. Но с будущего года — обязательно!
ХАРИУС — НАШЕ ВСЁ
— Рыба присутствует на гербах многих улусов. А у вас-то почему рыба? И почему тогда три сэргэ?
Роман ЩЕГЕЛЬНЯК, глава Нерюнгринского района:
— Я не стоял у истоков разработки герба, поэтому не ко мне вопрос. Коновязь принято изображать в нашей республике. А про рыбу я с вами бы поспорил. Да, у нас нет северной рыбы, зато полно хариуса. Местные жители очень любят эту рыбу.
БОБЁР И НЕАНДЕРТАЛЕЦ
26 декабря 1992 года Верховный совет Якутии утвердил герб республики. Центральная эмблема герба — древний всадник со знаменем. Это одна из фигур наскальных писаниц, найденных у деревни Шишкино, выше Верхноленска, участниками Великой северной экспедиции РАН. На писаницах изображены скотоводы курумчинцы — предки якутов, вытесненные из Прибайкалья более сильными соседями. Три хвоста знамени символизируют единство племен, составляющих вместе один народ — курумчинцы. Обрамляющие герб семь ромбических кристалликов ограненного алмаза означают единство издавна проживающих на территории Якутии народов: якутов, русских, эвенков, эвенов, чукчей, долганов, юкагиров. Автор герба — народный художник СССР Афанасий Осипов. Кстати, изображение герба выбирали не без пламенной дискуссии, присущей 90-м годам. Оппоненты, другие авторы, предлагали в качестве элементов герба мамонта, бобра, северного оленя, глухаря, белку, тюленя, моржа, журавля стерха, неандертальца, но эти предложения не получили поддержки.
Михаил РОМАНОВ.